Гайд: как техническому специалисту подготовить портфолио

При отклике на релевантные вакансии белые воротнички, желающие трудоустроиться, зачастую направляют HR-менеджерам лишь малоинформативное резюме, оформленное однотипным образом по шаблону с работных сайтов-агрегаторов. У кадровых специалистов возникают сложности при первичной оценке таких документов с примерно схожим бекграундом: опытом, образованием, решенными профессиональными кейсами. Как же найти наиболее подходящего сотрудника? Чем качественно отличается один кандидат от другого – ведь их послужные списки так похожи?

Многие претенденты на вакансию практикуют «оригинальный» подход к составлению своего резюме – идут безумные игры со шрифтами, структурой, пафосом и неуместным юмором. Например, мне часто попадаются резюме, оформленные в виде пространного рассказа-истории о жизни кандидата. Выбранный формат был бы уместен в личном блоге или в мемуарах. В ситуации же первичного скрининга CV при оценке кандидатов данная подача неуместна, а шансы кандидата на трудоустройство – малы.

Другой крайностью является построение резюме по принципу – пишу все, что со мной произошло за последние ХХ лет. Результат – тяжеловесный документ-библия на 10-15 страниц, неинтересный никому, кроме самого кандидата. Как показывает практика, при отклике на вакансию все ухищрения с формой, не касаясь сути своей профессиональной идентичности – дешевый трюк.

Какая же тактика при обращении к потенциальному работодателю действительно поможет кандидату:

  • Выгодно выделиться на фоне потенциальных собратьев по цеху.
  • Пояснить свои профессиональные достижения без лишней мишуры, понтов и дешевого PR.
  • Показать целостный образ профессионала и личности.

HR-консультанты рекомендуют кандидатам разработать портфолио. Но эти советы даются в основном представителям креативных индустрий, например:

  • Для web-дизайнеров – это примеры сверстанных сайтов.
  • Для дизайнеров интерьеров – дизайн-проекты помещений.
  • Для IT-спецов – образцы написанного кода на GitHub.

А что же делать представителям производственных профессий или работникам сферы финансов, чья работа зачастую не подразумевает артефактов труда? Разберем не только техническую часть подготовки документов (как?), но и общий подход к комплектации и сути документов (зачем?) для специалистов производственных специальностей, таких как строительство, нефтехимия, горнодобывающий комплекс и металлургия.

Какой пакет документов подготовить кандидату при отклике

Итак, что же, помимо резюме, необходимо вложить честолюбивому кандидату в комплект документов при подаче заявления?

1. Сопроводительное письмо

Это отличная возможность продемонстрировать свой так называемый tone of voice – живой язык кандидата, вовлекая HR-менеджера эмоционально и создавая желание продвинуться далее в процессе отбора с конкретным соискателем.

Что стоит написать в сопроводительном письме:

  • О том, где узнали о вакансии.
  • Кратко про образование, опыт работы и текущую позицию.
  • Почему заинтересовала вакансия.

Стоит ли составлять сопроводительное письмо под каждую вакансию? Вопреки советам HR-менеджеров кастомизировать документ под каждый отклик, полагаю, иногда можно обойтись минимальными правками.

2. Рекомендательные письма

Это отзывы клиентов, заказчиков, партнеров, а также коллег на одной с вами позиции или уровнем выше. Желательно запрашивать рекомендации непосредственно у людей, а не абстрактных организаций. Также желательно запрашивать рекомендации сразу после взаимодействия, без отлагательств: закрытого договора с поставщиком оборудования, уходе с текущего места работы.

Попытка сбора рекомендаций постфактум может закончиться неудачей по разным причинам: ваша роль может быть сочтена малой в связи с давностью, либо целевой рекомендатель может закончить свою деятельность в организации.

3. Реестр реализованных объектов

Это документ, в хронологическом порядке описывающий основные проекты, в которых вы принимали участие.

портфолио

портфолио

Реестр объектов на примере строительства – первая страница и заголовок детального описания.

4. Схема областей экспертизы кандидата

Полезное упражнение для рефлексии собственных умений. Технически возможно оформить документ в виде mind map. Для заказчика иерархическое древо будет полезно для лучшей оценки навыков кандидата, в особенности, если должность подразумевает кросс-функциональные задачи.

