Балерины начинают рано
И это ни для кого не секрет. Чаще всего первые шаги артисты балета начинают в возрасте 4-6 лет, а уже в 9-11 поступают в профессиональные колледжи или академии. Это те самые школы балета, где будущие балерины большую часть времени тренируются у палки и изучают общеобразовательные предметы, как в обычной школе. У нас такая же общеобразовательная программа, как и у школьников, мы также изучаем математику, русский, литературу, химию, биологию, историю, также сдаем экзамены для получения аттестата.
Но все же основной упор, разумеется, делается на танец, на изучение таких предметов как классический, характерный, историко-бытовой и дуэтный танцы. После окончания обучения выпускники становятся артистами той или иной труппы, карьера артиста балета начинается в 18-19 лет.
Я пришла в балет, когда мне было всего 10 лет. В 2009 году закончила Красноярский хореографический колледж, класс заслуженного работника культуры РФ С. П. Михеевой. И в этом же году была принята в труппу Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. А затем, в 2016 году по приглашению художественного руководителя и директора Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона заслуженного артиста РФ А. Г. Фадеева переехала в Санкт-Петербург и заняла место ведущей балерины театра.
Стройная, высокая и грациозная
Это не просто описание внешнего вида балерины, но и в некотором роде требования к профессиональным артисткам балета. Да, они есть, как и во многих профессиях. Сегодня балерина должна быть высокая, обладать определенными внешними данными и пропорциями тела, длинные руки и ноги, тонкая удлиненная шея, небольшая голова относительно тела, красивое лицо. Важно иметь хорошую физическую подготовку, чтобы выдерживать каждодневные физические нагрузки, обладать координацией и техникой танца, иметь гибкое тело и хорошую растяжку.
Уметь слушать музыку – важное качество артиста балета, ведь танца без музыки не бывает. Талант, конечно, немаловажный фактор в достижении хороших результатов в профессии, но также нужно быть трудолюбивым, иногда приходиться идти на жертвы ради профессии и к этому нужно быть готовым. Можно ли сказать, что тем, кто недостаточно высок или имеет слабую гибкость будет сложнее пробиться? Я могу только ответить словами своего первого руководителя в Новосибирском театре: «У всех артистов бывают свои недостатки и хороший артист этот тот, кто умеет их скрывать!»
Профессия, требующая жертв или приносящая радость
Каждая профессия требует определенных жертв, артист балета не исключение. Каждодневный тяжелый труд, совершенствование своих профессиональных качеств, эмоциональное опустошение после спектакля, боль в ногах и теле. Но все это компенсируется, когда ты выходишь на поклон после спектакля и чувствуешь благодарную энергетику зала, она тебя внутренне заряжает.
Ощущение того, что сегодня ты сделал какое-то движение лучше, чем вчера, ты стал сильнее чем вчера, это огромная мотивация к дальнейшей работе и достижению новых поставленных задач. Конечно, большую часть своей жизни ты уделяешь работе, ведь век артиста балета действительно очень короток, пенсия уже в 35 лет. Но это не говорит о том, что все, сегодня мне 35, завтра я не выйду на сцену, каждый принимает такое решение индивидуально.
Пока ты можешь танцевать, и ты понимаешь, что достойно выглядишь на сцене, ты можешь продолжать свою работу, пока не решишь сам, что пора заканчивать. Также один из мифов, что ты должен отказаться от семьи и детей. Это не так. Есть много примеров, когда мировые звезды балета прекрасно совмещают работу и семейную жизнь, при этом имея двух-трех детей. Это выбор каждого.
Стекло в пуантах и другие мифы про закулисье
Если говорить о мифах, то профессия артиста балета, наверное, одна из тех, где изобилуют байки и пугающие истории. Про битое стекло в пуантах, про подрезанные ленточки, которые отрываются на сцене, дабы испортить выступление. К счастью, это всего лишь мифы, которые в последние годы активно используются в кино для большей драмы в сюжетной линии.
Я работала в двух театрах и за 13 лет ничего такого не встречала. Многие любят говорить, что среди коллег нет дружбы. Можете мне поверить в балетном театре все относятся друг к другу хорошо. Если ты попросишь помощи, тебе всегда помогут. Есть, конечно, завистливые люди, но они, как правило, долго не задерживаются. Ну а истории про то, что у артиста ленточка оторвалась прямо на сцене, это скорее всего его вина, нужно лучше готовиться к спектаклю и все заранее проверять, а не сваливать свой промах на чьи-то проделки. Или то, что он сегодня выступил плохо потому, что ему кто-то костюм испортил или подножку подставил, а не потому, что он сам недостаточно репетировал и физически готовился к спектаклю.
Единственный обычай, который, я думаю есть в каждом театре и точно не является вымыслом, это в конце сезона, с приходом новых молодых артистов, устраивать вечеринку-встречу. Тогда вновь пришедшие знакомятся со всеми артистами, рассказывают о себе, откуда они, где учились и т. д. Это своего рода «вливание в состав», ведь несмотря ни на что труппа — слаженный коллектив.
Балет = призвание
На мой взгляд, есть несколько профессий, которые являются не просто выбором своего пути, а настоящим призванием. Человеку приходится посвящать себя работе, откладывая личную жизнь на второй план. Как врачи, например, которые даже в отпуске в случае необходимости всегда готовы прийти на помощь. Балет в некотором роде тоже призвание, ты полностью отдаешься театру, отказываешься от нормальных в представлении других людей выходных, ведь суббота и воскресенье — те дни, когда идут основные спектакли.
