Когда рост заявок на подбор персонала за год вырастает в два раза – это огромный рывок для компании, и одновременно очень большой риск. Именно такая ситуация случилась в отделе подбора ГК «Эксцельсиор».
Спойлер: мы не масштабировали, а поменяли бизнес-процессы. Разберем проблемы и найденные решения.
Резкое увеличение заявок на персонал
В связи с пандемией в 2020-2021 годах произошли изменения на рынке труда:
- Были закрыты границы, и трафик иностранного персонала, который обычно привлекался, иссяк – соответственно, крупные промышленные компании почувствовали острый кадровый голод.
- Режим самоизоляции повысил заявки на сотрудников интернет магазинов, в частности курьеров и работников складов – рост процентной составляющей аутсорсингового персонала там до 2020 года был всего 10%, а в 2021 составил уже 60%.
Так резко выросло количество заявок на персонал. Компетенции предоставления сотрудников аутсорсинговой компании очень нужны, когда набрать людей сложно, а требуется много человек и быстро. Для примера – один из наших кейсов.
Кейс: водители КамАЗов за 3 дня
Сезонный подбор всегда один из самых трудно предсказуемых. Экстренная потребность в сборе урожая принесла «горящую» заявку на набор водителей КамАЗов. Пшеница и погода не будут ждать. Здесь обновленные бизнес-процессы помогли справиться. За три дня мы вывели необходимое число водителей, за что и получили благодарность клиента.
Такие проблемы решаем уже 11 лет, достигнув штатной численности персонала 8 тысяч человек. Наши сотрудники работают у 400 партнеров на 600 проектах, от Калининграда до Дальнего Востока.
Как мы за год увеличили объем закрываемых вакансий в два раза
Компания всегда росла уверенными темпами. Но резкий рост стал испытанием, и вот какими шагами мы двигались.
Шаг 1. Проанализировали свои собственные источники лидогенерации:
- интернет-ресурсы;
- внешние партнеры-рекрутеры;
- акции по привлечению и базы сотрудников, собранные за 10 лет.
Шаг 2. Увеличили вложения в основной источник кандидатов, в интернет-ресурсы
В результате быстро дошли до оптимальных значений стоимости кандидата. После чего стоимость лида увеличилась, и вкладываться в рекламу просто стало нерентабельно.
К тому же большое количество лидов требует дополнительного персонала. При этом встает вопрос, а что делать с людьми, которых мы набрали для решения сезонных задач, когда объема работ нет?
Нужна гибкость работы с персоналом. Поэтому мы перешли к следующем шагу.
Шаг 3. Масштабировали сеть наших внешних партнеров.
Ставку сделали на два блока:
- кадровые агентства с опытом работы;
- люди, которые опытом работы не обладают, но у которых есть возможность работать удаленно, либо желание поменять свою профессию.
При наборе партнеров мы опробовали новый инструмент для процесса отбора персонала, чат-ботов HR Messenger.
Быстро стало понятно, что обучать надо не только новичков, но и кадровые агентства.
Шаг 4. Открыли свою собственную «Школу рекрутера».
Что входит в программу «Школы рекрутера»:
- Обучение новичков с нуля: воронка подбора, размещение рекламы, работа со звонками и откликами, непосредственно продажа вакансий.
- Унификация знаний о вакансиях, проектах компании.
- Поддержка рекрутеров и кадровых агентств нашими технологиями для увеличения конверсии.
- Как закрывать точечные и технические вакансии.
- Еженедельные зумы для повышения квалификации.
Такое регулярное общение стало частью нашего HR-сообщества.
Постепенно наши партнеры смогли уже выбрать направления:
- Массовый подбор линейного персонала.
- Точечный подбор технического персонала: токари, швеи, арматурщики, водители и т.д.
- Или еще более специализированный – подбор новых рекрутеров.
Теперь рекрутерская сеть дает нам возможность легко закрывать такие проблемы клиентов:
- нехватка собственного ресурса при поиске персонала;
- географическая удаленность или проект в малонаселенном пункте, где достаточного числа потенциальных работников просто нет;
- открытие производства в новом регионе, с неизученным рынком труда;
- сезонное производство со сложно прогнозируемыми потребностями в числе работников.
Количество заявок, закрытых рекрутерами, увеличилась с 7 тыс. в 2020 году до 21 тыс. в 21 году.
Аналитика показала, что с 2020 к 2022 году произошло перераспределение объемов лидогенерации (см. диаграммы): сеть рекрутеров стала занимать почти 50%, интернет ресурсы увеличились до оптимального значения.
Увеличилась в объеме и отдача от наших акций типа «Приведи друга», и от наработанных за 10 лет баз данных, но так как там идет естественный нативный рост, то увеличение пока не столь ощутимо по сравнению с эффектом от работы с внешними партнерами.
Работа с внешними подрядчиками – это действительно сложный и кропотливый процесс, где есть свои «подводные камни».
Как удержать внешних партнеров
Во-первых, кадровым агентствам необходима круглогодичные заявки на персонал, они не могут работать не системно и периодически.
Во-вторых, для них очень важна конверсия. Выбор вакансий позволяет обеспечить большую конверсию кандидата, ведь работают кадровые агентства сдельно, и должны реально понимать, сколько в итоге заработают.
В-третьих, у кадровых агентств так же, как и у любых других компаний, возможен эффект «выгорания». Потому они ожидают от нас разнообразие заявок, чтобы и самим не выгореть, и той части рынка, которой они пользуются.
В-четвертых, неизбежно увеличение объема администрирования неизбежно при расширении внешней сети. Значит, у наших менеджеров существенно увеличивается нагрузка на ведение кадровых агентств, и надо увеличивать штат.
Так мы пришли к закрытию 40 тыс. заявок в год. Быстро адаптироваться к новому рынку труда нам помог десятилетний опыт работы, смелость на ошибки, которые дали в итоге новые решения, такие как собственная «Школа рекрутера».
Советуем ли мы другим агентствам делать все то же самое?
Хочется написать, как в видеоролике про каскадеров: «Не повторять самостоятельно, на площадке работают профессионалы!»
Хотя на самом деле – это вопрос времени и опыта. Удачи!
ГК «Эксцельсиор» более 10 лет оказывает услуги аутсорсинга и аутстаффинга. Специалисты компании проведут расчет организации работы вахтой для вашей компании и привезут свой персонал. Оставить запрос на готовых сотрудников можно на сайте ГК «Эксцельсиор»
Партнерский материал
Читайте также:
Были бы вакансии. А как не перегореть -- мелкий технический вопрос.
допустим, вакансии вы закрываете. только это всё до сих пор методом "перебора" и "возьмем кто дешевле"