Хакатон (от английских слов hack – взламывать, и marathon – марафон) – это соревнование, в рамках которого компании собирали в одном пространстве разработчиков, давали им практические задачи, которые участники должны были решить за строго отведенное время. Как правило, 2-3 дня. На выходе организаторы получали прототипы, так или иначе, готовые для использования. Программисты объединялись в команды, на скорость кодили и по итогу, если выдавали самый быстрый и качественный результат, получали призы. Чаще всего денежные.
Когда прошел самый первый хакатон, не известно, но в открытых источниках есть информация о том, что сам термин стал употребляться с 1999 года. За 22 года из клондайка IT-решений для разных подразделений компаний-организаторов эти мероприятия превратились в инструмент, к использованию которого прибегают и HRы, и маркетологи, и IT-специалисты, и менеджеры по инновациям.
Какие же задачи решают с помощью хакатонов? Хакатоны — источник решений для внешних и внутренних задач:
- повышения узнаваемости бренда;
- привлечения кадров;
- развития продуктов/услуг;
- сплочения коллектива (team building), повышение лояльности к работодателю и другие.
Со временем хакатоны, кроме оффлайн-формата, стали проводиться онлайн. Для этого используются специализированные коммуникационные платформы. Подобные инструменты позволяют не только общаться по видеосвязи с участниками команды, но и предоставляют отдельные «пространства» для коммуникации с экспертами, дают возможность загружать и автоматически проверять решения, используются для проведения развлекательных активностей, голосования жюри и многого другого.
1. Повышение узнаваемости
В целом каждый внешний хакатон так или иначе работает на повышение узнаваемости бренда. По сути, мероприятие становится самостоятельным информационным поводом (наряду с другими новостями компании), способным привлечь внимание помимо самих участников хакатона, еще и журналистов, конкурентов, клиентов. Суть активностей, направленных на достижение этой цели, сводится к тому, чтобы обеспечить «видимость» бренда там, где появляется его целевая аудитория. Это и традиционные СМИ, и социальные сети. Эти же каналы коммуникации используются для привлечения участников.
Кроме того, инициаторы хакатонов плотно работают с профессиональными сообществами, вузами, другими организациями, тем самым расширяя круг осведомленных о деятельности компании. Рост числа упоминаний компании-организатора в информационном пространстве целевой аудитории в результате положительно влияет на узнаваемость бренда.
2. Привлечение кадров
Посредством хакатона бренд может заинтересовать потенциального кандидата своими задачами, экспертами. После мероприятия участник, если захочет менять работу, или находится в поисках работы сейчас — более охотно выбирает компанию, с которой он уже плотно поработал на мероприятии.
Решение этой задачи раскрою на примере. В начале июня группа компаний «М.Видео-Эльдорадо» провела IT-чемпионат Tech Monsters Night для Java-разработчиков. Поскольку до завершения 2021 года организаторы планируют масштабное развитие IT-направления, в частности расширение применения облачных технологий и трансформацию инфраструктуры, группа компаний сфокусировалась на привлечении Java-специалистов.
Результат за один день:
- База контактов для формирования кадрового резерва. Было получено более 400 заявок.
- В рамках мероприятия один из участников сразу получил предложение о работе от компании, остальные участники как «теплые» кандидаты расширили воронку для HR-специалистов.
Если сравнивать затраты ресурсов для достижения подобного результата с традиционным подходом, становится очевидной выгода.
Например, для сбора базы кандидатов на «работном» сайте, для просмотра резюме в базе в зависимости от длительности доступа к системе и количества контактов соискателей, придется потратить от 30 до более 500 тысяч рублей. При этом нет гарантии, что это будут целевые кандидаты.
