Все стремятся вверх по карьерной лестнице, и в последние благостные годы большинство получало желаемое. Но в итоге у компаний на руках оказалось огромное количество менеджеров, не умеющих самостоятельно принимать решения, а главное – принимать ответственность за их последствия на себя. «Кто-нибудь, но не я». Такая позиция сотрудников наносит ощутимый вред бизнесу: проблема или предложение могут долго курсировать между менеджерами, десятки раз обсуждаться на совещаниях и собраниях до тех пор, пока или все само собой не разрешится, или отпадет надобность решать, или кто-то самый главный примет авторитарное решение. Задумайтесь, сколько рациональных и инновационных идей сгинуло в подобном внутрикорпоративном водовороте? Сколько времени, а значит, денег компании теряют при выводе нового продукта на рынок, при принятии новой стратегии, открытии нового направления? И продолжать можно долго. Становится страшно.
Павел Беленко, старший партнер консалтинговой компании «ИМИКОР», комментирует: «Сегодняшняя проблема менеджеров не только в том, что они «не принимают решения и не берут ответственность». Это – слишком общо. Практически все менеджеры из крупных и некрупных компаний готовы «брать ответственность и принимать решения»… в рамках бюджета, денег, которые им дадут. А потом они готовы «ответственно» обосновать, почему у них, точнее - у компании, не получилось».
Почему, в силу каких причин менеджеры отказываются делать то, чего, по сути, от них и ждут? То, что является их прямыми обязанностями?
Нежелание принимать решение – это следствие нежелания отвечать за его последствия, нежелания «быть крайним». Откуда же оно берется? На мой взгляд, у этой проблемы два источника: особенности личности и… пагубная политика компаний. И они тесно взаимосвязаны. На личностном уровне принимать решение менеджеру мешает страх совершить ошибку, неуверенность в себе и боязнь последствий. Думаю, не преувеличу, если скажу, что с этими монстрами сталкиваются все без исключения люди, когда начинают работать и за что-то отвечать (на самом деле, сталкиваются даже раньше, еще во время учебы). Главное – перерасти это, приложить силы и перебороть страхи. Постепенно, с каждым удачным решением появится опыт и уверенность. Конечно, ломать себя, искоренять свои недостатки – это тяжело и неприятно, это каждый раз переживать и с трепетом ждать результата, но по-другому никак. Если вы хотите быть руководителем, а не просто специалистом, работать над собой придется. И лучше это делать сразу, с первых шагов вверх по карьерной лестнице, в этот период вам и помогут, и ошибки простят, да и выше двигаться будет легче. Профессионализм сегодня ценится.
Но соблазн велик. Ведь можно просто сидеть на хорошем месте, создавать видимость эффективной работы, спихивать решение вопросов на других (а эти другие есть всегда) и получать и деньги, и должности. Такой подход среди молодых специалистов был весьма распространен до кризиса и часто являлся целью. Сегодня это иллюзии, компании стали требовать реальных результатов, быстрых решений, и эти менеджеры «безответственные» остались за бортом. Ведь сколько бы вы не избегали принятия решений, сколько бы вы не лавировали, а однажды дать четкий и внятный ответ придется. Хотя бы относительно себя и своих не-действий.
Но компаниям не стоит вставать в позу и обвинять менеджеров в нежелании принимать решения. Сначала пусть присмотрятся к себе, к своей корпоративной культуре и бизнес-процессам. Ведь есть компании, которые порождают, воспитывают безответственных менеджеров, неспособных принимать решения и не стремящихся к этому. Как правило, этим грешат крупные организации, с развитой бюрократией. Стремясь контролировать буквально каждый шаг сотрудников (а вдруг они что-то сделают не так), они вводят кучу процедур: согласования, рапорты, докладные записки… Компании сами отучают менеджеров нести ответственность, при такой развитой бюрократии решение принимают единицы и у большиства менеджеров всегда есть на кого спихнуть вину, если что не так: «А мне сказал Иван Иваныч». Самим думать, искать выход и принимать решение не нужно. Нужно только выполнять. А ведь такой исполнитель может вырасти и до позиции принимающих решения единиц, и компания начнет стенать, что квалифицированных кадров на рынке почти не найти, и будет терять еще больше времени и денег.
Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью рекрутингового агентства AVANTA Personnel, предлагает сравнить: «Если это небольшая компания, в которой каждый «на виду»; в которой руководство готово делегировать полномочия подчиненным, там приветствуется инициатива, а менеджеры действительно могут принимать участие в принятии решений – безусловно, вышедший из такой компании специалист будет уметь просчитывать все риски, будет готов воплощать эти решения в жизнь, то есть нести за них полную ответственность. Если специалист трудится в компании, где каждый шаг жестко регламентирован; не приветствуется инициатива работников; любое принятие решений лежит исключительно на управленцах компании; любое предложение должно пройти сложный и долгий путь согласований и т.д., то отсутствие «привычки» принимать решение самостоятельно, быстро, неумение анализировать риски, незнание шагов, которые помогут претворить решение – вот лишь то немногое, что можно ждать от данного специалиста».
Так может компаниям лучше сразу учить и переучивать менеджеров, а не создавать для них обломовский рай с болотом?
Как-то так получилось, что по ходу статьи речь идет все время о тех случаях, когда никто не может решиться и принять на себя ответственность за ответ «да», но гораздо, гораздо страшнее, когда менеджеры боятся сказать «нет». Вот здесь-то как раз и случаются самые большие катастрофы, после которых остается только один вопрос: «Почему, если все знали и видели, никто не сказал, не предупредил, не остановил?!!» И ответа на него не бывает никогда. Головы, конечно, полетят, но это не избавит компании от повторения ситуации. В данном случае, нужно проводить профилактику загодя, подбирая людей, которые могут принять решение, и строя такую систему отношений в компании, при которой менеджера не накажут за неугодное слово и услышат.
