Страшный сон менеджера: новая должность

Новая должность – это цель для большинства менеджеров. И часто не потому, что это престижно и денежно, но потому, что поднимает самооценку, веру в себя и дает возможность реализоваться на новом уровне. Но и не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что в современном мире хорошая должность – это синоним успеха и главное его мерило, особенно среди молодых специалистов.

Однако рука об руку с радостью нового назначения идет страх. Страх неудачи. Вот и мечется менеджер бессонными ночами: с одной стороны – успех и почет, а с другой – «А вдруг не потяну? Вдруг не справлюсь? Что тогда?». Кстати, этот страх – вполне естественное чувство в подобных условиях. Не стоит его стесняться, но и поддаваться не следует. Стрессовое состояние, в которое некоторые себя вгоняют подобными страхами, отнюдь не способствует удачному решению задач на новом месте. О чем стоит подумать, прежде чем соглашаться на повышение?

Стоит рассмотреть две ситуации – новая должность в «родной» компании и пост у нового работодателя. В каждом случае есть свои нюансы. Ирина Кондратова, исполнительный директор международного агентства по подбору персонала Kelly Services, рассказывает: «Повышение в своей компании всегда предпочтительнее, чем повышение вовне, хотя увеличение заработка при этом не столь значительно. Все закономерно с точки зрения финансов: когда менеджер переходит в другую компанию, рисков гораздо больше, за большие риски платят большие деньги. Когда сотрудник находится «внутри», у него больше шансов спрогнозировать конечный результат. Сложности для него заключаются только в том, что сегодня он – рядовой сотрудник и у него есть коллеги, а завтра он – их начальник. Естественно возникает сопротивление, которое сложно перебороть, легче начинать на новом месте с нуля». В «родной» компании кредит доверия к менеджеру больше, все знают его хорошие стороны, видели его в деле, а значит, и руководство будет более лояльно к ошибкам и недочетам. Однако если менеджер хочет сделать карьеру и подняться максимально высоко по карьерной лестнице или стремится увеличить свой заработок, то, как показывает статистика, этого легче добиться, меняя работодателей. Кстати, компаниям не стоит забывать о том, что переход в другую организацию также позволяет менеджерам заретушировать и собственные ошибки.

А каковы те ошибки, которые с завидным постоянством совершают «вновьназначенные»? Если знать заранее, что тебя ждет, и понимать, что не ты один грешен, то, возможно, и страхи удастся преодолеть? Одна из самых распространенных ошибок при повышении, на которой горят многие, - то, что было до меня, неправильно. Не нужно сразу же кидаться все переиначивать. Ситуацию следует сначала изучить, ведь вы пришли в успешную компанию, вас взяли, потому что вы – профессионал, значит, и вокруг вас работают специалисты, которые не могут все делать «не так». Иначе как компания дожила до вашего прихода? А если уж вы в ней работали…

О другой частой ошибке рассказывает Юлия Забазарных, партнер и директор практики «Инженерные системы» компании «Агентство Контакт»: «Не стоит пытаться все делать самому. Грамотный менеджер должен, в первую очередь, уметь делегировать и контролировать выполнение заданий. Зачастую новоиспеченные менеджеры берутся выполнять все задачи самостоятельно, т.к. уверены, что лучше с этим справятся – «мне проще сделать самому, чем потом переделывать», - так они обычно это объясняют. В таком случае руководитель перегружен работой, а подчиненные наоборот недозагружены. У подчиненных происходит кризис доверия. В итоге страдает результат деятельности данного подразделения».

Как застраховаться от поражения? Где подстелить соломки, чтобы не упасть с высоты и не разбиться? Важно не бросаться в новую жизнь с зажмуренными или выпученными от страха глазами, а заранее все обговорить. Прежде всего, с начальником или работодателем. Ирина Кондратова советует: «Нужно, чтобы ожидания от вашей деятельности были достаточно четко сформулированы у ваших работодателей. Когда вы работаете внутри компании и вас уже знают, эти ожидания, скорее всего, четко сформулированы и люди понимают, кого они нанимают. Если мы говорим о новом месте работы, тут как раз и возникают ситуации, когда руководители «влюбляются» в нового сотрудника. Им кажется, что завтра случится счастье, однако счастье быстро не случается, и разочарование наступает так же быстро как и влюбленность. Тут как в любых продажах – не формулируй завышенные ожидания от себя самого». Продать себя задорого – умение важное, но может сыграть и злую шутку. Лучше оценивать себя объективно, тогда не будет обоюдного разочарования и провала.

