Ранее я уже рассказывал о типажах работодателей. Продолжаю историю и в этом тексте поделюсь типами сотрудников. Их также 4: «Партнер», «Попутчик», «Пассажир» и «Разрушитель».
1. Сотрудник-партнер
Как определить, вырастет ли из новичка сотрудник с партнерским отношением? Первый и самый надежный способ — оставить стажера одного, не поставив конкретной задачи. Стажер с задатками партнера все равно начнет работать или искать возможность. Такой типаж относится к задаче работодателя, как к личной без рационализации: «Если б тут я был директор, то, может, и поработал, а так я лишь стажер, и пока мне не скажут, работать не буду».
Сотруднику-партнеру хочется трудиться, а не планировать в офисе рыбалку или начинать рабочий день с выбора хорошего ружья. Безусловно, сотрудник с партнерскими качествами может выбирать ружье, но уже после того, как закончит дела. А если почувствует, что дел мало, то придет к руководителю и попросит еще: «У меня работы нет!». Стажер, склонный к «пассажирству», так не поступит: «Мне задач не ставят и ничего страшного».
Сотрудник-партнер мыслит категориями уважения и взаимных интересов. От этого не всегда с ними комфортно работать — они учитывают интересы работодателя и требуют ресурсы или инструменты для эффективного выполнения задач. К примеру, могут постоянно просить дать рекламу, снять ролик или еще каких-то активностей, которые по их мнению дадут результат. От этого и возникает чувство дискомфорта.
Как еще можно определить сотрудника-партнера? Способ №2. Ты — РОП и предлагаешь сотруднику распределить заявки вместо себя . Если самый крупненький и жирненький «сарафанчик» стажер возьмет себе, то такой человек будет меньше заботиться о подчиненных. Партнер сложную заявку возьмет себе, а коллеге отдаст получше. Хотя бывает так, что партнер поступит так будучи уверенным, что сможет в отличии от коллеги «закрыть» сложный лид.
Способ №3. Понаблюдать, с кем обедает человек и как часто ходит на корпоратив. Если посещает корпоратив часто, то высока вероятность обнаружить в сотруднике партнера. Если же он пропускает совместные мероприятия — низкая. Кстати, есть только одно исключение, когда не стоит ходить на корпоратив: девушкам, если муж ревнивый.
В чем опасность быть сотрудником-партнером?
Главная опасность для такого человека — попасть в найм к пассажиру или разрушителю. Когда новичок впервые попадает к работодателю-разрушителю, то первый «попал», а второй потирает руки: «Ого какой классный 30-ти летний лимон к нам пришел! Сейчас его выжму, а потом из Headhunter достану новый».
Я встречал много клиентов, которые хотели меня «выжать», и даже работодатель такой попался, но меня они не превратили в человека, который хочет «выжимать» других и относиться к людям потребительски. Однако в жизни случается, что выжатый разрушительными отношениями сотрудник решает: «Теперь я стану не лимоном, а соковыжималкой».
Если жизненный урок связан с обидой на отца — а работодатель чаще всего отождествляется с образом отца, даже если владелец женщина — то сотрудник может затаить обиду и бессознательно начнет поступать так же как и разрушитель.
История. Моя ученица устроилась в компанию, где работать нужно было Х4, а платили ей 120 тыс. руб., в то время как другим в профессии платили 200 тыс. руб. Она действительно была чистым «партнером»: стремилась помочь, выкладывалась, но потом все-таки не выдержала и ушла. А вот обиду так и не отпустила и, как только стала руководителем, начала скатываться в требования: «Где результат?!», даже не обучив человека. Почему? Она не победила работодателя-разрушителя и отыгрывалась на подчиненных за обиду.
Главная операционная опасность работодателя-партнера — набрать в команду кучу «пассажиров», а стратегическая — нанять управленцев-разрушителей.
Как выйти из порочных отношений с работодателем-разрушителем?
Для начала принять, что плохой работодатель послан вам Богом, и вы наконец увидели, какие неадекваты бывают и больше с такими не работать. Поблагодарите Бога и уходите в другой найм или собственный бизнес без далекоидущих выводов о людях.
В идеале сотруднику-партнеру найти работодателя-партнера.
Дружить, быть друг с другом открытыми — партнер нашел партнера, они могут обсуждать перспективы и строить бизнес.
