Гендиректор производственного холдинга Кирилл Нестеров отозвал документы из бизнес-школы, где до недавнего времени учился, чтобы получить образование международного уровня. Это уже его второй побег от диплома мастера делового администрирования. И если первый отказ продолжать обучение был во многом вынужденным, то на вопрос о том, чем его не устраивает статус выпускника престижной российской бизнес-школы сейчас, он отвечает: «Поменялись приоритеты. И стало неясно: зачем?»
Сейчас Кириллу тридцать пять. Четырнадцать лет назад выпускник химического факультета Ростовского государственного университета предпочел карьере ученого путь бизнесмена. Начав с малого, он поменял пять-шесть мест работы, побывал совладельцем и собственником бизнеса и потерял все в разгар кризиса 1998 года, а также успел поработать наемным менеджером. Потом была череда проектов в Ростове и области, Москве, Красноярске, Екатеринбурге, Питере, Белгороде, опять в Ростове и снова в Москве, роль антикризисного управляющего, крах семьи и снова работа. «Я перестал понимать, зачем мне такая жизнь, зачем высокие должности и зачем все эти деньги: ничто из купленного на них уже не радовало», - вспоминает Кирилл.
В надежде расширить круг знакомств и найти новые идеи он решил продолжить прерванное из-за развода обучение по программе MBA, но недавно забрал документы, решив, что международное образование может и подождать. Прочитав на нашем сайте интервью с Денисом Романовым, который в один прекрасный день поменял сытую жизнь московского топ-менеджера на статус египетского бизнесмена, Кирилл задумался. «Я решил проверить совместимость образа жизни Дениса с моими внутренними ценностями, - объясняет Нестеров. - Мне было интересно, насколько такой образ жизни меняет людей, кем они становятся. Мне было интересно примерить некоторые элементы этой жизни на себя». Результатом визита стал своеобразный ценностный сдвиг. Кирилл понял: он хочет так изменить свою жизнь, чтобы его личные интересы и желания стояли выше, чем карьера.
Кириллу Нестерову повезло. В лице Дениса он нашел человека, который в свое время пережил аналогичный период неопределенности и поделился собственным опытом. Но кто станет помогать тем менеджерам, которых уже затронул «кризис смысла» и которые пока не знают, что с этим делать? Вернувшись в Москву, Кирилл узнал, что группа бизнес-тренеров разработала и готовит к реализации программу «Личная формула-21». В описании программы говорится, что цель проекта – ни много ни мало «помочь участникам разработать «Я-стратегию, которая будет построена на собственных смыслах и ценностях участников программы».
Российский рынок консалтинга и бизнес-образования не испытывает недостатка в тренерах и персональных консультантах. Практически любой человек может купить тренинг личностного роста и воспользоваться советами коуча по управлению карьерой – были бы деньги. На этом фоне позиционирование тренинга как специализированной программы по «выходу из Матрицы» смотрится как маркетинговый ход. На первый взгляд, так оно и есть: в нашей стране еще никто не учил дауншифтингу. Элла Борисова, автор и организатор проекта, морщится при слове «дауншифтинг» и говорит, что в поиске новых ценностей нет каких-то рецептов. Каждый должен найти и создать свою формулу, свою стратегию. «Дауншифтинг как альтернатива «корпоративному» образу жизни в прессе последнего времени - как гильотина от перхоти, - рассуждает Элла Борисова. – Это вводит людей в заблуждение. Если кризис достаточно острый, такой подход провоцирует к необдуманным радикальным решениям. Задача же проекта – принятие именно обоснованных на личном уровне решений. Человек должен быть в состоянии ответить на вопрос о целях и смыслах предельно конкретно».
