Человек творческий: убейте робота в себе!

Итак, компания приглашает задержаться после рабочего дня еще на пару часов. На этот раз сотрудника ожидают не тренинг, не курсы адаптации и даже не внеплановая корпоративная вечеринка для поднятия «боевого духа». HR-менеджер или же сам начальник придумали новую «игрушку»? «Какая разница, – думает персонал, – работодатель совсем забыл стыд, вспомнил, наверное, крепостные театры времен дореформенной Руси!» Руководство предлагает пару раз в неделю собираться всем коллективом за лепкой из глины, выезжать по выходным на пленэры или внезапно увлечься фотографией. Обрадует ли сотрудников реализация давней детской мечты научиться рисовать или вышивать крестиком, да еще в компании коллег? Насколько энергия творчества положительно влияет на эмоциональный климат внутри команды, и как ее использовать в целях выстраивания взаимоотношений в коллективе и взращивания корпоративной культуры?

Если вы планируете предложить персоналу такой тип совместной активности во внерабочее (а может, и в рабочее) время, необходимо понимать увлечения, интересы каждого, учитывать их по отдельности и в совокупности при предпочтении того или иного вида творчества. Чтобы занятия не обернулись «обязаловкой», и всем было любопытно хотя бы попробовать. Возможно, тогда ваше как работодателя желание «удержать» сотрудника в офисе или в арендуемой творческой студии после законных восьми часов еще на парочку не будет воспринято негативно.

Конечно, колхоз – дело добровольное, но желание научиться чему-то новому присутствует в любом человеке, ориентированном на профессиональный и личностный рост. Иначе какой из него успешный и эффективный работник? Основой для занятий может стать любой вид творчества, будь то курсы папье-маше, дизайн или плетение из лозы корзинок да икебан. И необязательно этот род занятий должен быть связан с отраслью деятельности компании. Здесь главное угодить большинству, попасть в яблочко, чтобы привлечь к активности как можно больше сотрудников. Сразу же возникает вопрос, как быть с апатией, инертностью и абсолютно понятным нежеланием отдавать свой невосполнимый временной ресурс компании, которой работник и так сполна выплачивает ежедневную «трудовую повинность». Предварительное знание о возможных творческих интересах, увлечениях и «мечтах молодости» каждого члена команды поможет определиться с направлением творческой активности. Побудить к участию в таких корпоративных занятиях можно, объяснив, что попробовать стоит в любом случае, ведь в итоге человек больше приобретет, чем отдаст. Наверняка тому, кто ни разу не держал в руках ни карандаша, ни кисти, доставит большое удовольствие научиться рисовать. Пробудите в сотрудниках детей, зарядите их энергией творчества. Пусть они поверят в вашу идею, уверятся, что это действительно будет нескучно. Любопытство, азарт, игровой запал работают лучше уговоров.

Как действует энергия творчества, в чем ее польза для корпоративной культуры и внутренних взаимоотношений в рабочем коллективе? Совместные занятия искусством – это возможность создавать, созидать, которую сотрудники получают от компании. Привыкшие к ощущению закрепленности в пространстве офиса за определенным местом и статусом, обсуждавшие ранее только макеты, клиентов, сделки, зарплаты, номинально оставаясь коллегами, они попадают в непривычную среду, вовлечены в новое взаимодействие, не связанное с работой. Видят результаты творчества друг друга, общаются в свободной и непринужденной обстановке, неискусственно и живо. Участники постепенно втягиваются в процесс и вполне могут обрести в дальнейшем новое хобби, которое, к тому же, приятно разделить с коллегами. А то, что с таким приятным времяпрепровождением их знакомит компания, – повод привязаться, «влюбиться» в свою организацию.

Анастасия Шутова, менеджер по развитию московской студии: «То, что мы делаем своими руками, отображает наше внутреннее «я». А теперь представьте, что у вашей команды появится возможность видеть, например, картины друг друга. Сотрудники познают себя и по-иному знакомятся с коллективом. Начинают понимать окружающих, чувствуют переживания, мысли тех, с кем привыкли ежедневно сталкиваться в коридоре. На работе мы зачастую не имеем такой возможности, и даже если сидим с кем-то бок о бок за компьютерами, о своем соседе по офису знаем только поверхностно, не догадываясь, что может происходить у него на душе. Совместно занимаясь творчеством, люди внутри коллектива делятся эмоциями. После возможна организация выставок, или все занятия могут стать основой для конкурса на лучшую работу. Но все же, скорее, это деятельность для себя, душевный отдых и саморазвитие, люди накапливают опыт, начинают относиться друг к другу более бережно, с большим интересом».

