— Моему мужу… требуется много выступать публично.
— Наверно, ему стоит сменить работу.
— Он не может.
— Рабский договор?
— Что-то вроде этого, да.
Это диалог супруги короля Георга VI с логопедом Лайонелом Логом из фильма «Король говорит». Герцогиня просит его помочь в подготовке выступления перед народом, что будет являться своеобразной проверкой перед подданными на профпригодность.
Мы, в отличие от британских монархов, можем и должны менять работу. От того, что и как мы скажем, зависит наша профессиональная судьба.
Речь – важнейший способ коммуникации, а анализ психологии голоса подчеркивает его важную роль в воздействии на эмоции людей, внимание и восприятие. Большинству хочется влиять на других и получать желаемое, но начинать все равно придется с себя.
Привет из детства
В Высшей школы экономики выяснили, что чем чаще с ребенком говорят в семье и способствуют развитию его речи, тем больше у него шансов стать успешным и состоятельным человеком. К такому выводу пришел научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки» учебного заведения в Санкт-Петербурге Кирилл Маслинский. Он утверждает, что развитие речи в семье – это своеобразный социальный лифт. Интеллект и язык ребенка развиваются лучше, если мама и папа внимательны к вопросам ребенка и говорят с ним. Но даже если вам не очень повезло в детстве и взрослые играли в молчанку, все можно исправить.
Да, история запомнила тех, кто хорошо говорил: Уинстон Черчилль, Анатолий Кони, Стив Джобс – прекрасные спикеры. Есть даже не очень успешный австрийский художник из неблагополучной семьи, который своими речами перевернул все в мире с ног на голову в начале 40-х годов прошлого века, увы – пылкие ораторы не всегда хорошие люди. Но речь – это не врожденный навык, как и умение зарабатывать. Семья может что-то не дать в этой сфере, но взрослый человек все может изменить.
Речь, голос и даже публичные выступления – это мышца, которую необходимо качать, как и все группы мышц в нашем теле. Результат и эффект зависит от регулярности и усилий. Да, он не приходит сразу, как и в любом другом начинании, для этого необходимо время и терпение. Но практикой, желанием и личной мотивацией этот навык внедрится в повседневную и рабочую жизнь.
Беречь речь
Даже первые лица государств грешат речевыми ошибками и ставят ударение не на нужный слог. Помните слова-паразиты в речи Бориса Ельцина: «понимаешь», а «нАчать» Михаила Горбачева? Политики эпохи перестройки и 90-х были очень косноязычными.
Речь должна быть грамотной. Особенно устная, ведь для нее, как для письменной, нет проверки орфографии. В этом направлении тоже придется потрудиться, произвести дважды первое впечатление на будущих работодателей не получится.
Голос и речь – это прежде всего инструменты для того, чтобы люди могли «считывать» нас в нужном нам направлении. И если с близкими людьми все понятно, то как быть с другими людьми, чье расположение надо завоевывать? Один из самых показательных примеров собеседование.
Как говорить с работодателями: 7 рекомендаций
- Собеседование начинается с того момента, как вы вошли в здание офиса. Помимо потрфолио и резюме с вами должны быть: ровная осанка, прямые плечи, свободное тело, жесты, прямой зрительный контакт.
- Говорите на равных. Очень часто на собеседованиях люди ставят себя в зависимую позицию и берут на себя роль «ведомого» и в прямом смысле смотрят «снизу вверх», голос становится выше. Это отталкивает и смущает. Очень важно помнить, что вы специалист, который знает свое дело и тоже выбирает работодателя.
- Говорите со средней скоростью. Именно на ней вы будете успевать контролировать волнение, говорить вдумчиво, ясно и понятно, удерживая внимание слушателя.
- Держите спину ровно, а голос – в одном тембровом диапазоне, чтобы он не «скакал». Очень часто внутреннее волнение выдает именно неконтролируемый скачущий голос.
- Искренне верьте в то, о чем говорите. Зачастую на собеседованиях задают вопросы о профессиональных ошибках, и очень многие теряются. Самое правильно на этом вопросе – ответить максимально честно, отметив уроки, что вы извлекли.
- Не отвечайте на вопросы сухо, добавьте в свою речь эмоций, а ответы сделайте объемными и развернутыми. Истории и ответы, подкрепленные примерами из личного опыта, создают эмоциональную вовлеченность и близость с собеседником.
- Бывает стресс-интервью, когда вас специально провоцируют. Здесь важно как раз не переборщить с эмоциями, отзеркаливая «атаку» корректно.
* * *
Наша речь – это один из ключей к новой жизни, к развитию, а значит и росту доходов. Мы учимся говорить в детстве, но уровень владения голосом и речью в целом можно и нужно совершенствовать. Успешное публичное выступление ждет любого представителя несценических профессий, если к нему правильно подготовиться. Речевой этикет позволит воспринимать вашу речь более серьезно, а прокаченный голос позволит закрепить успех.
Читайте также:
Статья вроде не об этом, но второй совет по общению на собеседовании; уважать себя и чувствовать наравных, очень важный момент.
Не нас выбирают, а мы выбираем. Это важно помнить и не быть рабом. Рабам мало платят и не уважают, спросите у любого бюджетника.
У меня много знакомых бюджетников. Если ты хороший специалист - проблем с уважением нет. Если, конечно уважаешь сам себя.