портфолио

Пример схемы областей экспертизы

5. Биография

В документе должна быть отражена информация:

  • Об образовании и опыте работы.
  • О достижениях на текущем месте работы.
  • Об интересах вне основной профессии.

Случай из практики. Указанное в био соискателя увлечение холодной обработкой металла (заточкой инструментов) пробудило интерес рекрутера и вывело общение с кандидатом на более близкий уровень.

6. Визитная карточка

Документ, в котором указаны кратко все контакты – для простоты взаимодействия. Макет документа можно заказать в дизайн-агентствах или сделать в графических редакторах.

В качестве основных каналов коммуникации можно указать:

  • Логин в мессенджерах – например, в Telegram.
  • Мобильный телефон.
  • Ссылки на аккаунт в соцсетях, желательно профессиональных. Условный профиль на E-xecutive.ru будет иметь преимущество над аккаунтом в Одноклассниках.

7. Опубликованные статьи

Качественный блог – это возможность заинтересовать рекрутера и перевести общение в более комфортный формат.

Случай из практики. Ссылка в портфолио на написанный отзыв на бизнес-книгу о построении карьеры заинтересовала лицо, принимающее решение – старшего менеджера, что позволило кандидату добиться в итоге оффера на желаемую позицию.

Общие рекомендации по подготовке портфолио

  • При общении с представителями иностранных компаний по возможности делайте перевод всех документов на целевой язык потенциального работодателя.
  • Пакет документов можно загрузить на любой облачный сервер и при отправке отклика HR-менеджеру по электронной почте можно дать ссылку в теле письма.

Выводы

Подготовка портфолио кандидатом – это ключевой этап для успешного прохождения скрининга резюме, отстройки от конкурентов, установления эмоциональной связи с рекрутером, получения оффера.

Готовите ли вы портфолио при подаче резюме? Получалось ли у вас установить эмоциональную связь с рекрутером благодаря такому подходу? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Для поиска технических специалистов требуются head hunters, а не менеджеры, умеющие только перекладывать резюме из стопки одной в другую...

По моим личным многолетним наблюдениям: тот из двух технических специалистов, кто обладает навыком "классно себя продать", более слаб в техниечском отношении... и наоборот!

Поэтому за "спецами" нужно наблюдать и охотиться! 

Инженер, Томск

mind map?

Серьезно?

С этим документом может справиться либо автор, либо соавтор, либо тот, у кого есть полдня на его изучение. Это, кстати, ограничение метода.

Специалист, Пермь

Сергей Алейников пишет:
тот из двух технических специалистов, кто обладает навыком "классно себя продать", более слаб в техниечском отношении... и наоборот!

1. Очень интересное мнение.

Классическая формула

Доход = Профессионализм х Известность.

Второй множитель зачастую игнорируется экспертами на пост-СССР пространстве.

Классическая ошибка технарей – работать только над улучшением своих технических навыков – именно на этой концепции базируется структура образования в классических технических вузах.

Данная схема, успешно решающая вопросы подготовки инженеров для работы на предприятиях, частично или полностью ассоциированных с государством – а именно это и требовалось в СССР – плохо работает в условиях буржуазного общества, рыночной экономики  и конкуренции за трудовые ресурсы.

1.1 К чему это приводит?

В ходе дальнейшей карьеры саморазвитие – если оно осуществляется - технических экспертов зачастую связано с посещением курсов и семинаров – направленных лишь на шлифовку и понимание новых доменов знаний, непосредственно либо косвенно относящихся к своей основной профессии.

Возможно ли идти по данному треку? Да.

Достаточно ли это для монетизации своих навыков и построения успешной карьеры? Нет.

  1. На определенном этапе трудовой деятельности, профессионал, отказываясь добровольно от попыток показать свой профессионализм:
  • Снимает с себя ответственность за развитие собственной карьеры
  • Выбирает оставаться в своей “башне из слоновой кости” – зоне комфорта

Вспоминается высказывание университетского профессора  юным студентам - “Карьера сама вас найдет”.  