Сотрудники выходят из своих рабочих функций и погружаются в живое человеческое общение. За счет этого выстраиваются взаимоотношения уже не между функциями, а между людьми с их эмоциями и характерами. Как можно построить творческое взаимодействие рабочего коллектива? Вот несколько нехитрых шагов:

1. Предварительная аналитическая работа.
Учитываются потребности коллектива, отрасль деятельности организации (чтобы найти возможные варианты творчества, способствующие профессиональному совершенствованию членов команды), увлечения и интересы каждого сотрудника в отдельности.

2. Формирование идеи по проведению общих для персонала занятий по искусству.
Это могут быть как целиком мастер-классы по прикладному или иному виду творчества, так и сочетание лекций по искусству и возможности для сотрудников делать что-то своими руками. Необходимо продумать курс, чтобы все компоненты дополняли друг друга и работали на общую цель, выведенную на первом этапе.

3. Вовлечение персонала в участие.
Один-два вечера в неделю или свободные выходные для поездки на природу для «фотоохоты», при согласии большей части коллектива (чтобы затраты на организацию всего действа были оправданы хотя бы вовлеченностью). Если занятия важны для профессионального роста сотрудников, возможно их проведение в рабочее время (например, курсы ораторского мастерства в аудиовизуальных СМИ или лекции по истории искусства для дизайнеров).

4. Анализ результата после череды творческих мероприятий.
Можно изучить отклики сотрудников, обратить внимание на общий эмоциональный фон в коллективе.

Юлия Пшеницина, автор и директор проекта learn2learn: «Работа с персоналом через творчество – это так называемый «правополушарный» инструмент изменений в организации. Действие через эмоции и реальный опыт, а не через разум и теорию. Внешне это может быть похоже на корпоративный поход в музей или в театр, летний пленэр, экспозицию художественных работ сотрудников, творческие мастерские или арт-объекты в офисе. Однако не стоит этот инструмент путать с «собраться и порисовать (попеть, потанцевать пофотографировать)». Каждая творческая интервенция в компании должна быть спланированным и продуманным до мелочей мероприятием, имеющим под собой рациональную основу, конкретные цели и поэтапную технологию проведения. По нашему опыту, самые популярные сферы применения творчества в организационном развитии – это обучение персонала и работа с корпоративной культурой (видение, ценности, отношение к работе, брендинг, инновации). В отличие от «левополушарных» методов, этот инструмент дает возможность раскрыть творческий потенциал сотрудников, а также дать почувствовать сходство творческой среды с сегодняшней быстро меняющейся бизнес-средой.

Чтобы вовлечь сотрудников в «правополушарные» форматы обучения и внутренних коммуникаций, необходимо создать PR-план и вести профессиональную коммуникацию, раскрывающую выгоды предстоящих мероприятий для сотрудников. Такие мероприятия должны быть добровольными, потому что творчество нельзя навязать, им можно только «заразить». А само мероприятие должно проводиться профессионалами по технологии, когда на входе участников знакомят с тем, что будет происходить, а на выходе проводится дебрифинг и добавляется «левое полушарие» к полученному опыту и эмоциям.

Измерить эффективность от «правополушарных» мероприятий вполне можно прямо по Киркпатрику. Критически важным этапом будет первый – обратная связь от участников. У людей должны быть сильные эмоции (они могут быть разной окраски, но они должны быть). Потому что именно эмоции рождают действия. А действия и их результаты далее оцениваются по стандартной модели».

Григорий Клинов: «Если компания консервативна, корпоративная культура не развита, то подобные «странные новшества» могут быть просто проигнорированы. Я знаю один пример, когда крупная прогосударственная компания с достаточно жесткой культурой решила устроить необычный маскарад. Всех сотрудников просили надеть нестандартные костюмы, «можно в ластах». В итоге в нарядах пришло только несколько человек. Любые HR-мероприятия должны быть адекватны сложившейся корпоративной культуре, тем более, связанные с творчеством, которое априори нуждается в свободе и открытости. Если в организации все в порядке с психологическим климатом, то проблем не будет. У многих сотрудников есть творческие способности, которые часто не используются в работе, и подобные мероприятия могут стать для них настоящим событием.

