Как быстро ввести нового сотрудника в компанию?

Трудные времена требуют трудных решений, но еще больше требуют гибкости. В компании, где я работаю, кризис затянулся: низкие зарплаты, много работы, как результат — текучка. Люди приходят, видят, что за такую зарплату нужно еще и вкалывать, и уходят искать работу полегче или зарплату повыше. Те, кто остается, не удовлетворяют руководителей и часть из них в последствии увольняют. В результате HR «пашут»: ищут, принимают и увольняют; руководители обучают новых сотрудников, латают дыры, ликвидируют последствия ошибок новичков.

Как только новички освоили «азы» — увольняются. И снова топтание на месте. Ситуация заставляет обучать людей настолько быстро, чтобы они до увольнения принесли пользу, а не вред.

Я посмотрел по сторонам, искал решения в других компаниях и отраслях, но нашел проблему еще больше. Руководители забыли или не знают, что такое адаптация персонала.

Знакомый, владелец малого бизнеса, принимает сотрудников и сразу нагружает задачами, не адаптируя к новой работе и условиям. Ищет подходящий кусочек пазла, надеется, что новичок самостоятельно разберется с работой и научится принимать решения с той же логикой, что и владелец. А еще стажер, (если его можно так назвать), должен быть оптимистом. Тех, кто не соответствует, директор увольняет через месяц-другой.

Еще один знакомый устроился в филиал крупной российской компании, и его сразу нагрузили кучей задач, в надежде, что разберется по ходу. Руководитель на вопросы отвечает неохотно и за разъяснениями отправляет к коллегам. В смежных отделах встречают недружелюбно, потому что никто не представил. В компании обучают стандартным процессам, но руководитель на занятия отпускает неохотно. Результат: спустя три месяца сотрудник не понимает обязанности и зону ответственности, демотивирован и хочет уволиться.

Некоторые организации «ведут» новичков. HR-менеджер встречается с ними через неделю, месяц и квартал после трудоустройства, но результат тот же — непонимание роли и демотивация.

Как изменить ситуацию? Проведите экспресс-адаптацию — сократите разрыв между новым сотрудником и «старичком» в первые же дни.

  1. Объясните кто есть кто.
  2. Покажите культуру и политику компании.
  3. Научите основным процессам.
  4. Мотивируйте.
  5. Не перегружайте.
  6. Дайте обратную связь.

Я адаптирую сотрудника к новым реалиям за 3-5 дней, а результаты его работы появляются уже в первый день.

Объясните кто есть кто

Каждая организация уникальна, даже два филиала одной компании отличаются друг от друга. Покажите сотруднику эти отличия:

  • Структура компании. Объясните, кто есть кто на схеме, а потом через «ход ноги». Когда приходит новый инженер, я объясняю, как согласовать план ремонта «ногами», то есть иду и согласовываю вместе с ним и по ходу знакомлю с подписантами. Второй раз он подписывает документы самостоятельно и не задает глупых вопросов: начальник ремонтного участка — это кто, а где искать начальника цеха? Один новичок пошутил, что его водят как слона из басни.
  • Коллектив. Объясните должности и скажите к кому и по какому вопросу обращаться. Подчиненный возглавил другое подразделение и его приемнику при знакомстве я рекомендовал делить вопросы между нами.
  • Родственные и дружеские связи. Главбух — жена директора, а руководитель отдела логистики его друг. Не сплетни, а факты, чтобы новичок не попал впросак.
  • Контрагенты.

Покажите культуру и политику компании

Дайте скучный документ с правилами, нормами и принципами, но лучше расскажите несколько историй, как поступают и как не поступают в организации.

Я привожу в пример сотрудников, которых уволили, и тех, с кем было приятно работать. Рассказываю, что мы постоянно строим и открываем новые производства. Рассказываю историю о халатности сотрудника и наказании за халатность, и много чего еще. Если это не рассказать, то расскажет кто-то другой и в другом свете.

Научите основным процессам

Главная задача инженеров моего подразделения, поддерживать и улучшать работу оборудования. Для этого они планируют и сопровождают ремонты, подбирают и заказывают запчасти и оборудование. И все это производят в программе 1С ТОиР. В программе умеют работать единицы новичков, а наша специфика создает дополнительные трудности. Я обучаю новых сотрудников по принципу «я-мы-ты». Сначала показываю, как подать заявку, потом сотрудник под руководством создает заявку в программе, затем самостоятельно. Частые процессы я описал в виде блок-схем и добавил папку с описанием процессов на сервер.

Мотивируйте

Человек попал в новую обстановку. Он не понимает, какие действия совершить для достижения целей компании и своих целей. Задача руководителя в период адаптации достать из головы новичка цели, связать с целями организации и уложить заново по полочкам в голове сотрудника. Что хочет новичок: денег, карьеры, свободы, мастерства? Что нужно для этого делать? Для меня это самый сложный момент. Периодически приходят люди, у которых нет целей вообще, или я не могу их понять. Как мотивировать таких людей я не знаю.

Не перегружайте

Раньше часто совершал ошибку — когда приходил новый сотрудник, объяснял зону ответственности, вываливал на него все задачи, которые в этой зоне не доделал предыдущий сотрудник и периодически требовал результаты. Результатов не было. Теперь даю задачи по одной, а иногда дроблю на части и выдаю по частям, и постепенно усложняю. Результаты видны в первый же день. Увы, старые привычки умирают не сразу. Иногда все еще ставлю большие задачи, но когда вижу ступор вместе с сотрудником, дроблю на части или делаю у него на глазах, когда человек понимает ход мысли — тут же включается, а я отхожу в сторону.

