Торговля менеджерами

Любой менеджер является товаром на свободном рынке труда. Способности, опыт, квалификация, личная этика, упаковка – все это оценивается рынком, отвергается или превращается в спрос, подкрепленный правом на деньги, личное время, свободу действовать внутри статусных, корпоративных и других иерархий общества. Сознание самого себя как товара на рынке труда – должного или ненадлежащего качества – то, от чего невозможно заслониться, каким бы ни был удобным мир семьи и товарищества, где тебя ценят за то, что ты есть, а не за то, что ты умеешь и какую добавленную стоимость можешь принести. Всю жизнь мы утверждаем себя как товар, неважно, идет ли речь о самом начале жизненного цикла, или же сотня раз уже доказана твоя эффективность, но в сто первый ты вновь должен демонстрировать, как дорого ты стоишь и каким уникальным товаром являешься. Товаром дефицитным, полностью востребованным и в оригинальной упаковке.

Бизнесу, системам управления, финансовому рынку нужны разные люди – товары. И совсем не нужны новые люди – крупные собственники. Денег, активов или их эквивалента – власти. Ими рождаются, ими становятся те, кто сам себе пророк и сам себе отечество. Одиноко изъясняясь с самим собой, собственник, потряхивая копытами и челюстями, сильнейшими в мире, плывет со свежей улыбкой и томиком Дарвина над рабочей силой – товаром, потребляемым в меру своей свежести, неиспорченности и предназначения (личного, по бизнесу или общественного).

В России, с ее контрольными участиями, олигополией и госкапитализмом, нет места менеджерам, подменяющим мелких распыленных владельцев, самовластно распоряжающимся имуществом. Нет и не будет места англо-американской модели, «революции менеджеров», тихого счастья опционных программ, массового выкупа бизнеса теми, кто работает по найму. MBO и LBO при контрольных пакетах? О нет, вечная память упавшим в борьбе за свободный менеджмент. Новый феодализм, вертикаль власти, влияние, команда и наследственность, как способ устройства. Только у обширного тела государства, как в Азии и в Латинской Америке, есть шанс у менеджера успешно охотиться, вступая в ряды новых поколений эффективных собственников или, как встарь, служивого дворянства, наместников и кормлений. Только там еще есть заливные луга, где меряются силами бычки, недавно вставшие на путь удовольствий.

Обращение менеджеров, как и товаров в экономике, имеет свои статистические законы. Отклонения бывают, но не приветствуются.

Великий закон тождества гласит: бизнес есть глубокий и достоверный отпечаток собственника, его личности, его страхов, желаний и комплексов, его талантов и лимитаций. Успех бизнеса – личный успех собственника, и наоборот. Успех менеджера – функция от собственника. Все иное – заблуждение, неумолимо удаляющее менеджера, в качестве товара, из обращения на рынке и потребления собственника, как частного лица.

Другой товарный закон – совпадения – настоятельно требует: Менеджер, ты должен совпасть с Ним, твой страх, твоя агрессия, твои риски и надежды должны укладываться в канву натруженного эго Великого Рулевого. Если же Ты больше, чем Он, или считаешь, что больше, чем Он, если Ты смелее, хитрее, привлекательнее и проницательней, чем Он, если Ты знаешь «как», а Он не может знать, разваливая Тобой налаженный бизнес, то, милый, не судьба, нет между вами химии, нет реакции совпадения и Тебя, как пчелку трудовую, неизбежно смахнет из Его бизнеса. По остаточной стоимости. Лучше найти время и повод, и помахать ему мускулистой или белоснежной ручкой.

Третий закон – самозванца – всемирно-исторический. В нем достигаются трагические высоты. Лже-Нерон, как менеджер, спаливший Рим. Отрепьев и Пугачев в управлении активами российского поисхождения. И рядом с ними, на низких высотах несутся новые стаи как бы менеджеров всех размеров и расцветок, в чистых ботинках, рубашках и пиджаках. Бесхитростные и неграмотные «сейлзы». Управляющие, не обладающие практическими умениями и знанием психологии людей. Сфабрикованный товар, изготовленный в мелких мастерских и с поддельными клеймами. Дипломы, за которыми не стоят подлинные знания. Гиперинфляция менеджеров. Стопки резюме, не имеющих смысла. Дефицит знающих людей. Сердце собственника, истекающее кровью при виде денег, зря растраченных на дешевый поддельный товар.

