Большинство предпринимателей в начале 1990-х годов запускали новый бизнес, как правило, с друзьями и знакомыми. Бизнес строился просто: завтра ты едешь куда-то за товаром, послезавтра продаешь, потом покупаешь и т.д.
На том этапе, когда компания росла, и численность сотрудников переваливала за 40-90 человек, у компании начинали возникать проблемы с управляемостью. Истинная причина такой ситуации была в некачественном менеджменте, а точнее в отсутствии такового. В этот момент тормозилась работа всей компании, и многие владельцы понимали, что без наемного руководителя их бизнес дальше развиваться не будет.
Но вот не задача: а где найти профессионального топ-менеджера? В 1990-х годах в России еще не было профессиональных руководителей. Управляющими назначали самых способных из своих сотрудников или просто переманивали из других фирм. Самая главная проблема состояла в том, что владельцы и управляющие никак не могли поделить роли. Менеджеру предлагали партнерство, которое он понимал как предложение доли. Владельцы же под партнерством понимали вообще все что угодно. Не были четко обозначены принципы построения отношений и способы вовлечения управляющих в бизнес.
К сожалению, конфликт интересов, существовавший тогда между владельцами и менеджерами, существует и в наше время. Найти хорошего управляющего чрезвычайно сложно. В российском бизнесе это одна из главных проблем. Не случайно существуют такой высокий спрос на хедхантинговые услуги. Многие предприниматели пытаются нанимать западных управляющих, что редко приносит удачу, потому что «западники» – отличные менеджеры, но очень плохо понимают российские особенности, из-за чего совершают порой непоправимые ошибки. Зачастую, такие менеджеры становятся настоящим бедствием для компании.
Предположим, потратив много времени и сил, владелец все-таки нашел управляющего для своего бизнеса.
И вот опять вопрос: а как же передать управление бизнесом? Оказывается, мало найти хорошего наемного директора, нужно уметь грамотно передать управление и выстроить систему мотивации.
В России большинство владельцев привыкли все делать и контролировать в бизнесе сами. Поэтому возникают сложности с тем, как снять текущее управление с владельца, чтобы избежать конфликта «владелец-менеджер». Нередко встречаются ситуации, в которых владелец пытается вторгнуться в работу менеджера, начинает отдавать свои указания через голову управляющего и ломает всю систему менеджмента. А когда у сотрудника два начальника, он будет подчиняться более сильному. Все это рано или поздно негативно сказывается на результатах работы компании.
Словом, владельцам пока не хватает умения грамотно передавать управление наемному директору. А управляющему не хватает культуры и опыта правильно построить отношения с владельцем.
Как вы уже поняли, выстраивание взаимоотношений между владельцем и управленцем – штука тонкая. Но как же все-таки решить вопрос, связанный с мотивацией сторон, чтобы все работали на благо компании и были заинтересованы в повышении эффективности и прибыльности бизнеса?
Каждый по-своему решает эту проблему. Мы бы хотели обратить ваше внимание на достаточно универсальный способ, суть которого кроется в показателе под названием экономическая добавленная стоимость (ЭДС). Рассмотрим, что же он из себя представляет и как им пользоваться.
Итак, что мы имеем. Все деньги, которые может принести компания, будут делиться между заинтересованными сторонами: владельцы компании, топ-менеджеры, кредиторы и другие заинтересованные лица. На этапе распределения денег возникает конфликт интересов. В профессиональной литературе такая ситуация называется агентский конфликт.
На сегодняшний день самый лучший способ решения агентского конфликта – управление стоимостью компании. Если стоимость компании увеличивается, то все заинтересованные лица получают свою выгоду. Владельцы – богатеют, потому, что компания дорожает. Топ-менеджеры получают премии в зависимости от того, как растет стоимость компании. Следовательно, нужно управлять компанией так, чтобы ее стоимость увеличивалась. С точки зрения показателей, по которым будет оцениваться стоимость компании, это: чистая операционная прибыль и экономическая добавленная стоимость.
