Деловой мир так и не привел рабочие процессы к единому знаменателю – одни не согласны возвращаться в офис, другим жизненно необходимо общее рабочее пространство.
На основании собственных исследований попробуем ответить на вопросы:
- Как изменится спрос и предложение на рынке труда?
- Что будет с зарплатами?
- Какие процессы в работе изменились навсегда?
- Каких инструментов не хватает для оптимизации работы?
- Какие HR-практики хорошо себя зарекомендовали за время пандемии?
Фокус-группы
Мы провели опрос, анализируя события, связанные с пандемией и бытовыми трудностями компаний при переходе в режим удаленной работы. В нем приняли участие более 300 CIO, CEO, CTO и других топ-менеджеров среднего и крупного бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге. А затем подключили к исследованию более 80 опытных HR-специалистов, чтобы понять процессы, проявившиеся с постепенным возвращением сотрудников компаний обратно в офис.
На один ответ могло встречаться несколько основных тезисов, поэтому количество тезисов по заданным вопросам отличается от количества полученных ответов. Тезисы классифицировались по категориям. Были выделены основные проблемы и тренды среди них.
Основные находки топ-менеджмента
При переходе на удаленную работу у компаний возникали четыре типа проблем: с коммуникацией (41%), эмоциональные (25%), организационные (21%) и технические (13%).
В чем это выражалось?
Респонденты отмечали, что без живого общения невозможно прочувствовать эмоции собеседника, сложнее установить, правильно ли он все понял, осознал ли свою задачу. Из-за этого люди увеличивают количество «подходов», то есть коммуникаций — созвонов, митингов в зуме, переписок в мессенджерах и социальных сетях — стало на порядок больше. Эмоциональные проблемы выражались в основном в нехватке эмоций (31%), недостатке неформального общения (23%), снижении мотивации (21%).
Организационные проблемы можно разделить на две части: самоорганизации (самодисциплины) и контроля. Один из минусов удаленки — отсутствие триггера «дом-работа-дом». Одни начинают работать сразу после того, как проснулись и работают больше. Это может привести к переутомлению и снижению продуктивности. Другие откладывают начало рабочего дня до обеда. Третьи не видят четкой границы во времени, когда нужно перестать обращаться к человеку по рабочим вопросам. Происходит рассинхронизация по времени.
Технические проблемы во многом зависели от степени цифровизации компаний. Часть организаций была полностью готова к переходу в онлайн, так как все бизнес-процессы были хорошо структурированы, а необходимое для работы ПО заранее освоено. У других не имелось цифровой версии рабочих процессов. Но главной определяющей всех технических проблем стало отсутствие домашних рабочих мест.
Изменение эффективности
Участников опроса мы попросили оценить эффективность работы в онлайн-режиме по сравнению с офлайном. Несмотря на описанные проблемы и временные трудности с перестройкой форматов, суммарное количество ответивших «выше», «немного выше» и «много выше» на 25% больше, чем респондентов, ответивших «ниже», «немного ниже» и «много ниже».
Онлайн навсегда
Не все процессы могут чувствовать себя хорошо в режиме онлайн, однако с каждым годом их процент увеличивается. Меняется подход к работе, появляется новый софт, обеспечивающий удаленку. По мнению наших респондентов, вероятнее всего, на вечной удаленке смогут остаться все процессы, связанные с разработкой ПО, множество онлайн-мероприятий — планерки, совещания, крупные митинги, и процессы выполняемые бэк-офисом. Также часто на вопрос «Какие процессы могут навсегда остаться в онлайн-режиме?» отвечали: «Все». Очевидно, что немалая часть организаций полностью приспособилась к такому режиму работы.
Плюсы удаленки
Задумайтесь: за свою жизнь мы в среднем тратим 20 тыс. часов или 2,3 года на дорогу до работы. И на смертном одре мы точно не будем вспоминать эти «прекрасные» годы. Поэтому один из самых очевидных плюсов удаленки для 36% респондентов — экономия времени на дорогу. 16% оценили гибкий график, а 14% сошлись во мнении, что здорово сократились расходы на содержание офиса.
Есть и более интересные результаты — 5% опрошенных отмечают повышение эффективности за счет логирования процессов и коммуникаций. Диалоги сохраняются, процессы записываются, теперь легче распутать клубок и обнаружить истинную причину той или иной ошибки. Еще один не самый очевидный плюс, выделенный 14% респондентов — это возможность сосредоточиться и больше работать. Отсутствие неформального общения — не всегда плохо, иногда оно служит отвлекающим фактором. Дисциплинированному и организованному сотруднику становится легче сконцентрироваться на задаче и погрузиться целиком в работу: его продуктивность увеличивается не на 15-20%, а в 2-3 раза. 4% отметили как плюс более легкий доступ к данным и ресурсам.