Кто-то даже может утверждать, что артист балета теряет свободу выбора. Но это не так. Ты можешь сам выбрать в каком театре хочешь работать, отталкиваясь от репертуара, города в котором он находится, и возможностей, которые будут доступны для тебя. С выбором партий и гастролями все намного сложнее. Гастроли – это, как рабочая командировка, от которой без каких-либо весомых обстоятельств ты не имеешь права отказаться. Да и как отказаться от возможности путешествовать, посетить новые города, поработать на разных сценах мира.
В театре есть художественное руководство, которое определяет, какая партия подойдет для того или иного исполнителя, отталкиваясь в первую очередь от амплуа артиста, редко встречаются те, кому подвластны как лирические партии, например Аврора из «Спящей красавицы» или Одетта из «Лебединого озера», так и яркие, эмоциональные, например Китри из «Дон Кихота». Также важна техническая оснащенность артиста, не каждый может исполнить трюк – 32 фуэте, а без него не обойтись во многих постановках. Есть возможность самостоятельно подготовить партию и показать руководству, это всегда приветствуется в театрах и даже работает в плюс артисту.
Конкуренция в балете и что делать начинающим артистам
В театре очень сильна конкуренция, это действительно так. Сильных театров довольно немного, ежегодно приходят молодые артисты, у которых есть амбиции, преимущество молодости и в некотором роде напора. Но я считаю, что чем сильнее конкуренция в балете, тем сильнее и лучше исполнители. Ведь здоровая конкуренция – это двигатель прогресса!
Часто бывает сложно проявить себя, выделиться из множества хороших артистов. Иногда это происходит совершенно случайно, независимо от нас. Ведь тем и сложна наша профессия, ты всегда должен быть в хорошей форме, неизвестно, когда настанет момент и тебя заметят. Или, что бывает намного чаще, тебе за несколько дней нужно приготовить какую-нибудь партию и выйти на сцену, и вот этот момент, шанс, когда ты можешь проявить себя, показать на что ты способен.
Так и случилось в моей карьере, когда я работала в Новосибирском театре. Театр готовился к гастролям в Мадрид, где ведущую партию должна была исполнить приглашенная балерина, но за несколько дней до отъезда она получила травму и вынуждена была отказаться от выступлений. Для меня это был тот самый момент! Руководство театра выдвинуло меня на исполнение главной партии в балете «Лебединое озеро», взамен приглашенной балерины. Буквально за неделю нужно было выучить и отрепетировать целый балет и выступить перед мадридской публикой. Это поспособствовало дальнейшему развитию моей карьеры, так я из артистки кордебалета стала балериной театра.
Шансы в профессии выпадают нечасто. Нужно их не упускать и постоянно работать. Мой девиз по жизни: «Если взялся за какое-то дело, делай его хорошо!». И это как нельзя кстати подходит для артиста балета. Чтобы состояться в профессии нужно очень-очень много работать, каждый день, помимо обязательного урока и репетиций, требуется дополнительно делать различные упражнения, чтобы поддерживать физическую форму. Не стоит забывать и о саморазвитии, читайте, смотрите фильмы, ходите в музеи и на выставки, найдите себе хобби – во всем этом вы будете черпать вдохновение и, конечно, не забывайте отдыхать, это тоже важно, ведь человеческий организм изнашивается, помните об этом.
Читайте также:
Как то слишком ванильно все. Не раскрыта тема меценатов большинства молодых артисток))
Помимо данных Богом талантов, это многолетняя пахота в зале. Остальное, типа меценатов и им подобных, уже как следствие исключительных данных. Нужно их продвигать.
Я думал что для успеха требуется:
Иметь физическую одаренность - развитые и подвижные суставы и крепкие связки. Определенную телесную структуру. Без этого нечего делать в балете. Как неудачный пример Очкова - слабые, неразвитые суставы ног и крупное туловище. Результат - сколько не занимайся физических кондиций не хватает на выполнение элементов.
Педагог или тренер если такового нет толку не будет. В стране куча балетных школ, не с каждой можно двигаться дальше.
Наличие места в труппе, вы можете быть перспективный, но если места и ставки нет ваша жизнь скомкана. Если место есть есть шанс проявить себя.
Здоровье, балет требует держать несколько противоречащих друг другу физических качеств - скорость, ловкость, гибкость и силу. Сила противоречит ловкости, скорость гибкости. Все это для поддержания требует физической пахоты, а пахота требует здоровья.
Отношения с коллективом и руководством. Зачастую творческие люди плохо понимают суть управленческой и административной работы. Типа: "директор это всех ругает". То что они являются кусочком бизнес процесса не видится и все остальные необходимые кусочки выпадают из поля зрения.
Теперь о папиков продвигающих своих любовниц балерин и балерунов. Мне кажется что высокоподготовленная балерина интересна ценителям балета и так.
Лет 15-20 назад пиарили по ТВ Очкову. Я смотрел ее попытки и видео что она физически не может танцевать - банально у нее не хватает физухи для реализации задуманных элементов.
Ну и наверное очень важно остаться в культуре и после завершения танцевальной части карьеры. Перейти на какую то работу позволяющую развивать накопленный потенциал.
Да. Профессиональная балерина -- это настоящий спортсмен.
Сильная и выносливая.
И пластичная.