Это позиция инфантильного подростка, говорящая об отсутствии психологической зрелости и способности брать ответственность за СВОЮ жизнь.

Какой результат следования подобным установкам мы можем увидеть – узкого эксперта, “специалиста по левой ноздре” – как говорил сатирик Михаил Задорнов, который сидит в маленькой зачуханной конторе - ждет в ожидании чуда - звонка от голливудского продюсера Вайнштейна или главы Газпрома...  

Но что то не звонят. Почему же так?

  1. Совет из мира розовых единорогов, скачущих по залитому солнцем весеннему лугу -

“за "спецами" нужно наблюдать и охотиться!“

Ответьте сами себе на вопрос -

Кому же это действительно нужно в первую очередь??

Акционерам

HR-менеджерам

Топ-менеджерам

Или же… ?

 

Подобное высказывание  - это тоже снятие ответственности эксперта с СЕБЯ за СВОЮ жизнь.

  1. Посмотрим на рынок консалтинговых юридических услуг, продаж B2B продукции, психотерапевтических услуг и ресторанного бизнеса.

В этих индустриях навык привлечения клиентов – в т.ч.. за счет развитого персонального бренда,

Является необходимой опцией для продвижения в корпорации до позиции:

  • Старшего партнера – юрид. Практика
  • Руководителя отдела продаж, комм. Директора – B2B
  • Бренд-шефа и Бизнес-партнера

Т.о. представители других индустрий ясно понимают необходимость демонстрации своих достижений для успеха своего бизнеса / работы в успешном бизнесе.

 

Условный ресторатор К. Ивлев – блестящий пример сильного персонального бренда, базирующегося на экспертности.

Антипримером будут инфобизнесмены типа П. Осипова или А. Шабутдинова – умеющие в персональный PR, но крайне слабые в технической экспертизе.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Сергей Алейников пишет:
По моим личным многолетним наблюдениям: тот из двух технических специалистов, кто обладает навыком "классно себя продать", более слаб в техниечском отношении... и наоборот!

Тоже заметил такую закономерность, но не только по техническим специалистам, а по специалистам вообще. Видимо, кто на что тратит время - кто-то на повышение квалификации, а кто-то на оттачивание искусства "ездить по ушам"

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Из собственного опыта:

1) в сопроводительном письме нужно коротко (!) описать навыки, которые как раз подходят под требования вакансии. По сути, сопроводительное письмо - это УТП (уникальное торговое предложение), которое должно быть максимально коротким и ёмким, как хороший слоган, потому что длинные скучные описания про образование и опыт никто читать не будет. Умею, делаю, владею, разбираюсь; организовал, провел, сделал, решил

2) рекомендации в виде бумажек с печатью никому не нужны, их никто не просит и никто не читает. Более того, я столкнулся с тем, что им просто не верят - говорят, ты сам мог сочинить себе рекомендацию. Если рекомендации будут нужны, то найдут телефон начальника на прошлом месте работы и позвонят ему лично.

3) блоги и тексты никто читать не будет, потому что у эйчаров времени нет, а у руководителей - тем более нет. У них времени нет даже резюме просмотреть, не говоря уже обо всем остальном

4) портфолио - с этим сложно. С одной стороны, все его требуют, с другой стороны - мало кто смотрит, причем даже когда просишь эйчара, чтобы передала руководителю и он до собеседования его просмотрел. В любом случае, портфолио должно быть качественно сделано, содержать хотя бы 10+ штук работ. Так как времени ни у кого нет, портфолио нужно делать в виде визуализированных данных / картинок / презентаций, чтобы можно было максимально быстро просмотреть и понять суть, длинные отчеты и исследования никто не будет читать. В этом смысле сложнее всех разным техническим специалистам и аналитикам, потому что им не так просто будет визуализировать результаты своего труда.