Как измерить отдачу от затрат на такую корпоративную активность? Если говорить о деньгах, то мне очень нравится рекламный слоган: «Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть Mastercard». Я понимаю, что есть бюджет, ROI и все прочее, но, на мой взгляд, это убивает саму идею. Может, это слишком романтичный взгляд, но я уверен, что некоторые вещи нужно делать просто так, без расчета на окупаемость. Людям свойствен альтруизм, и если сотрудники видят, что компания делает для них что-то хорошее, то многие захотят отплатить тем же и что-то полезное обязательно сделают. Если вы хотите узнать, сработало ли в принципе, то сделать это просто – опросник мотивации до мероприятия и после (желательно использовать контрольную группу – тех, кто не принимал участие)».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Это уже проходили! Даже было такое, что ''вторая семья была на работе'' - так как 90% времени проводили именно там. Иногда жены - увольнялись или мужья, чтобы работать вместе в одной компании и хоть изредка видеть друг, друга и успевать планировать собственное время.
Такой подход описанный в данной статье можно смело назвать - не компанией, а сектантами.
Работать не будет данная схема! А если руководитель начал такое - бегите из такой компании, семья чаще - намного ДОРОЖЕ, работы!

Генеральный директор, Москва

Привлекательный заголовок.
Только творческому человеку на работе не танцы с бубнами нужны, и не вышивание крестиком, да еще во вне рабочее время, (если речь о профессиональном подходе), а возможность создать в себе робота, который бы освобождал для творческих начинаний сотрудника достаточно времени.

Зачастую менеджмент затрачивает на те работы, которые вряд ли можно отнести к творческим, а скорее рутинными (организация работ, сбор данных и контроль хода работ, решение возникающих проблем, подведение итогов и уточнение планов, работу с документами, встречи с сотрудниками, доклады руководству, переговоры, совещания, телефонные звонки и т.д.) до 80 - 90 - 100 %% времени.

Надо бы с помощью разумной организации, регламентации и автоматизации своей повседневной деятельности (+ робот в себе, которого обычно тоже нет) сделать соотношение ''творческой'' и не ''творческой'' обратным, чтобы, допустим, выходило уделять 80% времени на творческую работу и 20% - на текучку.

Необходима статья на тему ''Менеджер, воспитай робота в себе!''

. . . . Директор по развитию, Москва
пишет: Восемь часов
Творчество должно проявляться в том, что бы сократить время пребывания на работе сотрудников. Если вы создаете эффективную компанию, то ваши сотрудники должны почувствовать это, получая драгоценные часы жизни, сэкономленные на просиживании в офисе.
Директор по рекламе, Москва

в принципе если у руководства пунктик
''строить команду'', а офисные роботы вынуждены подчиняться всем прихотям строительства ''корпоративной культуры''
то конечно творческий тренинг - такой же ''не обязательный'' как и все другие тренинги ))) это возможность во время тренинга поглумиться над творческими и творчеством и даже хорошенько надраться так что позитив здесь в две стороны
1. художники и режиссеры узнают кое что РЕАЛЬНОЕ из жизни корпоративной культуры и потом с веселым ужасом рассказывают друзьям
2. корпоративщики окультуриваясь удовлетворяются пинками, которые надавали ''творческим'', за то, что те летают свободно в своих творчествах а тут как рабы на галерах и вот им вот им

Так же следует учесть, что корпоративная культура это все же не ''то высокое и культурное, что есть в нашей корпорации''
а это действительно культура как явление со своими законами и механизмами, которые хотя бы нужно знать тем, кто берется за культуру - это одна из основ цивилизации, очень сложная и бескомпромиссно технологичная, те кто что то пытается рассказать о корпоративной культуре в основах культурологии часто мало понимают

с другой стороны если представить сотрудников некими детьми в детском садике и, что им надо ''прививать культуру'', то корпоративные вечерние утренники и походы в изостудию полезны детишкам