Если самые страшные сны стали явью – вы не справились, в вас разочаровались, и вам указали на дверь. Что делать дальше? Это крест на карьере, или есть надежда все начать сначала? Стоит ли отказываться от карьерных амбиций? Эксперты дружно говорят «нет» паническим настроениям. Юлия Забазарных: «В случае неудачи, необходимо обсудить с руководителем, что именно было не так, чтобы извлечь из этого урок на будущее, иметь возможность научиться на своих ошибках. Важно хорошо расставаться с работодателем, заручиться поддержкой руководителя, который сможет впоследствии дать достойные рекомендации. И не надо бояться после неудачи на более высокой позиции спуститься на ступеньку ниже с перспективой карьерного роста. При этом нужно быть открытым с новым работодателем – рассказать, какие были допущены ошибки, какие были сделаны выводы. Ведь неудачный опыт – это тоже опыт». Этой же точки зрения придерживается и Ирина Кондратова: «Не справились, делайте выводы – возможно, это не ваше. Всегда лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном. Помните самое главное: если вас ни разу не увольняли, значит, вы в принципе ничего в жизни не делали. Если вас уволили, считайте, что это еще один шаг на пути знания о самом себе, радуйтесь этому, впереди меньше ошибок!» Отказываться от карьерных амбиций не стоит, нужно просто взять паузу, и все тщательно проанализировать. Самый неприятный момент в этой ситуации – если вы потерпели неудачу в новой компании, «нехорошую» запись в трудовой книжке придется объяснять еще долго, но это не повод поддаваться страху и отказываться от повышения. Воспринимайте это как урок – правильно рассказывать о неудачах тоже нужно уметь. Супермены, которые могут все и всегда на высоте, вызывают у рекрутеров подозрения – нет людей, которые не ошибаются. Поэтому один из излюбленных вопросов на собеседовании – вопрос о промахах.

А можно ли отказаться от повышения? Что будет, если сотрудник скажет «нет» компании или кандидат отклонит предложение кадрового агентства? Его уволят, занесут в черный список? Нет, конечно. В случае с кадровым агентством лучше заранее обговорить ваши ожидания и возможности, а если обращение к вам инициатива рекрутеров, то нужно точно также вежливо донести до них ваши пожелания. Если же говорить о предложении компании, то Юлия Забазарных советует: «В случае отказа от повышения, сотруднику желательно привести убедительные аргументы: например, он не успел до конца изучить специфику бизнеса компании или отрасли, не достиг должного уровня управленческих компетенций и т.д. Это будет его позиционировать как ответственного, осознано подходящего к построению своей карьеры человека. Нередки случаи, когда сотрудник, достигший своего потолка, хочет развиваться профессионально и не имеет желания переходить на более высокую ступень по карьерной лестнице. Тут важно, насколько он успешен на своей текущей должности». Есть люди, которые не могут быть руководителями, ну не получается у них, не созданы они для такой работы, им комфортнее быть исполнителями, здесь они блистают. И это замечательно, главное вовремя понять и донести это понимание до начальника. Ведь часто вернуться на прежнюю должность невозможно, и приходится менять компанию. Если же менеджер отказывается от повышения, ведомый исключительно собственным страхом, то ему важно подумать о том, кому в этом случае предложат место. Сможет ли он ужиться с новым руководителем, придется ли ко двору и не приведет ли новичок свою дружину? Может, взвесив все, стоит рискнуть?

На первый взгляд, представляется, что от повышения сегодня, несмотря на все страхи и сомнения, не откажется никто. Однако это не совсем так. По оценке Юлии Забазарных, «в среднем количество кандидатов, которые отказываются от повышения составляет не более 10%. Начиная с ноября 2008 года, когда разгорелся мировой финансовый кризис, этот процент немного вырос, но максимум до 15%. Люди стали чаще осторожничать, потому что цена ошибки возросла в разы. Сегодня больше вероятность быть уволенным, если деятельность менеджера не решает поставленных перед ним задач в оговоренные сроки, и компания терпит в связи с этим убытки». Изменившаяся ситуация на рынке, новый подход компаний к оценке труда сотрудников любого уровня добавили менеджерам неуверенности.

Но со страхом нужно уметь справляться. И страх «новой должности» ничем не отличается от многих других. Его нужно преодолевать, потому что он ограничивает вас, мешает вам развиваться, осваивать новое. В детстве почти все бояться воды, но потом ведь с удовольствием плавают. Главное объективно себя оценить, не замахиваться сразу на великое, поверить в себя и… сделать первый шаг.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Екатеринбург

