Обычно руководители современных компаний стараются создавать такую корпоративную культуру, которая будет привлекать и удерживать лучших сотрудников. Но иногда что-то идет не по плану.
Редакция Executive.ru попросила экспертов рассказать о примерах необычных корпоративных правил или запретов, которые скорее отталкивают ценных сотрудников, чем вдохновляют их на подвиги. Публикуем подборку самых неожиданных.
1. Странные правила по дресс-коду
Ольга Лысенко, CMO IW Group
На заре своей карьеры, почти 18 лет назад, я работала в крупном агрохолдинге, занимающимся производством продуктов питания, что называется «от поля до прилавка». Начинала с рядового PR-специалиста, но в службе генерального директора. А потому всегда носила строгие юбки до колен или деловые брюки, не позволяла декольтированных вырезов, джинсовой одежды, яркого макияжа.
Несмотря на то, что в мои обязанности входили командировки по селам, полям и коровникам – стиль в одежде был неизменен. Но внезапно настали такие времена, когда у нас появился престранный документ под названием «Корпоративный стиль в одежде сотрудников службы ГД».
Странным в этом документе было абсолютно все. Читался он, как волшебная книга глупостей. Приведу пример нескольких стандартов:
- Длинна ногтей не более 2-х миллиметров свободной пластины ногтя.
- Цвет ногтей ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО «пыльная роза».
- Никаких украшений кроме обручального кольца, которого у меня к тому времени и не было.
- Брюки запрещены. Любые. Как вам такое, если принять во внимание съемку сюжета где-нибудь на 4-ом этаже мукомольного производства?
- Длина юбки на два пальца ниже колен.
- Цвет юбки: черный, серый.
- Цвет блузки – допускается любой пастельный. Как оказалось, найти такие сложно.
- Блузка должна меняться по цветам ежедневно. Видимо, чтобы шеф не скучал в пастельном единообразии.
- Волосы. До плеч допускается не собирать. Ниже плеч – собирать в пучок.
- Макияж – невидимый.
Руководство никак не потрудилось объяснить выход столь странных правил. Обозначилось только одно правило: не согласен – никто не держит. Именно тогда я и решила не следовать тираническим правилам руководителя, заставляющего вкупе со столь экзотическими правилами приходить на 15 минут раньше и уходить на 10 минут позже официального рабочего дня, передвигаться по территории в столовую по одному или в паре с коллегой, но без смеха и разговоров. Я просто уволилась и выдохнула с облегчением.
Насколько мне известно, правила внешнего вида продержались около полугода, потом, наигравшись, их все благополучно забыли.
2. Правила от директора старой закалки
Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб», эксперт Executive.ru
Чуть более семи лет назад я работал под руководством генерального директора старой закалки. Из плеяды первых предпринимателей современной России. Собственник, он же генеральный директор, сформировал своеобразные правила для коллектива своей небольшой компании, из категории малого бизнеса. На тот момент в организации работало чуть меньше 25 человек.
Особенно остро коллектив воспринимал следующие корпоративные правила:
1. «Сотрудник обязан ежемесячно, не позднее 3 числа месяца следующего за оплачиваемым, предоставлять Руководству отчет о проделанной работе (по установленной форме в зависимости от должности). Отчет заполняется ежедневно, так как руководство может потребовать отчет в любой день текущего месяца. Некоторые категории сотрудников предоставляют отчеты ежедневно или еженедельно».
В реальности каждый сотрудник ежедневно высылал по почте свой отчет генеральному директору. Естественно, такой объем информации гендир физически не мог изучать каждый вечер, поэтому отчеты свелись к формальности. И только если первое лицо хотело кого-то уволить, то отчеты служили обоснованием неэффективности его работы и поводом для расставания.
2. «Запрещено разглашать размер своей заработной платы и интересоваться у других сотрудников размерами их зарплаты и условиями трудового контракта».
Таким образом руководитель хотел убрать какие-либо конфликты с сотрудниками из-за непрозрачной системы управления и мотивации. Поскольку генеральный директор нанимал людей лично и предлагал разные условия труда на одну и ту же должность, по принципу «как сторгуюсь». Запрет на обсуждение зарплаты был, но кто же поймает за руку и как накажет? Поэтому и это правило было только на бумаге. Естественно, в курилке сотрудники обсуждали свои оклады и знали, кто и сколько получает.
3. «Не давать клиентам более одного акта сверки в квартал. Если более одного, то за деньги».
Такое правило генеральный директор ввел, потому что бухгалтерия пожаловалась на трудоемкость подготовки актов сверки по запросу клиентов компании. И менеджеры по продажам были обязаны «радовать» своих пока еще постоянных и лояльных клиентов такими дополнительными платными услугами. После пары-тройки гневных писем клиентов лично генеральному директору, это правило отменили.
3. Особенности работы на колбасном заводе
Константин Комшуков, эксперт Executive.ru
Очень часто необычные требования обусловлены спецификой деятельности организации, связанной с размерами, отраслью и производимым продуктом. Когда я устроился на колбасный завод, то меня сразу направили на прохождение медицинского обследования с получением личной медицинской книжки (ЛКМ). При этом никого не смущало, что я являюсь офисным работником. Так положено на пищевом производстве. Помню, в клинике, где проходило обследование, потребовали сдать все необходимые анализы прямо на месте. Выдали, значит, соответствующую тару. Ну, вы понимаете. Меня тогда это сильно удивило. Но порядок есть порядок.
