В средних и маленьких организациях принято, чтобы сотрудники совмещали разные функциональные обязанности в одной должности. Для экономии ФОТ. Хорошо это или плохо, зависит от многих факторов. Попробуем разобраться: почему это происходит и есть ли другие варианты. Начнем с примеров.
Токарь
В ремонтную службу завода требуется токарь. Понятно, что он должен быть универсалом, потому что задачи хоть и типовые, но все разные. Иногда нужна фрезеровка. Как быть? Нанимать фрезеровщика, который будет два раза в неделю работать, а остальное время сидеть, или возложить эти обязанности на токаря? Конечно, второй вариант целесообразнее. Иногда нужно просверлить или подточить, что тогда? Принимать на работу слесаря-инструментальщика? Понятно, что когда объем работ наберется на двух человек, нужно принять двоих, но когда есть только на 1,5 или 0,5 или 1,35?
Инженер КИПиА
На заводе много контрольно-измерительных приборов: датчики температуры, давления, расхода, лабораторное оборудование, весовое, манометры и так далее. Логично иметь своего инженера или слесаря КИПиА. Или нелогично? Может, эти обязанности возложить на инженера-электрика? Допустим, приняли инженера КИПиА, он быстро вник в суть работы, составил график ППО, график проверок и сидит в кабинете листает ленту соцсетей. Нужно его нагрузить. «О, есть еще охранно-пожарная сигнализация, будешь еще и ее обслуживать». И получилось чуть больше его возможностей. В итоге он не успевает то одно, то другое. А может он просто саботирует?
Инженер-строитель
Маленькая строительная фирма. Офис-менеджер не нужен, но нужно кому-то отвечать на звонки. И появляется инженер с обязанностями секретаря. Примеров много: начальник отдела логистики, он же начальник АХЧ, методист, преподающий географию, системный администратор, отвечающий за видеонаблюдение, инженер ПТО, отвечающий за выдачу инструмента...
Очевидные минусы:
- Если сотрудник недогружен – организация теряет деньги, если загружен не своей работой – организация теряет в качестве.
- Нет серьезных задач для роста. Тут что-то поделал, там что-то поделал, в итоге теряет квалификацию.
- Нет мотивации. Кем может стать системный администратор в строительной организации через год, два, три, пять? Системным администратором с той же самой зарплатой и теми же обязанностями.
- Нет обучения, наставничества, не у кого спросить совета.
Как руководители обосновывают свои решения относительно «многостаночничества»
1. Зачем держать сотрудника, у которого недостаточно работы на полный рабочий день?
Варианты ответов:
- Оперативность. Нужно, чтобы он сразу устранил неисправность. Даже если дежурный персонал не загружен, без него никак.
- Секретность. А вдруг конкуренты узнают или налоговая? В организациях с черной бухгалтерией передать ее на аутсорсинг трудно.
- Непрописанный функционал. Беги туда, не знаю куда, делай то, не знаю что. Когда обязанности размыты, сложно сказать, сколько времени человек работает.
- Передать задачу на аутсорсинг невыгодно. Иногда один человек делает работу лучше и дешевле, чем специализированная организация, даже работая половину времени и получая полную зарплату.
- Он родственник директора. Или просто нужный человек.
- Не знаю, но мне так удобно. А действительно, зачем думать, как распределить обязанности, когда можно принять еще одного человека.
2. Зачем нагружать сотрудника дополнительной работой, в которой он не разбирается?
Варианты ответов:
- Работа неважная, но делать ее нужно.
- Аутсорсинг невыгоден или неудобен.
- У него все равно есть время.
- А больше некому (он самый безотказный, работа ближе всего по функционалу).
Как устранить в компании «многостаночничество»
- Описать процессы. Первое, с чего нужно начать. После этого можно принимать решение, что дальше делать.
- Передать на аутсорсинг. Самый простой выход, а для многих задач еще и экономически выгодный.
- Расширить географию. Системный администратор может обслуживать еще одну организацию. А как ему платить, вариантов масса.
- Уменьшить время работы: 2 дня в неделю, 4 часа в день. У нас так работают уборщицы: с 8 до 12, но три человека. Инженер КИПиА работал 4 дня в неделю, а один день работал в другом месте.
- Не делать некоторую работу. Не заправлять картриджи, а менять. Заправка, конечно, экономит деньги, но тратит время и может испортить оборудование.
- Принять сотрудника низкой квалификации, который будет выполнять работу медленнее, но и платить ему можно будет меньше. Например, студента. Или наоборот, принять профессионала, который за зарплату на 30% больше перекроет полторы клетки.
- Автоматизировать процесс. Выполнял человек, теперь выполняет робот. Но автоматизация опасна тем, что работа по обслуживанию робота стоит дороже работы, которую автоматизировали.
Как видите, варианты есть и все они простые. Но большинство решает, что если сотрудник недогружен, нужно ему подкинуть задач из другой профессиональной области, пусть развивается. Это напоминает старую шутку: «Лечим алкоголизм методом наркомании».