Как удаленка изменила рынок труда
Анализируя ответы HR-специалистов, мы выделили основные прогнозы по изменению рынка труда. Разберем подробнее ведущие тренды.
Спрос на IТ-специалистов
В чем никто не сомневается, так это в том, что спрос на IТ-специалистов не уменьшается и в ближайшем будущем уменьшаться не собирается. Вместе с ним растет и заработная плата этих специалистов. Кроме того, сохранится спрос на высококвалифицированных специалистов и в других сферах.
Выравнивание средней зарплаты по Москве и регионам
Как мы выяснили, у компаний поменялось отношение к удаленной работе. Многие люди и даже целые отделы не вернутся в офис и останутся в онлайне навсегда. Очевиден рост процента людей, работающих удаленно. В связи с этим — если можно привлечь любого хорошего специалиста в онлайн, то зачем переплачивать именно за московских? Сотрудники из регионов все чаще получают равные со столичными зарплаты.
Дисбаланс на рынке труда
Сейчас количество кандидатов превышает количество вакансий. В проведенном нами опросе превалирует мнение о том, что в ближайшее время такая тенденция сохранится. Однако, стоит отметить стабильный, совсем не экспоненциальный, но уверенный рост числа вакансий. Также одним из самых популярных прогнозов является мнение о том, что после кризиса рынок останется прежним, планомерно увеличиваясь, как и раньше.
Выводы и тренды
Многие из онлайн практик доказали свою эффективность. Произошел сдвиг парадигмы. То, что казалось раньше невозможным (например, перенос рабочего ПО на домашние ПК сотрудников и сопутствующий доступ к коммерческим данным) зарекомендовало себя настолько хорошо, что отказываться от нового положения дел уже мало кто хочет.
Командировки и митинги
Если вы думали, что акции Zoom после кризиса вернутся на прежний уровень, не спешите их продавать. Онлайн-встречи завоевали сердца наших коллег. Физическое присутствие при проведении переговоров, планерок, знакомств, интервью, обучения и много другого теперь не является необходимым или предпочтительным.
Эффективность удаленки и смешанный формат
К работодателям пришло осознание, что удаленная работа может быть не менее эффективной, чем работа офлайн. В целом, из дома люди трудятся намного больше времени, чем в офисе. Те, кто не может полностью уйти в онлайн, выбирают смешанный или гибридный формат с возможностью работать 2-3 дня из дома, а остальное время — в офисе, либо приходить в офис один раз в неделю/месяц, а остальное время работать из дома. Сценариев может быть много.
Текущая цифровизация и автоматизация HR
По-прежнему не все успели перестроиться. Недостаток тех или иных инструментов испытывают 60% респондентов. Одна из находок заключается в высокой дифференцированности уровня цифровизации различных компаний. Кто-то уже давно внедрил и использует сложные IT-системы, а у других тем временем нет электронного документооборота или корпоративного портала.
Наиболее успешные HR-практики постпандемии
Использование корпоративного портала оказалось эффективной практикой, которая позволила поддерживать положительный эмоциональный фон, контакт между сотрудниками и целостность команды. Однако по итогам нашего исследования у каждой шестой компании этот инструмент отсутствует.
Хорошо себя зарекомендовали планерки, мини-корпоративы, внерабочая активность вроде совместных онлайн-игр, а некоторые организации даже ввели и такую опцию, как психологическая помощь для своих сотрудников. Все это лишний раз подчеркивает, как необходимы любой команде общение, взаимная поддержка и «чувство локтя», чтобы быть эффективной.
Инфографика: ONLY
Читайте также:
Очень хорошое исследование, спасибо Кирилл.
А я еще кое что положительное заметил, и очень важное для себя.Я руководитель, поэтому совещания - это моя работа, в том числе и в других городах, с выездами. И часто бывает приехали на совещание, за 15-20 минут все обговорили, и начинается пустословие, как бы неудобно "зачем людей звали, они ехали, отвлекались" .
В скайпе это «неудобство» пропало. Присоеденились, все обговорили. «Вопросы есть?» «Нет» «Хорошего дня». Это действительно крутой плюс удаленки