Однажды, за короткий промежуток времени, где-то в границах одной недели, мне задали три вопроса, которые заставили меня задуматься.
– Вы юрист? – спросили меня в Торгово-промышленной палате, после рабочей встречи по продвигаемому нами законопроекту, разрешающему страховать ответственность экспедиторов и перевозчиков.
– Вы программист? – спросили коллеги по транспортной отрасли во время кофе-брейка после моего выступления с презентацией нашего IT-решения для логистики.
– Вы психолог? – уточнил у меня кандидат на руководящую позицию после полуторачасового финального собеседования.
Почему эти вопросы заставили меня задуматься?
Потому что ни по образованию, ни по должности я не был юристом, программистом или психологом.
Конечно, все знать невозможно. Однако, при подготовке к новым проектам или выступлениям, я научился за короткий промежуток времени нарабатывать необходимые знания в требуемой области, изучая матчасть, слушая экспертов и читая нормативную документацию.
Это, конечно, не фундаментальные знания, которые люди получают за годы учебы по специализации, но такие для моих практических задач и не требуются. Задача состоит в другом: в конкретной и ограниченной области наработать экспертность, которая позволит спокойно, не только на равных общаться по этой теме с профильными специалистами, но и даже лучше них разбираться именно в этой части.
Дело в том, что я никогда, к примеру, не буду знать право так, как это знает дипломированный юрист, но при спорах и обсуждениях конкретно на тему страхования ответственности перевозчиков, я легко веду дискуссию, аргументируя свою позицию номерами статей и пунктами законов как первоклассный юрист.
Я чуть ли не дословно выучил нужные отрывки статей гражданского кодекса, устава автомобильного транспорта и закона об экспедиторской ответственности, а также несколько подзаконных актов.
Для этого даже не нужно читать все эти объемные документы. Нужно изучить только те их части, которые посвящены именно вашему вопросу, а также почитать комментарии экспертов и профильных юристов.
Потом структурировать информацию в виде коротких тезисов, очистив от воды, которой, как правило, много.
Далее отточить полученные знания в беседах, выступлениях и круглых столах с экспертами в данной сфере, – и вот вы профи в новой для себя области, пусть и в очень узкой!
Схожий подход я использую и при подготовке к презентациям наших IT-продуктов. Можно просто получить готовую презентацию и механически ее прочитать по слайдам или заучить тезисы, не вникая в суть того, о чем ты говоришь. Но, во-первых, я искренне интересуюсь IT-направлением, а во-вторых, понимаю, что после выступления могут быть вопросы из зала или от модераторов. Поэтому перед таким выступлением я провожу несколько встреч с нашими продакт-менеджерами и IT-специалистами, прошу их подробнее рассказать о продукте, как он работает, его архитектура, каковы его преимущества и ограничения. Я моделирую самые каверзные вопросы, которые потом могут задать и мне.
Еще один лайфхак проработки узкой экспертности – это владение профессиональной терминологией. Не поленитесь изучить минимальный глоссарий новых слов и терминов из этой области, будь то мир финансов, информационных технологий или гражданского права. Уместное применение терминов с пониманием их сути сразу выделяет вас, как человека разбирающегося в проблематике.
Навык такого глубокого погружения на входе требует достаточно больших энергозатрат, поскольку мозг человека устроен таким образом, что все новое вызывает ощущение «темного леса», и долгое время им отторгается как ненужная и незнакомая информация. Выход из зоны комфорта в чистом виде.
Важно этот момент преодоления порога незнания в себе отследить, и немного пересилить себя, заставив вникать в пока еще непонятные дебри новой сферы. После нескольких прогонов и обсуждений информация уляжется и станет доступной.
Немного похоже на отточенный в студенческие годы навык написания курсовых и дипломных работ. Учитесь искать нужную информацию и вычленять суть, не тратя время на остальное.
Минусов у такого подхода немного, но они все же есть
Если вы топ-менеджер или предприниматель, важно соблюсти баланс погружения, поскольку при более глубоком вникании есть риск заместить собой нанятого специалиста, что является ошибкой и нерациональным использованием своих личных навыков и времени. Совет простой: делегируйте, но разбирайтесь в том, что делегируете.
Потратьте необходимый минимум времени, чтобы понимать, о чем речь и общаться на одном языке, но дальше идти не нужно, кроме тех случаев, когда у вас либо стартап, либо нет нужного специалиста.
Какие плюсы дает глубокое погружение в тему?
Во-первых, вы расширяете свои знания, причем делаете это в прикладной для своей компании или бизнеса области.
Во-вторых, вы говорите на одном языке с профильными специалистами, что позволяет отстаивать свою точку зрения и не дает вас запутать.
Ну и наконец, это просто профессионально. Не зря говорят, что хорошая подготовка уже половина победы!
Читайте также:
Хорошая тема. Книжку по ней пишу)))
Автор пишет:
"Навык такого глубокого погружения на входе требует достаточно больших энергозатрат, поскольку мозг человека устроен таким образом, что все новое вызывает ощущение «темного леса», и долгое время им отторгается как ненужная и незнакомая информация. Выход из зоны комфорта в чистом виде.
Важно этот момент преодоления порога незнания в себе отследить, и немного пересилить себя, заставив вникать в пока еще непонятные дебри новой сферы. После нескольких прогонов и обсуждений информация уляжется и станет доступной.
Немного похоже на отточенный в студенческие годы навык написания курсовых и дипломных работ. Учитесь искать нужную информацию и вычленять суть, не тратя время на остальное."
.....
Все сказано верно. Только название не соответствует содержанию.
Это не глубокое погружение в тему, а изучение азов. Терминологии, основных подходов, некоторых приемов, проблем.... По верху. Для глубины нужны годы.
Менеджер их не имеет. Он вовлечен и решает очень широкий круг вопросов. Очень широкий. И вынужден за день переключаться с одного на другой буквально каждые 30 - 60 минут.
По этому поводу писал Минцберг. Десять ролей Менеджера.
Я специально вела дневник своих ролей. Постояное переключение. Не до глубины.
Очень редко, обычно на выходных, а чаще в отпуске, можно спокойно изучать отдельный вопрос по книгам, статьям.
А так, все на бегу, наскоком, быстро. Некогда ходить в институт 5 лет. Решение требуют сегодня
... на уровне понимания некоторых терминов. Есть много анекдотов на эту тему.
Эксперт, тем более - узкий, должен досконально разбираться в обсуждаемой области, чтобы его советы и предложения чего-то стоили и кому-то помогали. Этого невозможно добиться без практического опыта решения соответствующих проблем с положительными и отрицательными результатами и работой над ошибками.
Но немного удивляет логика изложения материала статьи. Почему глубокое знание предметной и профессиональной терминологии не первый абзац в перечне требований, а где-то в списке лайфхаков?
Тема и интересная, и нужная. И самое, на мой взгляд, важное:
Иначе, вы будете смешны среди профи, но есть риск собрать вокруг себя полных профанов, как всезнайка.
Где тот баланс, чтобы погрузиться, но при этом не забуриться в тему - вот главный вопрос.
Я его увидел у автора в статье. Статья на отлично!
Очень хорошо, что автор креативен и отличается отличной памяти. Но то, что описал, трудно назвать "глубоким погруженеим в тему". Мне это больше напомнило мимикрию хамелеона.
И в этом нет ничего плохого! Если подобная маскировка, приносит автору успех, то мы можем только порадоваться за него.
И слегка отрицательное впечатление от статьи, вызвано не самой статьей, а разным пониманием читателями термина "глубокое погружение".
По идее, статья должна была называться
Что нужно делать, чтобы тебя везде считали своим?