Андрей Подпорин
( статья подготовлена для газеты «Ведомости» №131 от 19.07.06)
Существует некое предубеждение относительно должностей в наших компаниях. Традиционно часть из них считается серьезными, важными, а часть до банальности простыми – секретарь, водитель, помощник, кассир и т.д. Соответственно для последних не так важна квалификация, уровень образования. Вряд ли это мнение безукоризненно, тем не менее, и работник и работодатель заинтересованы в объективной оценке своей деятельности, а не только субъективной. Но кто у нас занимается выстраиванием четких критериев для секретаря, водителя или курьера? Однако, для того чтобы определить объективный критерий нужно ответить на простой вопрос, а в чем собственно главная задача того или иного сотрудника. Предлагаю простой тест, постарайтесь выписать на листе бумаги, чем в вашей компании занимается секретарь или чем он должен заниматься. Если это получилось, тогда второй вопрос – а чем должен заниматься помощник руководителя? Если отличие превысило 30% - тест пройден, но останется вопрос каков критерий его эффективности?
У нас в стране отсутствуют Национальные профессиональные стандарты должностей. Поэтому в приемной мы можем обнаружить офис-менеджера, секретаря, референта, ассистента, личного помощника и т.д. разнообразие в этом террариуме бесконечно. За свою не такую уж долгую историю требования к человеку в приемной трансформировались от барышни с модельной внешностью к специалисту, обладающем разнообразным набором знаний. От переводов, визовой поддержки до MS Project и улаживания конфликтов с клиентами. Согласитесь, примитивным этот набор не назовешь. Но чтобы окончательно не запутаться и навести некий порядок, достаточно выделить две главные фигуры в приемной - секретаря и помощника.
Основная задача секретаря – это управление информационным потоком. Причем и входящим и исходящим. И неважно как эта информация представлена. В виде письма факса, звонка, или просто сплетни. При поступлении информации ее необходимо идентифицировать, определить ее получателя, приоритет и направить в нужную точку в нужное время. Исходящую информацию необходимо обработать, если надо, перевести, отредактировать и обеспечить своевременную доставку адресату. Иногда в той форме, которая наиболее понятна получателю. Такое четкое определение задачи позволяет вводить ясные критерии, подбирать и обучать людей.
В отличие от секретаря, помощник руководителя – это специалист, управляющий производительностью труда другого человека. Поскольку этот человек – руководитель предприятия или подразделения, считать должность помощника менее важной, значимой, престижной – глупо. Другое дело, что о производительности труда у нас менее принято говорить, чем о рентабельности, скорости окупаемости, доходе на капитал, понятиях, так или иначе с ним связанных. Мы не сможем ответить на вопрос, зачем нужен помощник, если не понимаем, зачем нужен руководитель. Задачи любого руководителя многообразны и сложны, но любой руководитель должен уметь главное – принимать решения. Люди к нему в кабинет входят с проблемой, а выйти должны с решением. Комбинацию, когда присутствуют прочие достоинства, но отсутствует способность принимать решения сложно назвать руководителем. Следовательно, любой помощник нужен тогда, когда в результате его присутствия на рабочем месте в день принимается не 10 решений, а 15. Не 5 встреч, а 7. Не 8 писем, а 10 и т.д. Хотя количество не всегда означает качество. Просто с присутствием нормального человека в приемной качественных решений все равно становится больше, чем без него. Понятно, что банальные чай-кофе – это снятие бытовой проблемы с руководителя для того, чтобы у него было больше времени для решения производственных дел. А никак не демонстрация статуса и чинопочитания.
Если в компании присутствует сильный руководитель и слабый помощник производительность труда руководителя объективно снижается. Ему необходимо тратить свой ресурс на обучение, организацию и контроль своего сотрудника. В конечном итоге при слабом помощнике страдает не только эффективность, но и авторитет руководителя. При слабом руководителе и сильном помощнике в компании могут происходить разные вещи : наверняка усилится клановая борьба, помощник может стать дополнительным центром компетенций и власти. В конечном итоге процедура принятия решений усложняется и происходит потеря управляемости.
Ситуация сильного помощника и руководителя равноценна вселенскому счастью. Каждый занимается своим делом и любому клерку понятно к кому и как надо подходить с тем или иным вопросом. Основной плюс этого сочетания – не только руководитель, но и его окружение транслируют одинаковые управляющие сигналы коллективу, и мотивируют. Поскольку в этом случае все тянут в одну сторону результат обязательно будет, если конечно интересы руководителя совпадают с интересами компании и ее акционеров.
Часто в офисах мы наблюдаем более сложный тип помощника. Помощника, который, производя впечатление сильного специалиста, на самом деле является хорошим манипулятором. Человеком, который за счет близости к первому лицу больше занят не делами фирмы, а расширением сферы своего влияния и своего авторитета. Именно эти люди знают, как можно завесить вопрос, отложить бумагу, изменить тон подачи сообщения и т.д. в конечном итоге действия таких «профессионалов» неминуемо скажутся на авторитете и имидже руководителя и при попустительстве первого лица мы опять получим ситуацию слабый руководитель – сильный манипулятор-помощник.
По правде говоря, руководителю, который не привык оперировать понятиями личной эффективности и производительности труда, помощник не нужен. Только если акционеры не готовы терпеть затраты на его личные поручения. А вот хорошие секретари пригодится всем. Главное правильно ставить им задачу и ценить их. Впрочем, как и всех остальных.
Еще раз ,Андрей Геннадьевич, добрый день!
Нашла Ваши статьи, распечатала... читаю..))
С уважением, Елена Синица.
Добрый день Андрей!
Мы уже не надеемся тебя найти. Если напишешь на vesel_13@mail.ru , будем рады