«Менеджер безответственный» − это не явление нашего времени, он был и, думаю, будет всегда, но это не значит, что с ним не нужно бороться, как организациям, так и самим менеджерам. Все в наших руках.
В качестве послесловия
А что же кризис? Мы уже привыкли к тому, что он изменил все. Как он поступил с менеджерами, избегающими принимать решения, и с компаниями этих менеджеров порождающими?
Надежда Ляховская рассказывает: «Кризис, разразившийся на рынке ровно год назад, внес свои коррективы. С одной стороны, работодатели, избавившись от неэффективных сотрудников, поспешили заменить их новыми, эффективными, более опытными, с другой – именно в кризис цена ошибки возросла многократно. Поэтому на сегодняшний день, на мой взгляд, для компаний стала особенно актуальной готовность менеджеров принимать решения самостоятельно, предлагать руководству свои решения, уметь воплощать их в жизнь, уметь коммуницировать со всеми линейными руководителями, осознавать, насколько важна сейчас командная работа (команда – это компания в целом, а не один отдел/департамент)».
Павел Беленко добавляет: «Собственники компаний, которые «выжили», хотят видеть у себя менеджеров, которые без бюджета (с минимальным бюджетом) смогут заработать денег. То есть способных предложить идею, предложить новые маркетинг и рекламу, способных самим работать руками (без многочисленных нижестоящих исполнителей), да еще и коллектив ежедневно настраивать на работу. И сейчас я вижу стихийный процесс объединения «сильных» собственников с «сильными» менеджерами. Таких случаев не много, но они есть и интересно наблюдать за этой тенденцией».
Конечно, не все менеджеры и не все компании готовы изменить себя, но если компании могут себе позволить и дальше воспитывать «безответственных менеджеров», в конце концов, это их деньги и они могут позволить себе их терять (пока), то вот менеджерам волей-неволей придется меняться, если они хотят найти себе место в новых условиях.
Фото: pixabay.com
Плач Ярославны услышан :) А делать-то что?
переливание из пустого в порожнее
Проблемы принятия ответственных решений, распределения полномочий и ответственности - это очень серьезно! Статья явно не соответствует уровню проблем - поверхностно и кусками + набор тезисов типа 'хорошо быть богатым и здоровым'.
Тема актуальная. Только не в менеджерах, как правило дело, а во владельцах бизнеса и первых лицах. В кризисных условиях, считая каждую копейку вряд ли кому-то из менеджеров поверят на слово. Даже если он талантлив и готов рыть землю. Бизнес губит жадность и некомпетентность владельцев. Массовая ситуация - имеется первое лицо, к которому владелец привык и которому доверяет. Ноо которое в кризисных условиях это первое лицо не способно работать эффективно, не может включить мозги и вести менеджеров на баррикады. Потому что привыкло сидеть на попе ровно и смотреть на все сверху, отдавть приказы и наблюдать с холма. Но в кризис обнажился и стал ярко превалировать тот факт, что это доверенное первое лицо не имеет авторитета в народе. И не способно зажечь народ. Перестроить сознание можно, но чтобы получить авторитет требуется время. А в кризисной ситуации времени нет. Массы инертны. В результате бег по кругу.
Вина в первую очередь за культивирование 'менеджеров безответственных' на самих владельцах и первых лицах. Надо работать с людьми, идти в народ ! Как говорится - 'будьте ближе к народу и он к вам потянется ! В нынешних условиях требуется филигранная психологическая работа с персоналом и не от лица 'эйчаров', а от самых высших эшелонов. 95% успеха компании - это персонал , контактирующий с клиентами компании. Как часто боссы общаются с этими людьми в курилках ? Как часто они обедают в корпоративной столовой за одним столом ? И возможно ли такое в принципе? Чувствовать себя жрецом, барином , наблюдая за своими крепостными через стекло персонального автомобиля, видимо сподручнее ? И не встречаться взглядом с рядовыми сотрудниками, чтобы не увидеть растущего непонимания и недоверия ? Это страх бессилия перед ситуацией и перед людьми, которые видят некомпетентность такого босса и первого лица. Людей, которые заоргнизовали компанию и подавили ответственность на корню в 'шоколадные' времена.Легких денег больше нет и не будет. Поэтому нужны новые руководители, новой формации и новых взглядов. И им придется делегировать столько полномочий, сколько потребуется для спасения бизнеса
Как часто стало звучать '...а на самом деле виной всему безголовые (тут еще много вариантов) собственники / первые лица. Сидят такие себе талантливые, смелые, решительные и ответственные МЕНЕДЖЕРЫ, преисполненные гениальных идей и энергии к их воплощению, а эти, не побоюсь этого слова, гады, никак не дают никаких возможностей, и вдохновлять перстали, и на баррикады звать.[b]Юрий Буравлев,[/b] Чего сидят то тогда ? За бабки, страшно потерять место ? Нормальных компаний навалом, ноги в руки и в поля, искать ... :!: Ну или второй вариант, считаешь себя менеджером, учись подбирать мотивации и к первым лицам, чтоб слышали и верили...Главное, что имел в виду - 'не таких' первых лиц много, факт, только чего за них держаться..... Ну или не такие уж они не такие.
А что значит фраза 'принять ответственность на себя'? Чем отвечает 'ответственный' наемный! менеджер?
Это - Дмитрий, когда шеф Вас спросит, почему Дмитрий Вы не продали в этом месяце запланированное кол-во нашей продукции?Если Вы станете ссылаться на независящие от Вас причины - значит Вы не готовы 'принять ответственность на себя'