Как будет развиваться event-индустрия после самоизоляции

Сегодняшние реалии event-рынка и ближайшие перспективы

Российские и зарубежные компании уже переносят ранее запланированные мероприятия на следующий год. Официальные спортивные награждения отменены либо перенесены на неопределенные даты. КХЛ отменил церемонию закрытия сезона 2019/2020, которая планировалась на конец мая 2020 года и не хочет проводить это мероприятие в онлайн.

Некоторые массовые мероприятия перенесены из офлайна в онлайн. Например, VK fest 2020 был перенесен с июля на май и уже прошел в онлайн. Фестивали «Нашествие», пикник «Афиши» – под вопросом. Большинство таких событий в этом году просто не состоится, поскольку традиционное время их проведения попадает на период ограничений. Фестиваль «Усадьба Jazz» в усадьбе Архангельское, запланированный на 30–31 мая 2020 года, перенесли на 2021 год.

До начала августа 2020 года большинство крупных живых мероприятий не состоятся. Есть и будут существовать государственные ограничения, но останутся и внутренние корпоративные ограничения там, где может быть риск для здоровья сотрудников.

Сентябрь: скорее всего произойдет пиковый всплеск мероприятий офлайн-формата, поскольку к сентябрю ограничения скорее всего будут сняты, а большинство сотрудников придут из отпусков.

Декабрь: происходит сокращение бюджетов и количество заказчиков. Поэтому и мероприятий будет существенно меньше, чем в прошлом году, ранее запланированные бюджеты компаний уже пересмотрели или пересматривают — об этом открыто говорят большинство клиентов.

Однако, некоторые мероприятия в ближайшее время точно пройдут, и первыми заказчиками на рынке будет государство. Также из «окопов» выйдет частный клиент. Без юбилеев и свадеб люди долго жить не могут. Даже сейчас частные праздники в скромном масштабе, но они все же проходят. Следующими заказчиками станет часть корпоративных клиентов. Тех «диссидентов», чью работу вирус не остановил, и кто изначально критично относится к самоизоляции.

В следующем году возможен рост внутрироссийских MICE мероприятий. В том случае, если «заграницу» не откроют — их начнут проводить в России, например на Алтае. Но, в связи с пересмотром бюджетов, произойдет уменьшение аудитории на реальных (офлайн) событиях.

Перспективы event-рынка для агентств

Падение рентабельности агентств привело к пересмотру бизнес-моделей компаний, поэтому происходит и еще будет продолжаться серьезная трансформация ивент-агентств. Многие не доживут до следующего года. Кто-то уйдет с рынка в другие сферы. Другие объединят бренды в процессе поглощения и слияния. Сегментации агентств по направлениям деятельности не будет. Компании будут цепляться за любые возможности заработка, усилится демпинг.

Заметен тренд изменения оплаты оставшихся топ-сотрудников — меньше постоянная часть, больше переменная. Часть агентств еще больше сократит расходы, уменьшит штат и дойдет до небольшой команды, состоящей из нескольких экспертов. Некоторые не сумеют сохранить свои команды и уйдут во фриланс.

Фриланс vs ивент-агентства

Несмотря на кризис, продажи останутся актуальными для бизнеса. И ему от индустрии событий понадобятся сложные маркетинговые мероприятия. Требования к событиям в онлайн и в офлайн очень сильно возрастет. Существенное увеличение количества профессионального фриланса на рынке, возможно приведет к появлению агентств, которые попытаются стать агрегаторами рынка event-услуг. Речь не о работе агрегаторов с одиночками.

Кризисы 2008-2009 годов, а затем и 2014–2015 годов уже объединили часть независимых event-экспертов в небольшие постоянные команды, которые как и крупные event-агентства стали работать с постоплатой. Постоянный состав из 4-6 экспертов привлекает в случае необходимости дополнительных профессионалов с углубленной специализацией, необходимой тому или иному проекту.

Этот формат стал альтернативой громоздким ивент-агентствам с их большими постоянными штатами, которые были необходимы для работы с большим входящим потоком заявок и тендеров. Такие компактные экспертные команды, как «конструктор» собираемые в оптимальной конфигурации под каждый проект, наиболее успешно смогли перестроиться в изменившейся реальности. Этой реальностью стал «тотальный онлайн», который после возвращения традиционных офлайн-событий, не уйдет со сцены, но станет важной частью многих мероприятий.

Доля онлайна даже после отмены ограничений увеличится

На ближайших живых событиях любого масштаба мы в обязательном порядке будем устанавливать антисептики для рук, проводить дополнительную дезинфекцию помещений. Мы столкнемся с мероприятиями с социальным дистанцированием, с повышенной себестоимостью. Собрать большое количество людей на одной площадке во многих случаях будет проблемой.

Но, за долгое время, проведенное на «удаленке», мы уже привыкли к онлайну, получили опыт, выработали новые правила, некоторые возможности нам пришлись по душе. Поэтому, постепенно возвращаясь к «до-вирусной» жизни, мы частично оставим онлайн-форматы, ставшие удобными: быстрые совещания, обучение, внутренние конференции, встречи с поставщиками и партнерами.

Также на рынке в скором времени начнет появляться целый пласт совершенно новых мероприятий — гибридных, когда целевая аудитория событий в живом формате будет существенно прирастать за счет онлайн-участников.

Это не событие с аудиторией удаленных наблюдателей трансляции в YouTube — их трудно удержать у экрана длительное время. Это мероприятия с аудиторией полноценных онлайн-участников, которые удаленно смогут влиять на ход мероприятия и получать почти все те возможности, что и гости на площадке: обсуждение, голосование, бизнес-общение, презентация своего продукта на виртуальном стенде, ответы на вопросы от представителей компаний, сессии с ментором и многое другое.

Для реализации этих возможностей уже сегодня происходит коллаборация event и подрядчиков из параллельных и смежных сфер. Такие совместные решения уже сейчас приводят к разработке многочисленных онлайн-платформ и онлайн-студий. Нас скорее всего ожидает смена лидеров на рынке онлайн-платформ, в том числе и мобильных приложений. На этот рынок за последние месяцы пришло очень много новых, интересных игроков.

Выставки и форумы трансформируются и станут намного интереснее. В том числе потому, что прирастающая онлайн-аудитория не имеет территориальных границ, не нужно преодолевать огромные расстояния, чтобы принять участие в мероприятии. Это выгодно и участникам, и спикерам, и спонсорам, и естественно организаторам.

С рынка уйдут старые форматы и бизнес-модели

Нас ожидает повышение сложности мероприятий и их новые типы. Продюсирование таких событий — это сбор команд нужной конфигурации. Речь об экспертах с глубокой специализацией, которая необходима в той или иной области предстоящего мероприятия. И поскольку командам, собираемым под проект, не нужен большой постоянный штат менеджеров для работы с непрерывным потоком заявок и тендеров, то им нет необходимости закладывать в бюджеты мероприятий расходы, понесенные в тендерах, в том числе проигранных, чтобы получить рентабельность.

Мой опыт работы с проектными «командами-конструкторами», показывает: этот формат появившийся после кризисов 2008-2009/2014-2015, актуален и сейчас. Ему очень легко перестроиться под любую задачу, в том числе новую. И поскольку меняться сегодня приходится всем, способность к изменениям, без снижения уровня экспертности, со способностью ее наращивать — это ключевое умение для игроков ивент-рынка.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.