Алексей Дворников: Нематериальная мотивация персонала

Алексей Дворников

На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать...
И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.
Помните – другого способа нет.
Дейл Карнеги

Дом в одиночку не построить – нужна команда, действиями которой руководит прораб. Так и в бизнесе, целеустремленный коллектив под предводительством сильного лидера способен свернуть горы. Получить от человека результат без сильной мотивации практически невозможно. Эффективное воздействие на уровень производительности труда – настоящее искусство, которым должен обладать каждый успешный руководитель.

Мотивация – внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе. Если говорить о системе мотивации в компании, это, прежде всего, комплекс мероприятий, направленный на стимуляцию персонала не только к труду, за который платят деньги, но, прежде всего, к особой старательности и активному желанию работать именно в этой организации, к получению высоких результатов своей деятельности и лояльности по отношению к руководству.

Если говорить о материальной мотивации персонала, такая, несомненно, оказывает стабилизирующее действие и способна удержать в компании наиболее ценных сотрудников. Однако, в этой публикации мне бы хотелось уделить особое внимание еще одному виду мотивации – нематериальному. На мой взгляд, именно она стимулирует людей к активной работе с полной отдачей сил.

Основная цель нематериальной мотивации – удовлетворение сотрудника и «здоровье» коллектива в целом. Чтобы этого достичь, компании и ее руководителю необходимо хорошенько постараться, зато результат стоит затраченных усилий. Итак, среди основных инструментов нематериальной мотивации можно выделить следующие:

1. Моральное стимулирование. К нему относятся такие действия компании по отношению к сотруднику, как:

  • официальное признание заслуг (например, на доске почета, в корпоративной газете, публично на совещании, вручение благодарственного письма за выполнение проекта, награждение за стаж работы и другое);
  • организация культурно-массовых мероприятий, в том числе соревнований и конкурсов среди всех сотрудников, внутри отдела или только работников определенных должностей, например руководителей подразделений;
  • особые привилегии, которые предоставляются при достижении определенного статуса в компании. Например, проработав полгода, сотрудник получает корпоративную мобильную связь, а через год – личный автотранспорт.

2. Мотивирующая организация труда. Здесь среди ключевых моментов можно назвать удобный график работы (гибкий график или удаленная деятельность), возможность реализации необычных или интересных проектов. При постановке задач для сотрудника важно учитывать, что огромную роль играет конкретность, четкость и определенность. Сотрудник должен знать точные сроки выполнения проекта и ответственное лицо, к которому можно обратиться при возникновении вопросов. Такая организация деятельности помогает значительно сэкономить время.

3. Кадровый менеджмент. Что касается этого инструмента нематериальной мотивации, то здесь большая ответственность ложится на плечи HR-департамента компании. Оценка работы персонала, его обучение и развитие многими соискателями рассматриваются как одни из ключевых факторов при трудоустройстве. Последнее время этим вопросам уделяется все больше внимания. Организации разрабатывают собственные системы обучения или привлекают специалистов и бизнес-тренеров, чтобы развить персонал и сделать свою компанию как можно более конкурентоспособной в своей отрасли.

К кадровому менеджменту также можно отнести встречи руководителей с подчиненными для обсуждения сложившейся ситуации, отчетов, обзора заработных плат и т.д. Такая регулярная хорошо продуманная коммуникация придает сотрудникам уверенность в стабильности компании и нейтрализует такие страхи, как банкротство или увольнение.

Для российского персонала крайне важен принцип справедливости, поэтому важно правильно строить коммуникацию с персоналом. Особенно это касается вопроса заработной платы. Коммуникационные средства корпоративного менеджмента: корпоративные СМИ, информационная рассылка, горячая линия и другое.

4. Организационная культура. Многие компании пренебрегают таким понятием, как корпоративная культура. Однако, для сотрудников важно чувствовать себя частью коллектива. Чтобы максимально приблизиться к этому, необходимо уделить особое внимание разработке корпоративной политики и культуры, в которую входят: ценности, убеждения и правила компании, корпоративный лозунг и символика, этапы развития организации с указанием наиболее значимых достижений, фотографий. Все эти пункты должны быть наглядны для сотрудников, чтобы они самостоятельно могли оценить статус компании и ее надежность. В то же время руководитель должен выступать как непосредственный лидер, носитель корпоративных ценностей, пример для подражания, «двигатель» своей команды. При этом общение между начальством и подчиненными должно быть искренним и открытым, конечно, не лишенным формальности, однако, как равного с равным.

Как показывает практика, удовлетворенность работника своим трудом и его готовность полностью отдаваться своему делу зависит всего лишь от признания руководителем его достижений. В отличие от материального вознаграждения, к приятным словам не привыкают.

Увольнение сотрудника – сложный период, как для него, так и для организации. Поэтому, по каким-либо причинам не увольняли сотрудника, он должен уходить без чувства обиды и раздражения. Этот вопрос помогает решить процедура корректного увольнения – аутплейсмент, которая уже достаточно распространена в российских компаниях. Психологическое, финансовое и юридическое сопровождение увольняемого сотрудника помогает поддерживать положительный имидж компании как работодателя.

Стимулирование труда вполне можно рассматривать как способ управления поведением сотрудников, а значит, как особый вид деятельности руководителя. Возвращаясь к вступлению, еще раз хочется повторить: успех и стабильность компании зависят исключительно от умения начальства сплотить и настроить команду. Удачи!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Дмитрий,

мне кажется, что в контексте материального стимулирования термин мотивация вообще нельзя использовать.

Т.е. материальной мотивация в принципе быть не может, ибо либо уже заработана, лили воспринимается таковой, даже если не заработана.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Единственная мотивация - не материальная! Это отдать замуж дочь - владельца - предприятия - лучшему менеджеру предприятия! :D

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.