ЭДС показывает, сколько я как управляющий зарабатываю прибыли по сравнению с тем, что нужно заработать, по мнению владельца.
ЭДС компании увеличивается, в основном, за счет улучшения использования капитала, а не за счет направления основных усилий на уменьшение затрат на пользование капиталом. Таким образом, ЭДС – это не просто инструмент мотивации наемных руководителей, он позволяет измерить действительную прибыльность предприятия, управлять им с позиции владельца, а также показывает руководителям предприятия, каким образом они могут повлиять на прибыльность. Выходит, что экономическая добавленная стоимость позволяет объективно разрешить агентский конфликт.
Например, владельцы вложили в компанию свои средства, взяли кредиты и направили эти деньги в различные проекты. Если это были проекты удачные и гениальные, как у компании Apple, то довольны все заинтересованные стороны: и владельцы и топ-менеджеры. Внимание владельцев и топ-менеджеров должно быть сфокусировано на том, чтобы инвестиции были эффективны. Чем дольше инвестор ждет получения денег, тем меньше они для него стоят. Самые лучшие успехи по управлению стоимостью получаются, как правило, у людей не финансовых (Стив Джобс, Ричард Брэнсон, Андрей Коркунов, Рустам Тарико).
Важно понимать, что управление компанией на основе стоимости позволяет не только увеличить поступление денег, но и приводит к росту бизнеса.
Все инвесторы (владельцы, кредиторы) определяют величину прибыли, которую они хотят получить от вложенных средств, - это будут затраты на капитал. Денежные средства распределяются между различными проектами, направлениями бизнеса. Рассчитываем, сколько прибыли приносит каждый проект. ЭДС будет разница между фактически заработанной прибылью и прибылью, которую ожидали получить инвесторы (владельцы, кредиторы).
Чем больше значение экономической добавленной стоимости, тем дороже будет стоить компания, тем эффективнее компанией управляют ТОП-менеджеры.
Для компаний с большим количеством разных видов деятельности экономическая добавленная стоимость позволяет выбрать те направления, которые перспективны, приносят доход, и закрыть, или приостановить деятельность убыточных.
Для каждого владельца важно иметь хорошие деловые отношения с наемным директором, избегая конфликта сторон. Выстраивание работы компании и взаимоотношений «владелец-управляющий» рекомендуется осуществлять на основе увеличения стоимости бизнеса, используя показатель ЭДС. При таком подходе субъективные факторы отходят на второй план, каждый мотивирован работать на результат, а владелец спокоен и знает, что управленец действует в его интересах.
В заключение несколько советов для владельцев:
- Всегда четко доносите до управляющего свою позицию, говорите конкретно, ясно, доходчиво. Убедитесь, что вас поняли.
- Управляющий – ваш деловой партнер, а не личный дворецкий.
- Оценивайте работу управляющего по объективным показателям.
- Доверяйте своей интуиции.
- Своевременно поощряйте и хвалите своего управляющего.
- Будьте справедливы и в радости, и в гневе.
Статья - правильная, но чуть запоздавшая - причина - кризис вызванный теорией повышения стоимостей компаний. В этой гонке Предприятия - их менеджеры и владельцы слегка забывают, что все работают ради Клиента, и только те компании будут успешны - которые помнят об этом.
Тут проблема гораздо глубже и скорее не экономическая, а поведенческая, психологическая...
Если интересно гляньте,
http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1475373/
тема к сожалению совсем не нова, а ситуация становится всё хуже, т.к. наёмные топы стали циничнее собственников - приходят целыми командами, делают свой бизнес внутр бизнеса нанимателя и ...благополучно его (нанимателя) меняют на другого.
Доброе время суток. Спасибо за конструктивное обсуждение.
[quote] автор пишет:
ЭДС показывает, сколько я как управляющий зарабатываю прибыли по сравнению с тем, что нужно заработать, по мнению владельца.[quote]
Вам представляется, что ''управляющий зарабатывает прибыль''? Это же неверно.