«Скажи мне, о чем ты мечтаешь, и я скажу, кто ты». И компания мечты может очень многое сказать о менеджере, о его желаниях, стремлениях и амбициях. А так же о том, насколько хорошо он ориентируется в ситуации на рынке и как оценивает самого себя. И с этих точек зрения устремления нынешних молодых специалистов и выпускников вузов не могут не настораживать работодателей и участников рынка.
Согласно опросу Фонда «Общественное мнение», первая пятерка лучших с точки зрения молодежи работодателей выглядит следующим образом:
1. Газпром
2. Лукойл
3. Miсrosoft
4. РЖД
5. Сбербанк России
О чем может нам рассказать подобная выборка компаний мечты? Молодые кадры сегодня хотят защищенности и стабильности – все это им могут предоставить большие и мощные госкорпорации. Эти компании будут на рынке всегда и всегда будут чувствовать себя на нем относительно неплохо. Но это только те стремления, которые лежат на поверхности, и, по сути, они – маскировка других, более неприятных желаний.
Докризисный благополучный и сытый период сформировал жесткое понимание успешности в обществе – известная большая корпорация, высокая должность, высокая зарплата. По данным опроса, 55% третьекурсников хотят быть руководителями предприятия (41%) и руководителями более высоких звеньев управления (14%). А политическая конъюнктура сформировала список топ-компаний. И молодежь рвется к этому идеалу. Они ищут не себя - они ищут себе теплое место. Выбирают профессию не по принципу «интересно и есть склонность», а по принципу «модно и востребованно». И с компанией мечты все происходит ровно так же. Не все, конечно, молодые менеджеры исповедуют такой подход, но большинство. Они идут в эти компании не потому, что им нравится та работа, которую им предлагают, а потому, что считают привлекательным сложившийся в обществе образ компании.
О чем это говорит? О неспособности самостоятельно мыслить и о наивности выбирающих. А также о весьма специфическом менталитете молодых специалистов.
Но давайте посмотрим, что на самом деле представляет собой работа в госкорпорациях, может быть, это действительно предел мечтаний? Не для всех, это точно. Это компании с очень специфической культурой общения, к которой не так легко приспособиться, с непростыми внутренними нормами. Недавно в интернете распространили свод правил, касающихся внешнего вида сотрудников «Газпрома»: регламентировано все – от длины волос и вариантов причесок до покроя пиджаков и блузок. Готовы ли к подобному контролю молодые специалисты? А ведь есть еще и регламенты, и контроль в профессиональной области, и они не менее строги. Стоит почитать инструкции работников Сбербанка. А какая там бюрократия… Госкорпорации требуют от работников полной отдачи, а в идеалах молодежи про это ничего нет. Еще несколько лет назад они хотели иметь все, но вот вкалывать с утра до ночи готовы не были. И сейчас готовы единицы. С 9.00 до 18.00, строго по часам и не очень напрягаясь – вот так в этих компаниях получится вряд ли. Да и вообще, в крупных компаниях, что российских, что западных, отсидеться не удастся. Особенно сегодня, в кризис.
И еще один немаловажный вопрос: а сколько платят эти топ-компании? Действительно ли это настолько большие деньги, о которых все говорят и к которым так тянутся молодые кадры? Нет, по сравнению с рынком, зарплаты «Газпрома» и Сбербанка невелики для рядовых сотрудников и менеджеров нижнего и среднего звена. Это бренд, и за право добавить название крупной госкомпании в резюме сотрудник должен заплатить.
Собираясь на работу в госкорпорацию или госструктуру (туда тоже мечтают попасть многие молодые специалисты), нужно помнить о том, что там много «своих», среди которых новичок может оказаться чужим. В таких организациях процветает семейственность, там важны знакомства и тот факт, кто тебя привел. Это определяет и отношения внутри коллектива, и объемы работы, и распределение должностей и премий… Ну, а если ты пришел с улицы и за тобой никого нету, то могут и попросить однажды, просто потому что место понадобилось для «своего». И талант, способности, усердие и прочие положительные качества никакой роли играть не будут. Молодежь готова к подковерным играм, интригам и подставам?
У госкорпораций, безусловно, есть и свои плюсы. Это и пресловутая стабильность, и престижность, и опыт работы, и поддержка бренда в дальнейшей карьере…
А компаниям тоже стоит посмотреть на список лучших работодателей и насторожиться. Все это говорит о том, что молодые кадры не готовы к сегодняшнему рынку. Они живут докризисными ориентирами, то, что они требуют больших зарплат (HR-ы крупных компаний осенью прошлого года открыто говорили, что выпускники не идут в компании, если им предлагают зарплату меньше 1000 у.е. и не гарантируют быстрого карьерного роста) – это не страшно, это легко исправить. А как быть с количеством выпускников с таким специфическим мировоззрением? Где искать кадры, самостоятельно думающие и желающие работать и придумывать новое? Где брать людей, которые стремятся развиваться, идти вперед, реализовывать себя, а не просто ищут тепла и покоя? По сути дела, где брать работников, а не карьеристов?
