Книги, гуру и консультанты в один голос твердят, что карьеру нужно строить правильно, то есть четко представлять себе цель и пути ее достижения, и обдуманно и взвешенно подходить к каждому шагу по карьерной лестнице. Но большинство менеджеров пока предпочитает строить свою карьеру по старинке, по принципу «как получится», время от времени просто присматривая более выгодного работодателя. Однако и там, и там хорошее резюме необходимо: чтобы было видно, что человек растет, развивается, совершенствуется в своей специальности, а не скачет из одной сферы в другую в поисках выгоды.
Однако человек предполагает, а Бог располагает. Иметь «стройное» резюме, без нежелательных «загибов» не всегда получается. И дело здесь не в продуманном желании сменить профессию или отрасль, а в жизненных обстоятельствах, которые предугадать невозможно. Кризис, например. В конце 2008 года многие менеджеры попали под сокращение, и далеко не всем удалось найти вакансии по профилю на почти пустом рынке. Оказавшись без работы или чувствуя это вот-вот случится, люди лихорадочно искали работу, они рассматривали все возможные отрасли и профессии, где могли пригодиться их навыки. Нужна была работа, любая. Наталья Долженкова, генеральный директор Adecco Group Russia: «Когда в конце 2008 –начале 2009 года начались массовые сокращения, люди действительно какой-то период предпочитали подождать и посмотреть, что будет с рынком труда. Но потом они вынуждены были соглашаться на любые предложения, потому что найти работу стало очень тяжело. Те, кому пришлось заниматься собственным трудоустройством в этот период, часто соглашались на работу не по профилю, переходили в другие сферы, смирялись с неизбежным падением в заработной плате». Нужны были стабильность и определенность, о карьере думать было некогда. В сложной ситуации оказались люди самых различных специальностей: в кризис массово сокращались маркетологи, PR-менеджеры, финансисты, юристы, журналисты и другие специалисты.
Естественно, большинство, устроившихся на работу не по профилю, рассматривали эти места как временные. Потому что было понятно, что рано или поздно кадровый рынок оживет, компании вновь откроют набор и появятся вакансии по специальности. Нужно только подождать. Для работодателей подобные мысли их новоообретенных сотрудников и их мотивация секретом не были. Однако, это не мешало компаниям весьма активно набирать «непрофильных» специалистов. Конечно, в кризис уровень заработных плат сильно упал, и можно было нанять очень хорошего менеджера на очень небольшие деньги. Но как же вопрос лояльности? От менеджера, пришедшего в компанию на время, ожидать ее явно не стоит, но, возможно, есть какие другие плюсы?
Вера Кутейникова, консультант по подбору персонала 3R Recruitment Company: «Цена таких специалистов играла не последнюю роль, так как сами работодатели находились в сложной финансовой ситуации и искали возможность сэкономить. Но такая тенденция - принимать на работу непрофильных специалистов, чаще встречалась среди российских компаний». Наталья Долженкова добавляет: «Есть несколько причин, почему компании соглашались принимать на работу подобных специалистов. Одна из причин - для того, чтобы привнести в компанию инновационные идеи, иной взгляд на существующие бизнес-процессы, другой подход к решению задач. Подобный подход компании практикуют не только в кризис. Зачастую организации нанимают на работу людей из других индустрий только потому, что они инновационно смотрят на, казалось бы, обычные вещи».
Но время идет, и уже в конце 2009 года тенденция на рынке начала меняться, и многие кандидаты предпочитали продолжать активный поиск работы и не идти на компромиссы. Но одновременно с ними, как и ожидали эксперты, на поиск работы ринулись и те, кто был вынужден согласиться на предложенные кризисом компромиссы. Как правило, большинство из них все же мечтает о возвращении к предыдущим функциональным обязанностям, но не все. Вера Кутейникова: «Кризис также дал возможность переосмыслить свою работу и деятельность самим людям и понять, в каком направлении им все-таки хотелось бы двигаться. Поэтому прием специалистов не по профилю означал для самих кандидатов шанс начать новую карьеру, попробовать себя в новом направлении». В кризис работу потеряли не только сотрудники, выполняющие административную работу, но высококвалифицированные сотрудники front office. Им пришлось переквалифицироваться, конечно, но если они нашли себя на новом месте, то менять работодателя они не будут.
Но те, кто, проработав в кризис не по профилю, решил вернуться, столкнулись с проблемой: компании и рекрутеры часто игнорируют их резюме. Аргументы приводят следующие: последнее место работы не соответствует заявленной специальности, а значит, у кандидата нет актуального опыта и знаний, и он автоматически проигрывает пусть и менее профессиональному соискателю, но зато с правильной последней строкой в резюме. И кстати, увидев кандидата с непрофильным последним местом работы, компании уровень предлагаемой заработной платы часто понижают. Однако так происходит не всегда. Некоторые работодатели готовы понять и оценить нетипичный опыт работы соискателя. Наталья Долженкова: «Подобный отступ в сторону в карьере в кризисный период легко объяснить HR-специалисту. Более того, зачастую, проработав какое-то время не по профилю/на смежной позиции/в другой сфере, кандидат получает новый, дополнительный опыт, который может быть востребован его будущим работодателем». Найти такую компанию нелегко, но возможно, главное, пытаться это делать, советуют эксперты, и не опускать руки. То, что менеджер смог найти себе место в кризис, решился сменить специальность и смог ее освоить, говорит о нем, как о грамотном специалисте, готовом учиться и способном быстро осваивать новые знания. И не в коем случае не стоит оправдываться за «отступ в карьере» на собеседованиях, лучше преподнести это как новый опыт, как способность находить выход из сложных ситуаций. Да, таким специалистам будет непросто как и вернуться в специальность или профессию, так и остаться в новой, где у них мало опыта. В основном они будут проигрывать тем, кто сумел в кризис найти работу в рамках своей карьеры и не совершал вынужденных переходов. Но не всегда.
Фото: pixabay.com
Я убеждён, что рекрутинговые агентства в кризис очень помудрели. Не задают дурацких вопросов ''Кем вы себя видите через 5 лет''. Я бы хотел чуть больше обратной связи на всех этапах поиска работы или постороения карьеры, а не ''спасибо, мы обязательно...как только ...''.