Дайте обратную связь

Если в компании используют четкие критерии оценки, то сотрудник понимает, что делает правильно, а что нет. Если таких критериев нет, то единственный способ получить обратную связь — слова руководителя. Но даже с четкими и понятными показателями эффективности, руководитель обязан направлять и подсказывать, а не критиковать.

Итог

Если вы найдете время, опишите процессы, сформулируете принципы, познакомите сотрудника с организацией и людьми в организации, не будете сваливать на него сразу всю работу, узнаете о его мотивах, подскажете ему правильное направление, то уже с первого дня получите работоспособного и результативного сотрудника.

Без вашего участия адаптация продлиться намного дольше. Проверено на собственном опыте.


Текст участник Летнего конкурса статей «Менеджмент-2019»

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Волгоград

Максим, есть тысячелетний опыт человечества в этой сфере. Почему Вы обесценили его и решили что Ваш личный опыт более ценен?
1. В каждой компании должно быть штатное расписание, устав и оргструктура эти документы отвечают на вопрос кто есть кто. Если это профанационные документы значит проблема не в адаптации пероснала,а не в выполнии гендиректором и собственниками своих функций.
2. Культура производства и внутренний трудовой распорядок определяются собственниками и фиксируются в документе. Если кто то самовольно что то трактует значит человек занимается произволом и от него надо избавляться. То есть Максим к Вам можно придраться и заслуженно уволить.
3. Мотивация и стимулирование должны быть прописаны в положении об заработной плате. Если их нет значит собственники и ген директор не выполняют своих функций.
4. Регламенты процессов, рабочие процессы и процедуры должны быть учтены и на них должны быть инструкции. Это требование стандартов управления. 

Вообще Максим читать Ваши публикации интересно не в содержательной части, а в наблюдательной как человек последовательно изобретает велосипед вместо того чтобы взять стандарт ИСО 9001 и просто выполнять. Видимо сам путь изобретательства изобретенного интереснее результата.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Максим, спасибо за статью! Четко, по делу, конкретные инструменты без воды. Как управленец-практик с более чем 20-летним стажем, поддерживаю и Вашу технологию, и ваш кейс в целом.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
проблема не в адаптации пероснала,а в невыполнии гендиректором и собственниками своих функций

Всё-таки даже при беглом описании фуккционал "текущего" сотрудника возникает ощущение, что всё построено наспех и наведение порядка и как следствие - кадровой стабильности, не обеспечивается ГД и собственниками.

Подозреваю, что когда "они планируют и сопровождают ремонты, подбирают и заказывают запчасти и оборудование", не особо в этом разбираясь - страдает конечный потребитель услуги... То есть - светлое будущее компании также под угрозой...

 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Максим, спасибо за статью! Спасибо за напоминание, что основная роль руководителя - работа с подчиненными, особенно с новичками. В частности, обучение действием на собственном примере. К сожалению, руководители часто забывают о том, что без этого "велосипеда" никакие стандарты "не поедут".

  

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Алексей Уланов пишет:
Если их нет значит собственники и ген директор не выполняют своих функций.

Если "собственник и гендиректор выполняют свои ФУНКЦИИ" - значит в компани  процветает "функциональный подход".

Лучше будет объяснять новому сотруднику его работу в "Продуктном выражении" (если с процессным подходом не получается).  

Руководитель, Москва

на самом деле адоптация начинается в момент прохождения собеседования. 

После которого у соискателя должно быть понимание - зачем он нужен предприятию, а руководителю - как новый сотрудник может помочь ему. 

Ну и дальнейшие описанные шаги вполне логичны

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Статья ценна личным опытом автора и тем, что это работает. Тысячелетний опыт хорош для книг. Неформальный подход к адаптации новых сотрудников даёт результат в первый день их работы. Ещё мне понравился подход «ножками» - автор статьи сам прошёл вместе с новичком по коллегам. Удачи автрру и ждём новых статей с интересными примерами. 

Менеджер, Украина

Эмпатия. Поставьте себя на место нового сотрудника. И все вышезложенное станет естественным.

Менеджер по маркетингу, Москва

Мне тоже понравилась статья! Есть чему поучиться! И есть что взять для применения! Благодарю автора! Спасибо, Максим!

Начальник участка, Волгоград
Виталий Елиферов пишет:
Алексей Уланов пишет:
Если их нет значит собственники и ген директор не выполняют своих функций.

Если "собственник и гендиректор выполняют свои ФУНКЦИИ" - значит в компани  процветает "функциональный подход".

Лучше будет объяснять новому сотруднику его работу в "Продуктном выражении" (если с процессным подходом не получается).  

Согласен с Вами, можно либо процессно либо результатно управлять. Требования к методике управления определяются качествами и задачами стоящими перед управляемой системой. 
Руководство людьми это область человеческой деятельностью, многое в ней придумано задолго до нас. Зачем "дилетантить" десятками лет если все это миллионы раз пройдено? Неформальщина = неуставщина - разрушает изнутри любую систему управления, последствия для любой орагнизации катастрофические. Вместо того что бы урезонить Максима и дать правильное направление развития сэкономить ему годы жизни и киллограммы нервов мы подбадриваем и загоняем его в тупиковый для его развития путь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.