Конец века героев
Что такое эффективный руководитель? Если дать волю фантазии, можно попытаться набросать его идеальный образ. Что получится? Бесстрашный вождь, ведущий легионы своих приверженцев к неизведанным горизонтам? Человек, обладающий ленинской энергией, муссолиниевской харизмой и сталинской способностью подчинять других своей воле? Или это всего лишь скромный организатор деловых встреч, у которого в портфеле всегда набросан креативный план для очередного «мозгового штурма»? Одну из основных проблем «общей теории эффективного менеджера» (а нам предстоит сделать небольшой экскурс именно в эту дисциплину) можно сформулировать в виде вопроса: всегда ли харизма и другие лидерские качества идут рука об руку с той особенностью личности, которую мы называем эффективностью? Вопрос далеко не праздный, учитывая историю нашего отечественного менеджмента. Не секрет, что в начале формирования рыночной экономики эффективность не была главным качеством, которое требовалось от успешного руководителя. Гораздо более важной была способность создавать новые, рыночные структуры и отношения на пустом месте, на руинах распавшихся советских социальных и экономических связей.
Качества, которыми обладали наши руководители первого рыночного поколения, можно назвать пассионарностью, харизмой, жизненным порывом. Но эти качества – не всегда синоним эффективности. Действительно, если считать, что под этим словом понимается способность достигать целей с наименьшими затратами, можно предположить, что новые условия сформировавшегося рынка диктуют потребность в новом типе менеджера. Уже сейчас в России есть немало компаний, которые сталкиваются с неспособностью «харизматического» менеджмента, привыкшего к большим планам и большим жертвам, соответствовать современным стандартам эффективности.
На смену раннекапиталистической «эпохе героев» приходит эпоха эффективности. А харизма при этом, как раз перестает быть обязательной. В упорядоченной рыночной экономике успешные руководители могут быть харизматиками, а могут, напротив, быть весьма скучными индивидами. Питер Друкер , профессор и консультант с многолетним стажем, утверждает в своей статье в июньском номере Harvard Business Review, что 'великие менеджеры могут быть харизматичными или, наоборот, бесцветными, щедрыми или, напротив, скупыми, интуитивными или сухими и рассудочными'. Однако все они являются эффективными. Остается определить, что значит «эффективность» специально в применении к руководителю. По мнению Дракера, при всем разнообразии человеческих типов эффективных руководителей, каждый из них в своей работе совершает восемь довольно простых действий. Эти действия – не просто средство для достижения эффективности. Скорее, именно выполнение этих действий и есть эффективность применительно к руководителю. Нам предлагается, в сущности, критерий эффективности топ-менеджера. В чем он заключается? Итак,
Восемь с половиной правил Питера Друкера
1. Эффективный руководитель спрашивает: что должно быть сделано? Правило не такое тривиальное, как кажется на первый взгляд. Акцент здесь сделан именно на слове «спрашивает» . Руководитель вполне может знать (думать, что знает) заранее, что должно быть сделано. Например, Трумэн, которого Друкер называет одним из самых эффективных руководителей США, считал, что цель его президентства – довести до конца социальные реформы Рузвельта (New Deal). Однако, спросив себя, что действительно надо сделать в данный момент, он пришел к выводу, что приоритетом является внешняя политика и эффективное противостояние Советскому Союзу. Именно на этом он сосредоточил свои усилия, обеспечив, благодаря плану Маршалла, миру длительный период экономического роста. Кстати, социальные реформы Рузвельта при этом так и не были доведены до конца.
2. Эффективный руководитель спрашивает, что необходимо сделать в интересах предприятия. Второе правило, как и первое, дает руководителю возможность получать необходимые знания для управления организацией.
Следующие четыре правила позволяют превратить собранное знание в эффективное действие, поскольку руководитель – это, прежде всего, деятель:
3. Эффективный руководитель готовит развернутый план действий.
4. Эффективный руководитель берет на себя ответственность за решения.
5. Эффективный руководитель берет на себя ответственность за коммуникацию.
6. Эффективный руководитель концентрируется на возможностях, а не на проблемах.
Последние два правила касаются того, как создать во всей организации чувство ответственности и подотчетности. Эффективный руководитель понимает, что обладает властью только до тех пор, пока у него есть доверие организации.
7. Эффективный руководитель проводит продуктивные встречи.
8. Эффективный руководитель думает и говорит «мы», а не «я».
Есть и еще одно действие, которое представляется Друкеру настолько важным, что он возводит его в ранг правила:
Эффективный руководитель сначала слушает, а уже затем говорит.
Питер Друкер – профессор Peter Drucker and Masatoshi School of Management в Claremont Graduate University.
Реферат статьи Питера Друкера “What Makes an Effective Executive”, (Peter Drucker, Harvard Business Review)
Реферат подготовил Алексей Гостев
Фото: pixabay