Дисциплина «управление проектами» в нотации PMI разделяется на множество областей знаний. Управление поставками, сроками, качеством и т.д. Все они безусловно важны. Но менеджер проекта не может каждой из областей уделять максимум внимания и должен выстраивать приоритеты. Здесь я хочу обсудить те из областей, которые по моему мнению, являются важнейшими для достижения результата. Это управление содержанием проекта и управление коммуникациями.
Я убежден, что для успешного выполнения проекта - главная задача его руководителя (и всей команды управления) держать перед глазами конечный результат, который проект должен достигнуть. Видеть, что из этой воображаемой картины уже сделано и что еще предстоит.
Весь мой опыт управления проектами говорит о том, что четкое понимание у всей проектной команды «куда идем» - главный залог успеха проекта.
Управление коммуникациями носит вспомогательный характер и позволяет с одной стороны донести до всех заинтересованных лиц целевой результат и с другой стороны получить обратную связь о прогрессе и необходимых изменениях.
Однако что такое результат? Для небольших проектов, описание результата - это конкретное перечисление того, что должно получиться. Например, если вам нужно сходить в магазин за покупками, то список покупок и есть описание результата.
Но увеличим масштаб проекта. Например, вам нужно обеспечить питанием деревню местных жителей в Африке в течение года. Вы наверняка не сможете сейчас сесть и описать, каков будет конкретный результат. Будут ли это еженедельные или ежемесячные поставки, что будет входить в меню и в каком количестве, доставка по суше или по воздуху и т.д.
И даже если вы возьмете время (полгода, например, беженцы подождут ;)) и детально опишите, что должно получиться в итоге, наверняка за время, пока вы будете описывать результат, это описание уже устареет.
Представленная ситуация, сильно напоминает большие проекты в компаниях. Бизнес меняется стремительно, и если мы будем пытаться описать результат нашего проекта, мы в итоге создадим продукт, который был нужен на момент начала проекта, а сейчас безнадежно устарел.
Нужен другой подход к определению результата. Вместо декомпозиции и детального описания каждого выхода проекта (то, что я называю «буква результата»), нам нужны некие не устаревающие принципы, которым должен соответствовать результат. Такой подход через принципы я называю «духом результата».
В случае с городком беженцев, мы не можем сразу детально описать задачу. Мы так же не можем вообще ее не описывать, т.к. в этом случае мы создаем риск того, что задача будет понята исполнителями неверно.
Но мы можем выполнить это описание результата, передав его «дух» следующим образом:
Мы хотим помочь этим жителям. Мы хотим обеспечить им питание, которое будет удовлетворять их потребностям (состав и количество) и не будет прерываться более чем на 1 день в случае форс-мажора.
Когда мы передаем людям дух задачи, мы добиваемся двух целей:
1. Мы заставляем их фокусироваться на главном. Часто в проектах бывает так, что после декомпозиции выходов на несколько уровней, выстраивания перечней задач и т.д. люди перестают видеть «лес за деревьями». Управление сводится к простановке галочек у каждой задачи: сделали, сделали, сделали. При этом возможно обстоятельства изменились и теперь мы уже не достигаем целей нашим планом. План нужно менять и «дух результата» - это указатель, который говорит, каким образом это делать.
В нашем примере с деревней, можно рассмотреть следующую ситуацию: мы, как положено, организуем поставки, назначаем ответственного за раздачу продуктов на территории, но люди нехотя берут продукты и вовсе их не едят. По букве - результат достигнут. По духу - нет, ведь мы не помогли людям.
Если вернуться к бизнесу, то пример таких проектов, это те, что задумывались для обеспечения экономии в компании, но в процессе исполнения превратились в столь дорогие в обслуживании, что свели всю экономию «на нет».
Или же проекты, которые выполнялись для того, чтобы облегчить труд людей, но вместо этого привели к еще более тяжелой ситуации с нагрузкой.
Чтобы избежать таких результатов проектная команда должна постоянно сверяться с «духом результата» и критически оглядывая полученные на данный момент результаты и свои планы, задаваться вопросом - мы все еще идем в соответствии с «духом результата» или нам пора пересмотреть наши планы, т.к. ситуация изменилась.
2. Мы пробуждаем лидерский дух исполнителей проекта. «Духом» мы задали направление, и дали людям возможность самим выбрать варианты достижения этого духа. Понимая конечную цель, исполнители могут включить свое воображение и предложить более оптимальные пути его достижения.
интересно, когда в качестве примеров выбираются очень экзотические вещи - это такой образовательный прием или отсутствие реальной практики?
Автор, извините, плиз, это не столько замечание, сколько, правда, желание понять, что лучше с точки зрения обучения: абстракция или конкретика?
Не согласен с Владимиром.
Далеко не всегда для Бизнеса результат проекта - это прибыль.
Проекты могут навязываться Бизнесу. Например, экологические проекты.
Или модернизация производства с целью уменьшения уровня выброса вредных веществ. И здесь речь будет идти только о затратах.
Примеров масса.
И еще. ''Каждая из сторон проекта имеет своё понимание результата проекта''.
Вот это и есть работа PM - обеспечить общее понимание результата всеми сторонами проекта. В PMBoK это называется common understanding.
Мне понравилась идея автора ''дух результата''. Но по-моему это есть суть четкая постановка цели проекта.
''мы не можем сразу детально описать задачу. Мы так же не можем вообще ее не описывать, т.к. в этом случае мы создаем риск того, что задача будет понята исполнителями неверно''.
Правильно. Детально описать задачу сразу мы не можем. Но четко описать цель проекта мы просто обязаны! Иначе зачем вообще нужен проект?? И периодически по ходу реализации проекта проверять, следуем ли мы цели.
Мне кажется, что любой проект нацелен ина конкретный результат. Значии и определения и термины в проектах должны нести конкретный смысл.
А определение ''дух результата''... уж как то слишком абстрактное. А как только начинаются общие слова и абстрактные понятия - результат ускользает.
И ещё одно я не понял из статьи. В начале статьи автор говорил об управлении коммуникациями.
А потом эта тема как-то растворилась... в ''духе результата'' :D
Осталось только управление объёмом с помощью мистического духа результата. Sorry, типа шучу.
Я понимаю, проектное управление - достаточно рутинное занятие, особенно на этапе мониторинга, и хочется раскрасить его яркими терминами, лозунгами и прочими красками....
Не могу уложить в голове понятие «дух результата», получается не сам результата, а его дух. Т.е. сложно определить получен ли результат и вообще, провести оценку работы по результату. Либо это нужно только для бессрочных проектов, когда чувствуешь – ага, дух есть, значит все ок, но это уже не проект, а «текучка».