Далее расходы расширяются за счет человеко-часов, необходимых для отбора релевантных резюме, обзвона кандидатов, проведения первичных интервью, организации собеседований совместно с внутренним заказчиком (его время тоже учитываем), обработки выполненных тестовых заданий, внутренних совещаний и финальной встречи перед оффером. Мы видим, что процесс (особенно, если речь о редких специалистах) может, во-первых, растянуться на очень долгий период. В среднем на закрытие одной позиции разработчика компания тратит от полутора до двух месяцев. А, во-вторых, с учетом привлечения к процессу топ-менеджмента, требует серьезных финансовых вложений. И это с очень большой погрешностью и рисками. Ведь еще требуется время на оформление сотрудника в штат, ресурсы на его адаптацию. Кроме того, по итогу он может не пройти испытательный срок, во время которого ему платят заработную плату.
Хакатон с учетом подготовки требует от 1 до 1,5 месяцев, однако получаемые результаты окупают все вложения. Так проведение соревнования можно «уложить» в сумму, не превышающую 1 млн рублей, а бонусом получить гарантированно не только подходящего заинтересованного в работе специалиста, а порой и целую команду.
3. Развитие продуктов/услуг
Здесь в пример можно привести еще одно майское соревнование с необычной механикой — хакатон банка ВТБ и компании «Магнит» «VTBxMGNT «Делаем вместе». Нестандартность этого хакатона была в том, что он стартовал внутри компаний со сбора идей сотрудников, затем после отбора лучших организаторы сформировали треки для внешнего хакатона. Так, авторы идей стали лидерами проектных команд и в ходе состязательных дней и, по сути, работали над собственными проектами с внешними IT-специалистами. Решения не только победителей получили возможность запуска пилота внутри компаний.
4. Тимбилдинг и повышение лояльности к работодателю
Задачи сплочения коллектива стали более острыми в условиях пандемии и перехода на удаленный формат работы, но есть компании, которые в принципе функционируют в режиме home office, и они, пожалуй, лучше других знают, насколько те или иные инструменты эффективны.
Distillery — IT-компания, которая занимается разработкой веб-сервисов и мобильных приложений. В ее штате около 200 сотрудников, большая часть которых работает удаленно.
Одна из ключевых задач для HR-команды состоит в том, чтобы поддерживать ощущение принадлежности к коллективу и обеспечивать сплоченность. За 13 лет компания испробовала для этих целей все и даже больше: ежедневные планерки, рассылки новостей, онлайн тематические встречи, мафии, квизы, челленджи, конкурсы, совместные занятия спортом, вечеринки, видеоигры, командное обучение и многое другое. Хакатон стал своего рода экспериментом, который, кроме развлекательной функции, добавил тимбилдингу еще интеллектуально-творческую составляющую.
85 сотрудников приняли участие в мероприятии, шесть команд соревновались в решении задач хакатона. Причем все сотрудники имели доступ к платформе, где могли наблюдать за ходом соревнования, болеть за коллег, «посещать» обучающие мастер-классы. По итогу хакатона два проекта получили развитие внутри компании.
Хакатоны в целом предполагают несколько видов активностей:
- рутинные: само состязание, кодинг;
- обучающие: лекции и митапы на темы эффективности коммуникации с заказчиками, тайм-менеджмента, публичных выступлений и прочие;
- развлекательные: игры в мафию, квизы, фотоконкурсы и т. д.
Мероприятие Distillery не стало исключением: правильно подобранный формат и чередование способов вовлечения участников, позволили сотрудникам компании познакомиться друг с другом ближе, попробовать себя в новых ролях.
Вместо заключения
Не бойтесь экспериментов, проводите хакатоны. Описанные выше примеры показывают, что нестандартное применение опробованных инструментов способно дать реальные результаты.
- Сотрудники Distillery не только решили прикладные задачи и помогли развитию компании, но и получили эмоциональный опыт совместного творчества, что всегда положительно сказывается на работе команды.
- Группа компаний «М.Видео-Эльдорадо» получила новых кандидатов и оперативно наняла «звездного» сотрудника.
- Компании ВТБ и «Магнит» отправили в разработку четыре пилота внутри компаний.
Так что дерзайте! Кто знает, вполне возможно, что ваши же сотрудники или внешние участники всего за два дня выведут бизнес на совершенно новый уровень.
Читайте также:
Прекрасная статья!
Спасибо и респект автору.
Лучший пример глобального хакатона - проект ОЭСР - PISA.