2. Сотрудник-попутчик
«Сотрудник-попутчик» — это отличный типаж, на который часто обижаются молодые управленцы: «Они — не партнеры!».
Попутчик чаще всего равнодушен к работе или отрасли в целом, ему важно что-то «настоящее»: погружаться с аквалангом, играть в оркестре или ходить в горы… У такого в телефоне есть чат альпинистов, с которыми он дружит лет 20. На месте увлечения может быть и другая отрасль, где у попутчика есть цель, и к вам он пришел, чтобы прокачать продажи.
Попутчики — отличные люди, чтобы пройти с ними вместе небольшой отрезок пути. Не стоит навязывать им дружбу и развитие, не надо с них излишне требовать и давить.
Попутчик хочет честно заработать денег, чтобы при этом ему не «лезли в голову», и бессознательно такое отношение транслирует окружающим. Вы ему про обучение и совместные выезды, а ему интереснее чат альпинистов:
— У нас корпоративный выезд на выходные, едем?
— Мне неинтересно. Я иду в горы.
Аксиома для работодателя: если ваш сотрудник — попутчик, то пристально следите, чтобы его задачи были максимально регламентированы, инструкции — прописаны до запятой, процессы — автоматизированы и назначен надежный заместитель.
Человеку лояльному и приверженному такие формальности излишни — он и без инструкции справится и разрулит ситуацию. А вот попутчику регламент и заместитель необходимы, потому что однажды такой скажет: «Я в России все горы облазил, не осталось ни одной, и я хочу в США. Там столько гор! Уезжаю завтра». И в его картине мира так поступать нормально. В таком случае работодателю важно не обижаться и не устраивать сцен: «Я-то ему помогал, я-то его обучал, вкладывал. А он взял и ушел».
Заранее осознавайте мотивационную характеристику сотрудника-попутчика, не ставьте его на перспективный фронт работ и не инвестируйте в его проекты. Ставьте на замещаемые должности, ведь своим поведением попутчик честно демонстрирует, что он в вашей жизни временный игрок.
Не делайте ставки на «попутчика» и не стройте иллюзий, что он с вами и компанией надолго.
Как отличить попутчика от партнера?
Ключевой способ — оценивать действия подчиненного, а не его слова: «Иван Иванович, я вас так люблю! Вы мне как отец родной». А завтра он уходит в горы на месяц, пока фирма переживает коронавирусный кризис.
3. Пассажир
Мечта сотрудника пассажира — найти фирму, где можно вообще не работать.
Опознать таких кандидатов довольно просто: у них высокий навык прохождения собеседований. И везде в резюме проектная работа на полгода или год. Долгосрочные отношения они не строят, хотят только получать, ничего не отдавая взамен. В компаниях до 200 сотрудников от них лучше избавляться, а в идеале не нанимать вовсе. Эффективнее сфокусироваться на привлечении партнеров и попутчиков, создав правильную систему найма и адаптации новичков.
Большую компанию не построить без пассажиров, а управлять ими желательно следующим образом:
- во-первых, поручайте полностью контролируемые вещи;
- во-вторых, создайте условия сдельной оплаты, при которых у пассажира появится шанс стать попутчиком.
Таким образом, для работы с пассажирами стоит создавать систему контроля и оценки. К примеру, присмотритесь, как строит дело «Яндекс.Такси» или приходите к нам в Школу менеджмента.
4. Сотрудник-разрушитель
Сотрудники-разрушители — это личности, которым важно все обесценить, а уж до чего докопаться такие найдут, отыщут даже формальный повод. Почему? Они от этого кайфуют. Их внутренняя мотивация — проводить энергию разрушения. Если вы встретили обесценивающую личность, то как с ней бороться, я рассказывал в этой статье.
Единственное верное решение — уволить таких людей одним днем, выплатив зарплату наперед.
На интервью их можно выявлять следующим образом:
- если у человека все предыдущие работодатели «плохие», а он хороший, то, вероятно, перед вами разрушитель;
- если вокруг человека большое число конфликтов, то, вероятно, он разрушитель;
- если совпали оба пункта — кандидат точно разрушитель.
Выводы
- Самые ценные единицы команды — партнеры, те, кто хочет отдавать миру и жить в гармонии.
- Попутчики — это очень хорошие сотрудники, и в ваших силах сделать из них партнеров.