- Дети мои! - сказал бы тихий профессор, служитель Культа Менеджеров, - Только 5% человечества могут управлять и 1% - быть собственниками, потребляя время других людей и чужой труд. Отказавшись от карьеры бегуна и не превзойдя в силе метателя копья, найдем в себе силы не стремиться и к менеджменту, продавая на рынке другие, лучшие в себе способности, встречающие наибольший спрос. Аминь!

Четвертый Закон – упаковки. Перья и флаги, банты и пестрая бумага, ножки и ручки - все идет в дело у голодного менеджера, вышедшего на охоту. Товар должен быть праздничным, иметь уверенный и привлекательный вид, не внушающий опасений относительно его свежести, качества и принадлежности к высшим слоям атмосферы. Но тайна страсти к менеджеру, неумолимой тяги к его покупке таится в немногих каббалистических словах. МВА! Ап! – и собственник делает стойку. ФА! О, нет таких посягательств, которые бы он ни совершил, чтобы сделать выгодную покупку. DВА! И собственник лежит у ваших ног, истекая желанием, деньгами и бессмысленными словами о карьерных возможностях.

Наконец, Закон бессмысленной любви. Люби собственника, как самого себя, люби его во всех прегрешениях и слабостях, явившихся перед тобой. Люби без расписания, не взвешивая и не рассчитывая на воздаяние. Люби, не подставляя щеки. Корпорации, основанные на любви к ближнему, вечны. В сирийских пустынях, две тысячи лет тому назад совершилось великое открытие рационального менеджмента.

Взаимная любовь собственника и менеджера не противоестественна. Скажи «мы», и сердце капиталиста раскрывается, вздрагивая от стремительного чувства. Мы купили, мы приняли решение, мы поглотили, мы совершили дефолт. Мы расширяемся на восток и запад. Не «они», а «мы». Команда, team, сообщество. Мы, волею божьей Бизнес.

Но умный менеджер говорит «мы», подразумевает «они», а предполагает «я». Делая это осторожно, с достоинством и неистово почитая заповеди, данные ему на горе Синай, на исходе из Египетской земли:

  • Не убивай бизнеса (принцип непрерывности деятельности юридических лиц);
  • Не прелюбодействуй (не крысятничай, не ходи на сторону, не рой себе отводных каналов ради толики малой);
  • Не кради у ближнего (у капиталиста);
  • Не желай дома ближнего (капиталиста), не желай жены ближнего (без комментариев), ни поля его (участки и направления известны), ни раба его, ни рабыни его (других менеджеров не желай), ни вола его (авто, по-видимому), ни осла его (самолета?), ни всякого скота его (собаки или яхты?), ничего, что у ближнего твоего;
  • Ворожеи (финансового аналитика?) не оставляй в живых (устар.);
  • Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси (принцип единства бизнеса и государства в развивающихся экономиках);
  • Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих (см. выше, не крысятничай);
  • Если даешь бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (не бери кредиты в банке, бери в бизнесе);
  • Если появится огонь и охватит поле, то должен заплатить тот, кто произвел сей пожар (пожары производят государства и собственники, менеджеры их тушат);
  • Не внимай пустому слуху, не следуй за большинством на зло (предупреждение эффекта толпы, ценность личной политики менеджера);
  • Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской (не ешь младший персонал);
  • Если найдешь вола врага твоего, или осла заблудившегося, верни его врагу (непереводимая игра слов);
  • Если обольстит кто девицу необрученную, пусть даст ей вено и возьмет ее себе в жены (страсть менеджера к физическому обладанию бизнесом должна быть удовлетворена).

Счастлив менеджер, чтящий заповеди, врученные на горе Синай. Но лучится от счастья тот, кто не ждет слов и скрижалей и сам правит домом и делом, кто сам решает, добавляя каждый день - тихо, профессионально и учтиво - огня и идей в топку бизнеса. Редкая порода. Драгоценный товар. На вес золота. У него нет законов товарного обращения, он вырывается из своей породы, он собирается бизнесом по крупицам, гомеопатическими дозами.

