Менеджмент в стиле коучинг: что это такое

В один прекрасный момент я понял, что занимаюсь коучингом. Да, именно так! Журден в пьесе Мольера удивился, что всю жизнь говорил прозой, а я в какой-то момент понял: то, что я делаю, называется коучингом. Оказалось, что заниматься коучингом не стыдно. Хотя это слово очень непривычно для уха русского человека. Когда я сказал своей маме, что я занимаюсь коучингом, она спросила: «это что-то приличное?» :)

Кто такой коуч?

Коуч – это человек, который способствует тому, чтобы другие люди достигали ими же поставленных целей. Слово пришло в русский язык от английского coаch – тренер, изначально спортивный тренер, но сейчас это слово распространено и в бизнес-среде. Самый близкий аналог этого слова на русском языке – «наставник».

Традиционный менеджмент уходит в прошлое

Жесткий директивный менеджмент показывает свою неэффективность в условиях быстро меняющейся среды. Вот, хочется иногда наорать на человека и популярно разъяснить, что он делает не так и где ошибается. Возможно, что подобных ошибок он впредь повторять и не будет, но инициатива и творчество будут убиты на корню. Если задача простая и ее легко описать регламентом (например, копать яму), такой подход может быть эффективным (яма будет выкопана в срок). Но попробуйте подойти с таким подходом к дизайнеру или программисту, и вы останетесь без сотрудников или с сотрудниками, которые будут походить на исполнительных, но узкозадачных роботов.

Знания и технологии всегда были и остаются залогом успешного бизнеса. Но в то же время, все большее значение для успешного ведения бизнеса начинают приобретать человеческие ресурсы. Все чаще «мягкие технологии» управления персоналом оказываются более эффективными, чем традиционные методы «кнута и пряника». Оказывается, нельзя поднять продуктивность сотрудников, подняв зарплаты или пообещав бонусы. За деньги можно будет «купить» время сотрудников, но никакая премия не гарантирует, что подчиненный сможет выдать дешевое и креативное решение вместо работы по привычной схеме.

Для достижения выдающихся результатов и карьерного роста уже недостаточно углублять свои профессиональные знания. Многолетний опыт работы по специальности тоже не гарантия карьерного продвижения. Традиционно важные hard skills (знания, опыт) уступают место soft skills (навыки переговоров и социального взаимодействия). Знание базовых техник коучинга уже стало необходимым условием для карьерного роста во многих компаниях. Вот именно поэтому инструменты коучинга прочно вошли в менеджмент крупнейших корпораций мира.

Как коучинг применять на практике

В управленческий консалтинг я пришел из рекрутинга. Занимаясь подбором персонала, я зафиксировал одно очень интересное наблюдение: людей можно достаточно четко поделить на две группы. Одни, меняя работу, уходили с прежней работы, другие – в первую очередь искали другого работодателя. Понятно, что обе эти категории людей чем-то были недовольны на прежнем месте работы, но для одних было главным желание «уйти от», а для других главным было «прийти к». Вторая группа людей имела гораздо более четкое представление о том, чего они хотят от жизни, у них было более четкое видение, какую работу они ищут, в конечном итоге их карьера складывалась гораздо успешнее.

Сейчас я гораздо точнее понимаю причину такой разницы в профессиональной судьбе. Одна категория людей жила «прошлым», их поведение было детерминировано тем, что когда-то уже произошло в их жизни. В определенном смысле они были заложниками своей судьбы. Такое поведение в коучинге называется реактивным (реагирующим). Такие люди начинают действовать только тогда, когда сложится благоприятная ситуация или, наоборот, их положение станет совсем невыносимым. Для второй, гораздо более успешной категории людей, главным было «будущее». Для них основными вопросами по жизни были вопросы «зачем?», «для чего?». Именно такое, проактивное поведение было залогом их успеха. Для таких людей цель и процесс ее достижения являлись самыми главными стимулами деятельности.

Честно посмотрите на себя, на свое окружение, на своих подчиненных (если такие есть) и начальников. Людей какого типа больше в вашем окружении? К какому типу людей вы себя причисляете? Как вы думаете, с людьми какого типа вы хотели бы работать?

Коучинг дает руководителю инструменты, с помощью которых можно вместо управления «по ситуации» перейти к управлению «по целям». Тем самым коучинг дает инструмент для решения следующих типичных задач любого руководителя:

  • Как сделать так, чтобы не было необходимости в директивном менеджменте, когда сотрудники работают только по приказу и из-под палки?
  • Как сделать так, чтобы ваше отсутствие на работе (отпуск или болезнь) не сказались отрицательно на результатах работы?

Мифы о коучинге

Как только что-то становится модным, тут же появляются мифы. Давайте разберем самые популярные мифы о коучинге. Куда без них?

Миф 1. Коучинг может помочь любому человеку в любой ситуации. Это неправда. Реальность: коучинг – не панацея, он работает, когда: 1) у человека есть цель (или он готов работать над формированием и прояснением своих целей), и 2) он готов действовать и достигать своих целей.