Еще на данном колбасном заводе была достаточно строгая система личного досмотра. Соответственно, каждый раз на выходе с территории предприятия мне приходилось перед охранником открывать свою сумку для ноутбука 13 дюймов. Ну, а что? Вдруг главный экономист тиснул палку сырокопченой колбасы или упаковку сосисок с родного предприятия? Конечно, это выглядело унизительно. С другой стороны, в такие моменты я был рад, что не работаю на предприятии по производству золота, алмазов, ювелирных изделий. А то бы заглянули не только в сумку.
4. Планирование рабочего времени занимало половину рабочего времени
Лариса Горохова, эксперт Executive.ru
Был опыт работы в компании, где существовала внутренняя система планирования рабочего времени. Необходимо было дважды в день заполнять спринты, выбирая из существующих или создавая новые задачи. На разработку спринта отводилось два часа утром и два часа после обеда. Если не успевал вовремя сдать, то учетная система это отмечала и приходилось писать служебную записку – почему не выполнил планирование в срок. После трех опозданий следовал штраф.
Итого: 4 часа – ровно половина рабочего времени – уходило на планирование. Соответственно, на решение рабочих вопросов оставалось тоже всего 4 часа. Думаю, без пояснений понятно, что в этой системе не так.
5. Собеседование с мамой собственника раз в полгода
Кирилл Линник, эксперт Executive.ru
Я работал заместителем финансового директора в строительном холдинге. Собственник компании был генеральным директором, его жена – финансовым. Раз в 6 месяцев в компании появлялась мама собственника – психолог, собеседовала всех сотрудников офиса, после чего начинались повальные увольнения. Если ты в этой компании отработал больше года, то считалось, что ты уже ветеран.
6. Понедельник – день нехороший
Александр Пьянченко, финансовый директор, эксперт Executive.ru
В одной из компаний руководитель запрещал выходить новым сотрудникам в понедельник. Он говорил, что хорошие дела в понедельник не начинаются.
А какие странные корпоративные правила встречались в вашей практике? Расскажите в комментариях!
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
Несколько примеров из жизни)))) всём сотрудницам ходить только на шпильках. Но, очень тихо. Пол-то мрамор, гранит был в офисе. За шум, сам начислял штрафы. Так все и ходили на каблуках, но на цыпочках. Платили хорошо. Многие терпели. В другом месте, нельзя было ходить в сапогах. А, одна дивергентка всë равно ходила. Ей уже штрафы выписывали, а она смеялась ГД в лицо и ходила в сапогах. Он потом от него отстал. А, вообще, дурь человеческая, распираемая гордыней и слабоумием, из-за неë развивающимся, не имеет границ.
... а гораздо глубже.
Как же так? У людей такая жизнь интересная, а тут дожил до "предпенсионного возраста" и вспомнить "такого-сякого" нечего! В одной компании, где нужно было иногда соблюдать дресс-код, сотруднику просто покупали "комплект" и просили в нужные дни приходить по форме, и все...
Когда я работал в консалтинговой компании, было что-то похожее. Это типа ведения рабочего дневника, туда заносились состоявшиеся телефонные разговоры, встречи, совещания с кратким описанием сути, контактная и справочная информация. Ну а также какие рабочие материалы, где и от кого была получена.
В этом была определенная польза, когда готовил отчет о работе, из этого документа брался "скелет" и некоторая инфомация. В этом дневнике можно было поискать нужную информацию, чтобы освежить память.
Уже на другой работе, где это никто не требовал, я для себя делал что-то похожее.
При работе в американской компании это было, и все нормально к этому относились. Начальник подразделения знал зарплаты своих подчиненных.
По российскому законодательству, сведения о зарплате человека не могут считаться коммерческой тайной, поэтому человек их разглашать может. Информацию о зарплатах коллег разглашать не может, так как эти их персональные данные, а информацию о своей зарплате - может.
Да, отчётность в некоторых фирмах просто поражает! Как-то к нам пришёл новый руководитель департамента, кандидат экономических наук. Мы, айтишники, стали ежедневно писать ему отчёты. При этом нужно не только пересчитать свои трудозатраты в денежную форму, но и учесть, что превышения лимита быть не должно. Правда мы тут же стали сочинять несуществующие затраты и работы.
Бывает так, что и народ продвинуый, и организация неплохая, работает много лет и система отчётов довольно удобная. Но за годы в ней накопилось столько правил, разрешений, запрещений, что в ней просто перестали что-либо понимать. И у каждого подразделения набор таких правил совершенно разный.
А никто и не говорит, что зарплата сотрудника является для него коммерческой тайной, просто разглашение этой информации внутри организации, а также интерес к зарплатам коллег считается нарушением деловой этики.
Когда сотрудник подает заявку на кредит, он берет в организации справку о доходах и передает ее в банк. Или в других случаях он может сообщить о своей зарплате. И муж/жена знает сколько сотрудник зарабатывает.
Кстати, нарушением деловой этики может считаться и обсуждение политических или иных острых вопросов. Ну это уже в разных организациях по-разному может быть. Основное, не надо обсуждать то, что провоцирует внутреннюю напряженность и конфликтные ситуации, и при этом не имеет отношения к работе.
Ничего хорошего в том. чтобы рассказывать на каждом углу размер своей зарплаты - нет. будут или завидовать, или насмехаться)))
Была в 90-е такая контора по торговле джинсами "Легио" - там офисных клерков заставляли по утрам бегать кроссы.Причём достаточно длительные. Я думал враньё, но потом увидел обсуждение этого цирка на сайте журнала коммерсант - подтверждалось и это, и весьма необычные наказания для тех, кто провинялся. Мотивировалась данная дичь тем. что хозяин фирмы будто бы служил в молодости во французском иностранном легионе.
по российскому законодательству, разная зарплата на одинаковой должности является дискриминацией.
также является дискриминацией разная зарплата на исп.сроке и после него