За него, за менеджера, знающего себе цену, поднимает стакан виски седовласый собственник, сидя у камина и плотнее запахивая халат. Он, тихо перелистывая Forbes, пьет за удачу тех, кто принимает на себя риски, кто умен, кто рвется вперед, находя новые земли и горизонты. За тех, кто не сникает, не ноет, кто рулит сам, учится и учит, расталкивая капиталиста, уставшего от освоенного и сытого от утренней добычи. За менеджера, как за особый товар, эквивалент успеха, за его драйв, талант, шлифовку, за рост его доходов! За знание языков! За чтение на ночь! За победу бизнес-образования над необузданной природой рынка!

-О, так можно перепить, - думает капиталист, чокаясь с самим собой, - Я, кажется, начитался журналов. Я сам себе лучший менеджер. И, тихо переваливаясь, шлепает на ночь, думая, где ему купить нового директора сектора продаж в городе Мариуполе.

Пусть, пусть он крепко задумается. И пока он мучается ожиданиями, мы сами сто раз поднимем бокалы за менеджера, уверенно продающего себя на рынке, за менеджера желанного, мало доступного, оттачивающего себя, как товар, имеющий предельную по размерам полезность и стоимость, в разы выше рыночной.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Калининград

Статья понравилась (респект), а вот преамбула редакции как-то не вяжется. По крайней мере, я ничего про американскую модель не уловила.

Директор по маркетингу, Москва

У меня статья вызвала противоречивые чувства. С одной стороны, все правильно. Тем более, что прочитывается местами Маркс. Но с другой, зачем мне - менеджеру - следовать этим 10 заповедям, если в природе как ни крути только 1% собственников?! Я не пойму какому менеджеру адресована эта статья? В том случае,когда собственник берет на себя функции менеджера, он перестает быть собственником и переходит в разряд наемных менеджеров? становится хуже или лучше?

Аналитик, Тюмень

Бла-бла-бла...

Киношный, из комиксов язык и стиль изложения из серии книжек ''Как стать Достоевским за 8 с половиной дней без диеты и напряжения силы воли''. :(

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Интересно, а для чего автору понадобилось писать весь этот кич ? Чтобы эффектно выделиться из общей массы материалов ? Безусловно, он выделился. Но отнюдь не в лучшую сторону, а как раз наоборот. Поскольку кич был и остаётся кичем, равно как только так и будет восприниматься. Тем более, если это кич на библейские темы.

Сергей Капустянский Сергей Капустянский Исполнительный директор, Санкт-Петербург

браво! :!:

Олег Зайковский Олег Зайковский Директор по развитию, Москва

Любезные коллеги, не желая никак задевать ни автора, ни нас с вами, грешных и продажных ''манагеров'', вынужден констатировать (не вынесла-таки моя душа поэта с мозгами фининспектора!): 1. Статья - бла-бла... (В редакции, очевидно, туго с контентом, либо пришла пора агитировать за ''Мы-Бы-А!'' в Финакадемии). Посыл некорректен по природе своей: Не бывает эффективных менеджеров по определению, потому что НЕЛЬЗЯ НИКОГДА НИКОМУ ДОВЕРЯТЬ УПРАВЛЕНИЕ ЧУЖИМИ ДЕНЬГАМИ.... и здесь все просто - каждый должен быть ''в деле'', а не ''при деле'', сам себе режиссером со своей клумбой на общем огороде... Короче: 2. Если я собственник, хозяин, значит - всем остальным ''упасть и отжаться....'' ''Кесарю - кесарево, слесарю - слесарево....'' Всё остальное - это как попытки трактовать авторов и сюжеты мультика про Тома и Джерри, цитируя и сравнивания ''школы Станиславского и Михаила Чехова''. Аминь! :D 8)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Друья мои! Мне жаль, что в Вас так много желчи. В погоне за КУСКОМ, мы забываем о красотах окружающей среды. Я благодарен Автору . Статья читается как готовый , философско-саркастический спич от лица, умудренного житейским опытом и знающего себе и другим место в этом бренном мире, какой бы век не стоял на дворе. Браво, маэстро!