Портфолио лучше размещать либо на платном хостинге (то есть делать нормальный / красивый сайт без рекламы), либо в каком-нибудь хранилище типа Яндекс-диска, потому что если разместить на бесплатном хостинге, то будет как было у меня - когда руководитель открывает мой сайт на бесплатном хостинге, его заваливает рекламой самого зашкварного содержания типа девочек по вызову и прочих МММ-2023 (потому что блокираторы рекламы не стоят почти ни у кого). Причем у меня еще получилось так, что ссылки на скачивание работ были очень маленькими и просто тонули в рекламных баннерах. Когда мы с руководителем в процессе собеседования смотрели вместе мое портфолио - было, как минимум, некомфортно.

В общем, основная мысль такая - времени ни у кого нет, на вакансию приходят 300+ откликов, поэтому даже физически просмотреть все резюме рекрутеру очень сложно, не говоря уже о том, чтобы смотреть портфолио каждого соискателя и читать его блог или книгу.

Аналитик, Москва

Очень понравиалсь статья. Кстати, она очень перекликается со статьёй про манипулирование. Ну  разве нет? Кандидат вынужден использовать манипулятивные технологии. Обязан! Как и работодатель делает вид, что ему нужен такой-то специалист, тоже манипулирует. А там автор всем впаривает мысль, что надо быть наивыным и голеньким перед "партнёром".

Алексей совершенно верно написал, что нужно уметь выделить главное в своём опыте, приспособить его к конкретному вашему запросу на вакансию. 

Самое опасное - лепить в огромную кучу опыт, про который вам интересно рассказать своему товарищу под шашлык. Но ваши достижения интересны здесь и сейчас. сделайтесь заметным. Постарайтесь выделить важное и действительно полезное. Можете начать очень просто - попробуйте в одном сообщении убедить работодателя в вашей исключительности. Хотя бы здесь. Хотя бы за лайки.

Может быть кому-то поможет мой давний опыт сопроводительного для резюме )))
Не обращайте внимания на устаревшие термины, это было давно. 

И да - визитка - это крайне важно для специалиста. При этом не надо туда титулы лепить. Я писал, например, "Независимый программист". 

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

немного юмора )

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск
Алексей Старков пишет:
“за "спецами" нужно наблюдать и охотиться!“
Ответьте сами себе на вопрос - Кому же это действительно нужно в первую очередь?? Акционерам HR-менеджерам Топ-менеджерам Или же… ?

HR-менеджера это не просто нужно, а это одна из прямых обязанностей! 

Практика же в том, что собеседования они вовсе не ведут, а передают эстафету "заказчику на месте", за кого точно не скажешь - есть просто адекватные люди, есть относительно адекватные, а есть неадекватные. 

На практике все проблемы с кадрами происходят не на этапе профотбора, а на этапе их адаптации в ходе испытательного срока с различной степенью адекватности условий труда. 

"Порядок в головах всегда начинается с порядка на рабочем месте" (с)

Специалист, Пермь

"Пакет документов можно загрузить на любой облачный сервер".

 

Пример Реестра пакета документов, сохраненного на сервере,

Для быстрого доступа к данным.

Для удобства все размещенные документы продублированы на: 

* Русском

* Английском языках

Специалист, Пермь
Дмитрий Карусев пишет:
блоги и тексты никто читать не будет, потому что у эйчаров времени нет, а у руководителей - тем более нет
основная мысль такая - времени ни у кого нет

1.Тот, кому нужно - ищет возможности, кому не нужно - ищет оправдания.

2. При задаче подбора кадров в свое подразделение - Вам как руководителю - действительно ли все равно, кем будет закрыта позиция? 

Ведь с этим человеком предстоит взаимодействовать свыше 40+ часов в неделю. По профессиональным вопросам,а не просто поп@здеть за жизнь...

От успеха нового сотрудника зависят и Ваши - руководителя - финансовые показатели, а также карьерный рост внутри компании.

3. И если внутренний HR Manager после трудоустройства может "забыть"  про персонажа - практика ретробонусов по окончанию испытательного срока для

in-house кадровиков не распространена в российских компаниях - то руководителю это сделать не получится.

Так как же тогда понять, кого набирать, если на hh и других агрегаторах профили выполнены "под копирку"? А на собеседование физически невозможно прогнать всех. Как делать скрининг первичный - формировать шорт-лист - как не из анализа осязаемых артефактов деятельности кандидата??

 

 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.