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск
Дмитрий Федоров пишет: с другой стороны если представить сотрудников некими детьми в детском садике и, что им надо ''прививать культуру'', то корпоративные вечерние утренники и походы в изостудию полезны детишкам
Хорошая цитата! Только с маленькой оговоркой! Детский сад не платит своим маленьким посетителям - зарплату! :) А вот родители в данном случае в расходах. :)
Директор по рекламе, Москва
Александр Жаманаков пишет: Детский сад не платит своим маленьким посетителям - зарплату! :) А вот родители в данном случае в расходах. :)
у них разные цели - детский садик это же образовательное учреждение, причем с очень серьезной задачей ''формирования психической культуры ребенка'' вот так прямо по Выготскому, детский садик формирует личности и их социализует, закладывает основы общественной этики (формирует этологические группы) - поэтому это в принципе серьезный труд (не факт что в реальности к нему относятся серьезно но в принципе очень серьезный) поэтому стоит денег - корпорация начинает воспитывать, когда появляются циклы управления оторванные от общества и даже создания продукции, если связь с обществом не потеряна то корпорация наладит контакты с настоящими образовательными учреждениями институционализированными в сфере деятельности создания продукции (здесь плюс много слов про основы институцианализации) поэтому корпорация как бы начинает ЗАНОВО СТРОИТЬ СОЦИУМ отделяясь и виртуально ЗАНОВО РОЖАЯ СВОИХ ЛЮДЕЙ в положение ''дети малые'' - в десткий садик так как родитель нового социума - корпорация переставшая заниматься продуктом и внешним обществом то автоматически создает новый универсум, корпорация становится виртуальным родителем. Именно поэтому начальника называют ''отец родной'', поэтому корпорация начинает создавать детские садики для взрослых (но заново рожденных) дядь и тёть как ''родитель'' в данном случае платит корпорация появляется возможность создания детских садиков - чтобы развлекать и воспитывать ''детей малых'' виртуально рожденных нео универсумами, давайте создадим этот бизнес и заработаем на ''родителях'' !!! )))))))))))))
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Если человек НЕ разбирается в деле, которым занимается, то у него есть только косвенные средства инициирования творческого отношения к работе. Например, те, что описаны в статье:
Ну-ка «детки станем в круг». И будем ходить по кругу с руками за спиной. Это называется «творческая медитация». Или будем скакать на одной ноге. Это называется ускорение обмена веществ. При таких действиях вам неизбежно ударит в голову «креативная искра». Вы эту «искру» поднесёте к своим производственным-офисным проблемам. И из неё возгорится негасимое «творческое пламя»
-----------------------------------------------------.

В какой-то из дискуссий, я рассказал о том, как технолог решал проблему упрочнения крепления крыла к фюзеляжу самолёта.
После авиационного института, он работал в ОТК. Естественно, он формализовал проблему в следующую задачу: определить необходимые допуски на изготовление торцевой части крыла, обеспечивающие возможно меньший зазор между крылом и фюзеляжем. Тогда, элементы крепления будут подвергаться меньшему воздействию типа «рычаг-вибрация».
Но, эта идея привела его к отрицательному результату. Что и неудивительно. Характерный размер зазоров – миллиметр; а характерный размер линии касания крыло-фюзеляж – метр. И к этому надо добавить криволинейный характер касания. И ещё, добавить представление о сложной-«золотой» оснастке, для изготовления торцевого участка крыла. Оснастке, обеспечивающей необходимые допуски.
Но, отрицательный результат подойдёт для диссертации в фундаментальной науке. А в технике нужен положительный результат.
Следующая идея решения проблемы была противоположна первоначальной. Заполнить зазор самотвердеющим заполнителем. Проблема свелась к задаче найти такие заполнители. Решение этой задачи привело к положительному результату.

Из этой задачи следует семейство подобных задач. Потому что, вышеупомянутая проблема (прочное соединение смежных частей) актуальна для многих видов оборудования-машин-механизмов.
-----------------------------------------------------.

Есть немало проблем и в офисной работе. Для их решения тоже требуется немало творчества.
Но, чтобы подчинённые «горели творческим огнём», необходимы соответствующее управление-обеспечение. А первые руководители предприятий-фирм, обычно, «страшно далеки» от творчества. И им доступно только увлечение «пустышками» типа изложенных в статье.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Я знал, что Вы именно так и ответите, это логично, для государственного устройства. Для частного бизнеса - это не приемлемо. Частному бизнесу - нет смысла вкладывать в социальное развитие - это не выгодно и не для этого создается частный бизнес. Государство собирает налоги и с частного бизнеса и с налогоплательщиков.

Директор по развитию, Санкт-Петербург

чтобы заставить мозг эффективно работать (креативить), одного только творчества мало.
парадокс, но наиболее эффективно мозг работает не в свободном - расслабленном - состоянии, а именно в состоянии стресса.
у кого лучшие идеи приходят не за час до дедлайна? :)

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск
Алексей Аникин пишет: не в свободном - расслабленном - состоянии, а именно в состоянии стресса.
Дудки! Мозг - хорошо работает по утрам! Без состояния стресса. А вот к вечеру он иногда устает - от сторонних стрессов! :) Но не своих - точно! Тогда все работает. В состоянии стресса - работает интуиция! Это не есть - творчество!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.