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Браво, маэстро! Если бы ''маэстро'' еще что-то нового сказал из того, что и без него уже давно заезжено в учебной литературе, его выступление имело бы гораздо большую ценность. :( А так, - совершенно прописные вещи, облечённые в форму кичового выступления для пущей эффектности. :( Стиль изложения скопирован у западных университетских и колесящих по миру публичных лекторов, - они любят устраивать из своих лекций и выступлений подобные клоунады. Проблема в том, что записывать после них студентам и слушателям практически ничего не удаётся. Как и подготовленным слушателям это не интересно. Всё уходит в осмысление эмоций, среди которых изредка всплывают или улавливаются отрывки серьёзных мыслей. В серьёзной науке и в бизнесе нет места клоунаде, за исключением случаев, когда клоунада является бизнесом или предметом для научных исследований. А здесь автор претендует на серьёзную тему. А в результате - что только не сплясал. Кстати, такого вот рода ''танцы'' очень популярны среди лекторов программ МВА и называется это ''обучением с использованием передовых учебных техник и методик усвоения материала, позаимствованных в США''.
Креативный директор, Москва
Олег Зайковский пишет: В редакции, очевидно, туго с контентом,
Очевидно совершенно иное: в редакции все в порядке с контентом. Новая контент-стратегия была принята в мае 2009 года. В результате читательский трафик вырос приблизительно в 1,6 раза без потери качества аудитории. Рост трафика продолжается. Рост Сообщества тоже. Что касается user generated content (материалов, которые предлагают участники Сообщества), мы обеспечены ими с лихвой: переходящий остаток из месяца в месяц составляет несколько десятков текстов. На минувшей неделе мы провели в редакции совещание, посвященное оптимизации этого информационного потока. Авторов лучших публикаций будем награждать на встрече московского дискуссионного клуба E-xecutive в феврале 2010 года.
Юрий Вербовой Юрий Вербовой Руководитель проекта, Москва
Яков Миркин Вот это в 10 попали Яков! :!: ''Обращение менеджеров, как и товаров в экономике, имеет свои статистические законы. Отклонения бывают, но не приветствуются. Великий закон тождества гласит: бизнес есть глубокий и достоверный отпечаток собственника, его личности, его страхов, желаний и комплексов, его талантов и лимитаций. Успех бизнеса – личный успех собственника, и наоборот. Успех менеджера – функция от собственника. Все иное – заблуждение, неумолимо удаляющее менеджера, в качестве товара, из обращения на рынке и потребления собственника, как частного лица. Другой товарный закон – совпадения – настоятельно требует: Менеджер, ты должен совпасть с Ним, твой страх, твоя агрессия, твои риски и надежды должны укладываться в канву натруженного эго Великого Рулевого. Если же Ты больше, чем Он, или считаешь, что больше, чем Он, если Ты смелее, хитрее, привлекательнее и проницательней, чем Он, если Ты знаешь «как», а Он не может знать, разваливая Тобой налаженный бизнес, то, милый, не судьба, нет между вами химии, нет реакции совпадения и Тебя, как пчелку трудовую, неизбежно смахнет из Его бизнеса. По остаточной стоимости. Лучше найти время и повод, и помахать ему мускулистой или белоснежной ручкой. Третий закон – самозванца – всемирно-исторический. В нем достигаются трагические высоты. Лже-Нерон, как менеджер, спаливший Рим. Отрепьев и Пугачев в управлении активами российского поисхождения. И рядом с ними, на низких высотах несутся новые стаи как бы менеджеров всех размеров и расцветок, в чистых ботинках, рубашках и пиджаках. Бесхитростные и неграмотные «сейлзы». Управляющие, не обладающие практическими умениями и знанием психологии людей. Сфабрикованный товар, изготовленный в мелких мастерских и с поддельными клеймами. Дипломы, за которыми не стоят подлинные знания. Гиперинфляция менеджеров. Стопки резюме, не имеющих смысла. Дефицит знающих людей. Сердце собственника, истекающее кровью при виде денег, зря растраченных на дешевый поддельный товар.''
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.