По замыслу автора программы, эффективность курса будет достигнута за счет однородности группы (желающих принять участие будут оценивать в ходе отборочного этапа), удаленности от повседневной жизни (основная часть проекта пройдет в небольшом египетском городке Дахаб) и интегративности программы. Участники проекта последовательно проведут ревизию прошлого, инвентаризацию настоящего и проектирование будущего, объясняет организатор. В превью тренинга (есть в распоряжении E-xecutive) говорится, что работать с участниками будут Лия Киневская, практикующий психолог-аналитик с 10-летним стажем, Сергей Капица, персональный и бизнес-коуч, а также бизнес-консультант Игорь Романенко, автор и ведущий корпоративных и индивидуальных программ по развитию и управлению изменениями. Завершится все пост-проектным этапом, который состоится в Москве через две недели после окончания дахабской сессии.
Опрошенные E-xecutive консультанты сходятся во мнении, что интерес к экзистенциальным вопросам со стороны российского топ-менеджмента только растет, поэтому программа появилась в нужное время. Старший консультант практики Leadership Development Solutions компании RosExpert Елена Мандрикова, говорит, что в России интерес менеджеров стал смещаться с получения сверхприбылей, карьерной и профессиональной одурманенности к work-life balance. Раньше попытки реализации таких проектов несколько опережали потребности руководителей, то сейчас подобная программа может быть востребована: у цвета российского менеджмента как раз в разгаре кризис середины жизни, да и кризис потери смысла, считает собеседник E-xecutive. С коллегой в общем согласна директор Института психогенетики, практикующий коуч и консультант Людмила Мосина. «Составлена программа достаточно грамотно. Ценной новизны в ней я не увидела, но это не делает программу менее конкурентоспособной. Успех подобных проектов в огромной степени зависит от личности тренера, его профессионализма, жизненного опыта и его личных успехов», - говорит она.
Консультанты также обратили внимание на недостатки программы. Елена Мандрикова из RosExpert говорит, что работа в условиях, отличных от повседневных, грозит искусственным «встряхиванием» логики, и эффект такого «поиска смысла» может быть нестоек. Во-вторых, одновременно собрать группу менеджеров, реально готовых работать над собой – довольно сложная задача. Работа над поиском смысла жизни трудно укладывается во временные рамки. У всех разная степень «проработанности». Нельзя «наполнить все личным смыслом» по мановению волшебной палочки и даже по велению души - это серьезная работа, требующая душевных сил и отваги встретиться с самим собой, говорит представитель RosExpert.
«Двадцать один день – это не случайно, - улыбается Людмила Мосина из Института психогенетики. – Но я в подобные проекты приглашаю только своих постоянных клиентов, с которыми у меня уже сложились отношения. Знаю риски и поэтому уважаю своих коллег за смелость». «В чем мы согласны [с авторами программы], так это в том, что для того, чтобы такая работа началась, по словам Ролло Мэя, требуется «сделать паузу между стимулом и реакцией». Вполне возможно, что «Личная формула-21» может стать аналогом такой паузы в череде рабочих будней», - резюмирует Елена Мандрикова.
По словам консультантов, клиенты все же менее склонны к радикализму в поиске гармонии с собой. Решившиеся на смелый шаг менеджеры часто меняют сферу профессиональной деятельности или перераспределяют время между работой и собственно жизнью в пользу последней. У них снова появляется цель, объясняют мотивы своих клиентов коучи.
…Пара недель на Сокотре стала для Кирилла Нестерова звеном в длинной цепи поисков - не первым и не последним, по его признанию. «Начинаю осваивать технологию поиска новой жизни, - говорит он, задумчиво потирая переносицу. – Это трудно и долго, это растянется еще минимум на полгода-год. Зато, возможно, я получу то, чего у меня никогда еще не было». Стратегическая идея уже сформировалась: создавать проекты или участвовать в бизнесах в тех местах, в которых хочется бывать. А таких мест полно – Кавказ, Крым, Одесса, Барселона, Сокотра…Кирилл признался, что пока занят в основном сбором информации: ее катастрофически мало. «Все-таки пока рано говорить о том, что я знаю, что делать дальше», - осторожничает он и отказывается загадывать, сделают ли его хоть на шаг ближе к новой жизни те несколько тысяч долларов, которые ему должны вернуть за незавершенное обучение по программе MBA.
Фото: pixabay