Все мы знаем, что «Если очень захотеть – можно в космос полететь», и в бизнесе каждый слышал, что «Руководителями не рождаются – ими становятся». Проработав на руководящей должности более пяти лет, параллельно занимаясь самостоятельно поиском сотрудников, я начал сомневаться в последнем утверждении. Давайте же подумаем, кому можно встать у руля, а кто лучше пусть останется ценным исполнителем.
1. Было бы желание
Начнем с того, что я достаточно много повстречал людей за свои сорок лет и понял, что далеко не все хотят руководить. Гораздо легче выполнить чьи-то поручения. В чем может выражаться желание или нежелание? Все просто – если человек ходит на работу «от звонка до звонка», если по жизни в свое дело (и профессия тут не так важна) не вкладывает душу, грубо говоря, если не горят глаза – таким людям руководящая позиция не подойдет.
2. А что дальше?
У человека два типа мышления: стратегическое или «Здесь и сейчас». И именно второй тип присущ многим. При таком подходе люди предпочитают «потопать» и «полопать». Это безусловно правильно, но мышление настоящего руководителя устремляется дальше дня ближайшей зарплаты.
3. Умение исправлять ошибки
Этот, казалось бы, неочевидный признак, но руководителю жизненно необходимо умение нести ответственность за собственные ошибки, а также ему должны быть присущи самостоятельность и решительность для их оперативного исправления.
4. Легче самому сделать, чем научить?
Если в вашем случае так – не стоит идти в руководители. Дело в том, что управленец – это как дирижер оркестра: он не хватается за инструменты, а направляет и делегирует. Руководитель должен мыслить широко и далеко, его главная задача: планировать развитие своей компании в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Безусловно, если человек дорос до высокой должности, скорее всего, у него уже есть опыт оперативной работы. Но в этих задачах много рутины, она тяготит и не дает развиваться. Именно такие вопросы необходимо делегировать. Если этого не делать – руководитель просто утопает в оперативной работе, а это не его функция.
5. Я начальник – ты дурак!
Если вы согласны с таким утверждением – руководящая должность не для вас. Уважение надо зарабатывать опытом, знаниями, силой, энергией, но никак не иерархическим статусом. Более того, настоящий руководитель знает, что в деталях бизнес-процессов подчиненный разбирается лучше, чем он сам.
6. Умение говорить «нет»
Этот навык жизненно необходим руководителю, поскольку порой отказ своим подчиненным играет не меньшую роль, чем согласие. И это тоже надо уметь делать правильно, быть твердым, но не оскорблять.
Однажды ко мне пришел сотрудник – ему предложили хороший бонус, а по-русски – откат. В нашей компании это категорически не приветствуется, и конечно я отказал. Но порой недостаточно сказать «нет», а особенно в таких ситуациях. Было необходимо объяснить, почему «нет», достучаться до человека. Если вы не потратите время, может быть такое, что подобные вещи начнут проворачивать просто у вас за спиной.
7. Доверяй и умей слушать!
Вместе с навыком говорить «нет», руководителю необходимо доверять своим подчиненным, учиться слушать их аргументы и доводы, а главное – начать верить, и давать зеленый свет тогда, когда это принесет рост и развитие компании. Если же решение по итогу окажется неверным – нести ответственность за ошибку (смотри пункт 3).
8. Многозадачность
Порой в силу разных психологических и иных факторов люди не способны вывозить более одной роли за раз, не могут держать в уме множество мыслей и при этом не «терять нить». Если вам тяжело дается многозадачность – лучше не стоит идти в руководители.
9. Нелюдимость
Мы все разные: кому-то нравится работать с людьми, а кто-то предпочитает трудиться в полном одиночестве. Если общение дается тяжело, то во время коммуникации вы не можете обмениваться энергией, как следствие вам будет тяжело «складывать» с подчиненными, а им в свою очередь, будет сложно находить с вами общий язык. А главное, на такое вымученное общение будет затрачиваться колоссальное количество энергии, и на рост и дальнейшее развитие компании ее будет банально не хватать.
10. Будь гибким и не останавливайся
А знаете, какая самая распространенная ошибка людей на руководящей должности? Они уверены, что, наконец встав у руля, они добились того, чего хотели, и могут позволить себе остановиться в собственных познаниях и развитии, и, как говорится, «Почивать на лаврах». Но стать руководителем – это не конец пути, это только начало. Если вы не хотите, чтобы первое цунами смыло вас с капитанского мостика, вам придется постоянно держать руку на пульсе, учиться и само развиваться.