- Пассажиры также могут стать частью команды, но на строго регламентированных должностях.
- Многие не нашли свое предназначение и стремятся в категорию «пассажиров».
- Если вы построили систему как у «Яндекса», то можете работать и с пассажирами.
- С разрушителями лучше не работать. Для них есть свои профессии: литературный критик, вскрыватель огневых точек. Это не бизнес-типажи, у них свои задачи и предназначения.
- Сотрудник проявляется по-разному в зависимости от внешних условий: ниши или отрасли. В одном бизнесе он может быть пассажиром, в другом — станет партнером, а в третьем — попутчиком.
- К партнерам тянутся партнеры, к пассажирам — пассажиры, к попутчикам — попутчики, а к разрушителям — разрушители. Если вы заметили, что к вам идут не те люди, поработайте сначала с собой и понаблюдайте, кого из окружающих вы притягиваете.
- Партнерам лучше искать партнеров, а попутчикам — попутчиков.
Здорово, если статья поможет вам найти сотрудника в команду. Больше историй читайте в моем Telegram-канале, Павел Костюков. О моих проектах можно узнать на сайте simtu.ru. Также приглашаю в бизнес-клуб t5.club.
Партнерский материал
Читайте также:
Интересная классификация, других типов действительно навскидку в голову не приходит.
Возможно автор не совсем точно сформулировал - но - это самый надежный способ потерять стажера как сотрудника.
Представьте себя в ситуации, когда Вы вышли на новое место работы, вокруг незнакомая обстановка, незнакомые люди, а ты нокому не нужен, никакой задачи у тебя нет. А если ты интраверт, и просто боишься подойти к незнакомому человеку, занятому своим делом (наверное), тем более с вопросом - "А мне-то что делать?")))
Возможно, он не настолько плох, чтобы сразу же лезть в интернет и планировать свои личные дела... Но, посидев пару часиков без задачи, скорее всего, "пойдет покурить" и больше не вернется.
А возможно, это был хороший исполнитель, пусть не партнер, в том смысле, как этот термин определяет автор.
Вот, если по выполнению поставленной задачи он не подойдет и не доложит о ее выполнении, это другое дело. Да и то, возможно стажеру не сказали, что надо так делать, а предидущего опыта у него просто еще нет..
Да и других противоречивых моментов в статье немало..., я бы даже сказала - теоретических. Видимо, статья написана чисто для привлечения внимания к своим проектам, сорри.
С выводами автора можно огласитьтся, действительно сотрудник - партнер, который болеет за общее дело, качественно выполняет свои обязанности, то есть не формально, а следит как они вписываются в общее дело, единицы! И в этом "общем деле" , которого по сути своей давным давно НЕТ, он "белая ворона", со всеми вытекающими отсюда последствиями!
Есть группа профессионалов - попутчики, которые за достойную и стабильную ЗП качественно выполняют свои профессиональные обязанности и несут ответственность только за свою работу, Сделать их партнерами можно только за очень и очень хорошую ЗП!!
Основная масса - пассажиры, которые легко меняяют место работы, и мгновенно покидают свой "поезд" если он мчится в бездну.
Согласна. А меня еще поразил расклад про корпоративы) Странный, на мой взгляд, критерий) И еще, а если жена ревнивая?)
Так это абсолютно точно недоработка со стороны компании - HR-службы и руководства непосредственно. Если у сотрудников не сформировано понимание, что корпоративы, это не про "выпить-закусить", возможно, просто никто не думает здесь о корпоративной культуре. Если ее не создают, не думают об общих ценностях компании, не говоря уже про миссию и вИдение развития, то о каком сотруднике-партнере мы говорим?))
Большое спасибо за статью! Сейчас изучаю классификации лидеров, ситуационных лидеров, и эта статья пришлась как раз кстати для более широкого понимания.
Очень трезвый взгляд!
Спасибо, Ирина,надеюсь это одобрение. Вообще , когда речь идет о деловых отношениях, лучше обходится без сантиментов.
Одобрение, Валентина. Думаю, без сантиментов трудно обойтись) особенно людям, ориентированным на отношения, они не разделяют личное и бизнес.
Все гораздо сложнее - нет ничего однозачного в любых отношениях, как в деловых, так и в личных, все двойственно - в каждом отношении сушествует два начала - принятие и отторжение, и все зависит от того, какая сторона подобной "качели" перевесит другую.