Статья написана очень небрежно, и стилистически, и грамматически, и содержательно.
Тема актуальная. Но она осталась нераскрытой.
Есть смысл дораскрыть в дискуссии.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Мне понравилась статья. Есть одно пожелание: учесть, что мы – читатели, «измученные интернетом» – сначала читаем по-диагонали. Поэтому, хотя текст статьи и структурирован абзацами, хотелось бы более рельефного выделения структуры. Например: полужирным шрифтом; подчёркиванием; цветом шрифта; разбивкой текста заголовками его частей; … Пример заголовков ([COLOR=blue=blue]цветом[/COLOR] выделены слова из первых строк абзацев статьи): Радость и [COLOR=blue=blue]страх нового назначения[/COLOR] [COLOR=blue=blue]Две ситуации[/COLOR] (страха) (Типичные) [COLOR=blue=blue]ошибки «вновьназначенных»[/COLOR] [COLOR=blue=blue]Как застраховаться от поражения?[/COLOR] [COLOR=blue=blue]Если самые страшные сны стали явью[/COLOR] [COLOR=blue=blue]А можно ли отказаться от повышения?[/COLOR] ( Вывод: ) … [COLOR=blue=blue]со страхом нужно уметь справляться.[/COLOR] ==========================. . . Важно правильно смотреть на новое назначение. Правильно – значит видеть в новой должности, прежде всего, задачи. А не себя-любимого. Перед «лестницей, ведущей в небеса». Потому что, вышестоящие ступеньки – «давят». А нижестоящие – «напоминают» о возможности упасть-скатиться. И – главное – взгляд на ступеньки отвлекает нас от того, что должно придавать нам уверенность. Отвлекает нас от нашего опыта. И от здравого смысла: другие-то – справляются; так чего мне пасовать. Взгляд на задачи, в плане опыта, успокаивает-ободряет по следующей причине: 1. Управленец знает, что новые задачи кардинально не отличаются от предыдущих. (А предыдущие задачи – это ступеньки-основа, для решения новых). 2. Предыдущие задачи он успешно решал, начиная с такой же ситуации «страха». Решал определёнными методами. Эти методы он: - либо знал и применял их «как есть»; - либо знал и модифицировал их под конкретные задачи; - либо не знал, но смог узнать-придумать. 3. Многократно-успешное преодоление прошлых дистанций (которые когда-то были новыми) даёт управленцу уверенность в то, что он преодолеет следующие дистанции. [COLOR=gray=gray]Ситуация с уверенностью похожа на анекдот: -Человек упал с 9-го этажа; и – ничего плохого с ним не случилось; почему? – Случайность. -Человек снова упал с 9-го этажа; и – ничего … ; почему? – Привычка.[/COLOR] --------------------------------. Важно понимать, что «страх» – как естественная реакция – это мощный фактор мобилизации. Мобилизации, как уже имеющихся знаний-умений, так и тех, которые предстоит узнать-придумать. Многие могут вспомнить, как от предстоящей новизны «играет кровь». И многие могут вспомнить чувство опустошенности после успеха. После успеха хочется «немного отвлечься». Затем, снова тянет к новизне, возбуждающей «игру крови». Упомяну и о таких ободряющих «деталях» управленческого труда: - Понимание, что к успеху приводят не только личные усилия, но и усилия подчинённых. - Понимание, что «высший пилотаж» в управлении – это умение управлять применением чужих знаний.
Технический директор, Москва

А мне статья понравилась. Саша - молодец. Согласен так же, что не плохо бы немного откорректировать стиль подачи материала на сайте, если распечатанную версию читать более ли менее удобно, то читать с монитора не удобно, быстро устают глаза.

По статье, понравилась тем, что помогла еще раз прочувствовать состояние смены рабочего места. Переживание смены должности или работы абсолютно естественны и не стоит их бояться или стесняться.

Вам Лариса хорошо бы в данной дискуссии пояснить, в чем же небрежность (стилистически, и грамматически, и содержательно). В противном случае получается неконструктивная критика.

Нач. отдела, зам. руководителя, Екатеринбург
Сергей Чириков пишет: По статье, понравилась тем, что помогла еще раз прочувствовать состояние смены рабочего места.
Это единственное, чем может понравиться статья. Узнавание своих переживаний. Если цель статьи поделиться эмоциями - тогда это в раздел ''разговорчики''. А он что? А она что? Да ты что? Большую ценность этот материал приобрел бы, если бы были предложены различные варианты преодоления ошибок, проанализированы сильные и слабые стороны возможных путей решения приведенных проблем. На самом деле для многих руководителей смена работы - дело рискованное и чреватое негативными последствиями. В статье легкими мазками обозначены некоторые из них в сопровождении призывов не бояться и стараться. Если для кого-то это откровение - успехов вам в карьере. Наверное я недооценила аудиторию.
Владимир Левановский Владимир Левановский Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Мне кажутся очень ценными два тезиса из статьи:
-- смотреть на должность, как на новые задачи;
-- четко сформулировать, чего от тебя хотят, и не формировать завышенных ожиданий.
Я считаю, что если есть ''червячок сомнения'', значит, что-то осталось не проясненным. О чем-то или просто забыли, или одна из сторон вела переговоры нечестно/недоверительно. Отсюда и страх.

Директор по развитию, Москва

Про бОльшее доверие сотруднику, пошедшему на повышение внутри компании - это, мягко говоря, не всегда соответствует действительности. А мне кажется, что в половине случаев не соответствует. И требований к ''своему'' больше, особенно сейчас, в кризис - типа, мы тебя повысили, ты сам на это согласился, так сейчас мы нагрузим тебя тааааак.
Менеджерам со стороны чаще дают сначала карт-бланш.
И вообще, принято говорить о ''бодрись, настройся на лучшее'', как корпоративный сговор какой-то. Это так же мало имеет общего со здравым смыслом как панические страхи. Я особенно придираюсь в этом смысле к выражению про кредит доверия - поверьте, кредит недоверия тоже может сформироваться. И это часто личная особенность руководителя, а не соотношение успехов и ошибок сотрудника.

Илья Зайцев Илья Зайцев Младший юрист, помощник юриста, Новосибирск

По-моему, это банально... :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.