Миф 2. Коуч берет деньги и ни за что не отвечает. Это правда. Действительно, коуч не дает гарантий результата. Ведь результат работы коуча зависит не только от профессионализма коуча, но и от усилий его клиента. (Впрочем, покупая машину, вы вместе с ее покупкой не получаете гарантии, что никогда и никуда больше не опоздаете – требуется что-то делать самому) В то же время «правильному коучу» далеко не безразлична жизнь его клиента, он как никто другой заинтересован в успехах своего подопечного.

Миф 3. Все коучи – шарлатаны, мошенники и недоучки. Это неправда. Чтобы стать коучем, нужно специализированное образование (часто оно идет как второе, после получения базового образования). Но нужно признать, что жестких критериев «входа в профессию» коуча нет. Любой человек может назвать себя коучем. Впрочем, любой человек (например, сделавший удачный ремонт у себя дома или на даче) совершенно свободно может назвать себя дизайнером.

Миф 4. Услугами коучинга пользуются неудачники, коучинг нужен тем, кто сам не привык решать свои проблемы. Это неправда. Зачастую услуги коучинга (впрочем, как и любого консалтинга) покупают весьма успешные люди, которые хотят стать еще успешнее. Покупая такие услуги, вы покупаете «свежую голову». Вы покупаете время и внимание человека, который сможет взглянуть на вашу жизнь и карьеру (бизнес) со стороны (что, кстати, требует известной доли мужества и честности) и дать качественную (что очень важно!) обратную связь. Впрочем, могу признать, что если «неудачник» человек состоятельный и готов тратить деньги, а у коуча есть свободное время, то отказаться от «легких денег» бывает непросто :).

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер по обучению персонала, Нижний Новгород

Добрый День! Без предвзятостей конечно... Материал открывает только " верхушку айсберга". Понятие коучинга, определение коучинга дано безусловно. Как все-таки использовать коучинг в менеджменте? Тема не раскрыта.

В целом статья хорошая

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Хорошее дело коучингом не назовут. :)

А если без шуток. Прочтём определение из статьи: "Коуч – это человек, который способствует тому, чтобы другие люди достигали ими же поставленных целей".

Ну и какой управленец из коуча? Тамаду – таки да – можно назвать коучем. В коллективной выпивке, он действительно "способствует другим людям достигать ими же поставленных целей". Но, в труде по найму, цели "других людей" устанавливаются отнюдь не оными.

Какое, всё таки, дикое невежество. С использованием мутного термина "коуч", перепевается давно пройденный этап развития науки управления -- от жесткого директивного управления к управлению, учитывающему "человеческий фактор".

Каждый управленец (в своём развитии) проходит вышеупомянутый этап. В теоретическом плане, основой его прохождения являются следующие знания:

.-- базовые структуры управления (Минцберга);

.-- особенность умственного труда - работник сам себе формулирует задачу (см. главу 5 книги П.Друкера "Задачи менеджмента в XXI веке").

Генеральный директор, Москва

Коллеги, спасибо за отзывы! Действительно, статья говорит об общей идее "мягких" техниках управления. На полное раскрытие темы не претендавал, да, это, думаю, и невозможно в рамках короткой статьи. Есть много тем, на которые стоит обратить внимание. "Присвоение опыта", " теория парадоксальных изменений", "групповая динамика", " сопротивление изменениям". Интересных и применимых на практике идей много.

Консультант, Москва

"Коуч – это человек, который способствует тому, чтобы другие люди достигали ими же поставленных целей". Ну и какой управленец из коуча?..Но, в труде по найму, цели "других людей" устанавливаются отнюдь не оными." , - написал Владимир Зонзов. Труд управленца и его задачи не только в том, чтобы раздать планы и сроки. На конвейере всё понятно - есть технология , есть операции - делай. тут коучинг со стороны руководителя не нужен. Но ведь есть множество профессий и должностей, когда дается лишь общее направление - вывести компанию в тройку лидеров, вывести на рынок новый товар, который "побьет" конкурента... Никто не дает сотруднику готового решения и пошаговой инструкции, действовать приходится часто в ситуации неопределенности. Ему обозначают направление действия, а поставить цели, разбить на задачи, выбрать способ реализации - это уже его функция. Или , например, возникли проблемы, не дающие идти намеченным путем - надо срочно принимать решение и ставить новые задачи. Руководитель с навыками коучинга способен в этой ситуации помочь своим подчиненным расставить приоритеты во множестве дел и задач , выбрать оптимальные пути решения и определиться с шагами и сроками. Кроме контроля и "подбадривания - давай-давай", руководитель-коуч способен быть полезен своим подчиненным, повышает их эффективность своими реальным участием в том, чтобы способствовать достижению цели.

Или ситуация, когда нужно удержать отличного работника, который хочет уйти из компании, чтобы развиваться. Работник сам может себе наметить карьерные цели, но без руководителя-коуча ему будет намного сложнее оценить возможности, расставить приоритеты и наметить план действий, чтобы достичь своих целей именно в вашей компании (потому что он многих возможностей не замечает или не оценивал для себя).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.