И кстати, а у скольких менеджеров с опытом работы три-пять лет - аналогичные идеалы и стремления?
Фото: pixabay.com
Безусловно, есть определенный процент людей, которые готовы идти в компанию работать лишь ради престижного названия, которым можно бравировать в компании друзей. Но все же основная масса молодых специалистов, как представляется, идут работать в госкорпорации за небольшие деньги ради получения важной строчки в резюме и дальнейшего продвижения по карьерной лестнице уже в других компаниях (что было мельком упомянуто в статье). Так происходит на Западе (см., напр., программы для выпускников вузов 'большой четверки'), то же происходит и у нас. Уж больно хочется верить в адекватность нашей образованной молодежи!
Хорошая статья! Еще Достоевский в своем 'великом инквезиторе' писал - общество безвольно. Оно не жаждет мысли. Оно не жаждет свободы. Оно бежит от него, где в процессе бега проделывает в своем воображении целый ряд ретроспективных умозаключений имеющих однцу цель - доказать свою свободу. Но все это Эфемерно. Общество в массе не стремимся 'быть'. Оно стремимся 'казатся'. 'Соответствовать'. Где в том числе и Газпром и Сбер являются для людей там работающих лживыми индикатором успешного бытия. Жаль.
Полагаю, здесь не развернется серьезная дискуссия по поводу того, кем хотят стать учащиеся 3 курсов ;) К 4 курсу их приоритеты будут отличаться, а к 5-му совмем поменяются :D А после получения диплома все иллюзии останутся во вчерашнем дне.
На мой взгляд, позиция довольно однобокая и притянутая за уши.Тот же Газпром, если разобраться, состоит, я думаю, из пары сотен человек, если не меньше. И там за исключением секретарш рядового персонала нет. Да и секретарши там должны быть такого уровня, что в регионе смогли бы предприятием руководить. Остальное - это дочерние компании и предприятия, на которых до 95% персонала - это рабочие (слесари, токари, газовщики, водители и тп. - я не очень разбираюсь в газовой отрасли). И что плохого, если сварщик после окончания ПТУ, либо института хочет работать в Газпроме? По мнению автора, он, наверное, будет супер-мега авторитетным сварщиком, если работает в Газпроме, а не в автомастерской :-)А вот вот вопросы стабильности выплаты з/п, высоких соц. гарантий, спокойствия за завтрашний день - еще никто не отменял. И к вопросу 'отсидеться' - как показывает мой собственный опыт, все зависит не от компании, а от конкретного руководителя. С вялым руководством отсидеться можно и в очень интенсивной компании, а с паранояльным руководством можно не успевать сходить в туалет с 8.00 до 24.00, а в оставшееся время спать тут же в офисе на раскладушке - при этом только имитируя работу, так как результат от ее объема не зависит.
Думаю молодежь права, так как в стабильной компании лучше набираться опыта. Бизнес предсказуем и в крупных корпорациях применяются дорстаточно современные методы управления. А бюрократия и наличие регламентов присущи любой крупной компании. Кстати был бы не против если меня будут заставлять одеваться в Calvin Klein, может вкус привьют.
Еще автор упустил макой момент, очень свойственный для крупных компаний, как умение вести подковерную борьбу, умение подсиживать и подставлять (незаметно) своих руководителей, друзей, которые привели новичка в компанию, просто 'соседа по парте'. В таких компаниях нужно постоянно быть начеку. Я столкнулся с подобным не в Газпроме (Бог миловал), а в Главмосстрое, когда начинал свою трудовую деятельность. Старые прорабы очень тонко и умело 'водили' новичков так, что те либо сами где-то прокалывались, либо сами увольнялись. В компаниях с длительной советской историей это очень распространенное явление.
Согласен с впечатлением 'притянутости за уши'. Явно прослеживаются типичные искажения. Где проводились исследования, в каких ВУЗах, сколько участников, кто они (хотя бы средний балл указать, некоторое впечатление о респондентах это даст). Ну и, безусловно, третьекурсники... Это даже близно не специалисты.
Очень спорная статья. [I]О чем это говорит? О неспособности самостоятельно мыслить и о наивности выбирающих. А также о весьма специфическом менталитете молодых специалистов. [/I]По-моему, это говорит о том, что в обществе в целом перевернутые ценности. Молодежь видит, что награда достается не честному, лояльному и талантливому, а тому, у кого есть связи, кто умеет подсиживать и умеет воровать. Вот и делает выводы, куда стремиться нужно, чтобы добиться успеха