* * *
В заключение хотел бы донести до всех, что не все рождены быть руководителями, и это не хорошо и не плохо. Это факт. Главное – оставайтесь настоящими людьми и занимайтесь любимым делом, ведь истинное удовольствие – это быть на своем месте.
Читайте также:
Автор, это ваше обращение - на какую целевую аудиторию было заготовлено?
Это что щас было? :)
Пять лет - это пока специалист - еще аспирантуру надо пройти и минимум кандидатскую защитить )))
А если серьёзно, то что бы не сомневаться - изучите/почитайте/вспомните биографии, например лидеров государств и крупных корпораций....
Относятся ли ваши 10 пунктов к ним? (Возможно, часть пунктов вы уберете и другие добавите или поменяете своё текущее мнение)
Всё-таки лидеры государств и руководители крупных корпораций - это "штучный товар", и как правило - с крутыми поворотами судьбы...
А любой "в принципе" управленец - это человек, умеющий орнанизовать процесс работы "чужими руками" и думающий на работе о женщинах (если он мужчина), и с женщинами - о работе...
Я знаю массу людей, с том числе высокообразованных специалистов, которые ни разу в жизни не работали руководителями - бригад, отделов, подразделений, предприятий... Причём просто потому, что это - не их стезя, и они это почувствовали в своё время... Но ЭТО ЖЕ не мешает им критиковать действующих руководителей всех уровней, самым смелым их этих людей - не мешает давать советы руководителям (иногда даже дельные), но возглавить что-то они категорически не хотят...
Поэтому "на уровне профотбора" оценка состояния индикаторов способности к управлению, безусловно, полезное начинание!
Смотря вокруг, можно поискать полезные тесты и предварительно оценить кандидата на первую для него должность руководителя. Примеры применения перечисленных в статье индикаторов мне не попадались.
Можно дать человеку попробовать себя в новом качестве и вместе оценить результаты. Будет, о чём поговорить.
Обычно кто-то лучше работает (и/или предпочитает работать) с людьми, кто-то с коробками, кто-то с цифрами, кто-то со словами. Руководитель юридического отдела отличается от начальника цеха или руководителя службы техподдержки не только названием подразделения.
Согласен, но и схожего между ними немало!
Мне кажется, вопрос о том, подходит ли кому-то роль руководителя или нет -- не по сути. Потому, что это совершенно не важно кому и какие роли подходят.
Это роль до которой нужно созреть и морально, и интеллектуально и эмоционально. И это не то, чтобы происходит за 1 день. Это необходимое условие.
А получит ли сотрудник роль руководителя зависит от решения высшего руководства компании или собственников, которое зиждется НЕ на перечисленных признаках.
Самое главное -- это полное взаимопонимание с собственниками о целях и возможностях бизнеса; задачах, которые нужно решить, чтобы к этим целям приблизиться; приоритетах и подходах в их решении; и системе общих ценностей.
Ключевым пунктом является доверие, собственники должны воспринимать вас надежным и доверять вам.
Если же речь идет о руководстве собственным проектом, то тогда лучше говорить не о руководстве, а о роли предпринимателя.
Например, готовность нести ответственность не только за свою работу как специалиста?
Да, и это тоже. Но я в принципе считаю основной опорой для управленцев "науку об оптимальном и целенаправленном управлении", то есть кибернетику. Смысл управления - в получении предсказуемого результата с требуемой точностью, скоростью и затратами, при этом система управления должна быть устойчивой и по ходу процесса отрабатывать "возмущения". В этом ракурсе рассмотрения практически любой руководитель является "регулирующим звеном" и обеспечивает коррекцию процесса, когда требуется достичь желаемых параметров... Плюс к этому -руководитель может (и должен) при необходимости сменить также структуру, внутреннее взаимодействие и реализовать регулирующие функции. Так что я рассматриваю управленцев как "рулевых", а кто чем рулит- в том и специализируется!
Между руководителями юридического отдела и начальника цеха я вижу отличие в первую очередь в том, что руководитель юридического отдела юрист и в его подчинении юристы, а в подченении начальника цеха самые разные специалисты.
И если руководитель юридического отдела в состоянии лично проверить работу любого подчиненного и даже при необходимости сделать его работу, то для начальника цеха это уже вряд ли даже если он начинал свою трудовую биографию в этом цеху.
Конечно руководитель не обязан лично контролировать всех подчиненных и уж тем более делать за них их работу, но иметь такую возможность все-таки полезно.