Также читайте:
Такая проблема имеет место быть. На одном заводе сократили должность в ремслужбе зуборезчика (нарезание шестеренок), кусочек потребности остался. Пенсионер которого сократили выходил 1 раз в неделю на работу и исполнял потребность. Это всех устраивало. Пенсионер получал немого денег помимо пенсии. Завод закрывал потребности. То есть формы закрытия потребности имеются.
Помимо описанных проблем имеется еще и проблемы когда исполняемые функционалы вообще противоречат один другому. К примеру исполнитель работ с функцией ОТК и ПБиОТ.
Проблема связана с тем что Комсостав не понимает что размывание специализации критично уменьшает производительность труда. То есть присутствует элементарная управленческая безграмотность. Это примерно из серии "а если люди будут работать по 12 часов в день они сделают больше чем за 10". Обьяснить что сделают меньше невозможно.
Ну форма "рабоа по запросу" сейчас популярна, и будет популярна еще больше.. Очасти самозанятость этому способствует..
А так варианты - или совмещать функции одним человеком в одной организации, приглашать на работу по запросу, покупать готовый продукт, а не делать его самим..
помню в 90-е в одной организации охранник ещё и продавал их продукт в розницу. Все были довольны - но несовременно, не прописано в указивках)))
У нас однажды произошёл несчастный случай, крановщица пошла выключать свет и когда спускалась упала с крана. Это она уже в больнице рассказала куда и зачем ходила. Один из первых вопросов при расследовании НС был: А по должностной инструкции она должна выключать свет или нет?" Оказалось, что нет. Теперь когда кто-то выполняет не свою работу я каждый раз думаю, а что если в этот момент с ним произойдёт несчастный случай.
Если наибольшая ценность именно защититься -то да, так и надо.. Если адоптрироваться к внешним условиям, то инструкции не будут успевать..
Цитата - Кому поручить работу дворника, если содержать дворника невыгодно?
1. Про дворника в публикации ни слова?
2. Что значит невыгодно?
Цитата - В организациях с черной бухгалтерией передать ее на аутсорсинг трудно.
Зато легко попасть на нарушение УК.
Тема важная (+1).
Но лучше разбираться каждый пункт, раз важная:
Цитата - Если сотрудник недогружен – организация теряет деньги, если загружен не своей работой – организация теряет в качестве.
Из п. 1. следует, что так делать не нужно. Из п. 2 тоже. и т.д.
то есть соглашусь, что так делать не нужно.
Варианты ответов:
Ну это пробемы руководителя - может вообще только родственников набрать или нужных людей, чего только одного.
Этот вариант в силу конкуренции на рынке отметаем- так как скоро не только родственники окажутся без работы, но и директор фирмы.
Но бывает, что родственник одновременно хороший и нужный специалист. Короче говоря, дело родства вообще не нужно рассматривать, побоку его
Цитата - Как устранить в компании «многостаночничество»
Описать процессы. Первое, с чего нужно начать. После этого можно принимать решение, что дальше делать.
У одного клиента появились мои коллеги по описанию бизнес-процессов. Они так и не завершили работу. Не уверен, что важная работа по описанию процессов важная.
По остальным пунктам возражений особых нет.
Однако.
Например, любому руководителю сегодня не хватает времени по многим причинам. И если ему рассказать, что здорово бы улучшить практику управления, но для этого нужно время, он скорее всего, откажется - не за счет же семьи.
Решение - часть работы отдаем нижестоящему руководителю. Повышается квалификация замов. Появляется время.
Но зам перегружен. Что делаем - делегируем часть работы вниз, повышая квалификацию нижестоящих руководителей. И т .д.
Но специалист в самом низу нам отвечает - Делегировать некому - потому-то я еще работаю и дворником.
Вот в таком случае и нанимаем дворника.
А вот теперь возвращаемся к вопросу гигантской выгоды держать дворника - это позволит всей цепочке от специалиста до гендира делать свою высококвалифицированную работу.
Что будет в результате? Фирма будет производить продукцию быстрее и более качественно, скоро потребуется много новых руководителей, специалистов и дворников - так как фирма будет расти.
А конкуренты побегут умолять рассказать как он этого добился - что за волшебство помогло гендиру раскрутить?
Он ответит:
- Это не секрет. Ничего такого. Просто мы наняли дворника :)
Это не шутка, это совет консультанта по управлению, бесплатный.
Я согласен, что можно поручить Токареву. В принципе он конечно консультант. Но мы же не можем смотреть как он с голоду загибается. Поэтому консультант-дворник, это номрмально для Токарева. Профессии всякие важны.
Работы дворника я не боялся - владел большой частью частного дома и по очереди убирали снег зимой и листья осенью во дворе и на улице, из-за того, что мне принадлежала самая большая часть (дом большой, в центре города), примерно 1/3 времени года (такова была доля) я им и работал по совместительству.
Но официально не подойдет - поскольку я вип-клиент Сбербанка, они будут этого стесняться :)