Большинство зарубежных производственных компаний продолжают работу в России

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ проанализировали контент 727 публичных заявлений и дополнительно – действия 280 промышленных предприятий последнего инвестиционного цикла, запущенных в России в период с 2012 по 2020 год – в контексте их публичной реакции на обострение международной обстановки.

Группа исследователей Департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: профессор-исследователь Игорь Гурков, заслуженный профессор Николай Филинов и доцент Зокиржон Саидов представили типологию публичных заявлений и предложили категоризацию фактических действий зарубежных промышленных компаний, включая различные варианты смены собственника их российских активов.

Эксперты опирались на собственные данные в сравнении с данными Йельского центра по изучению российских подразделений зарубежных корпораций.

Выяснилось, что около 67% иностранцев заявили о сокращении количественных (чаще всего, инвестиционных), либо качественных параметров деятельности. Чуть менее 1% официально подтвердили продолжение операций и сохранение собственности материнской компании на российские активы. 17% от общего числа проанализированных предприятий последнего инвестиционного цикла сообщили о приостановке производства по объективным причинам: нехватка сырья и комплектующих, сложности оплаты поставок, торговые и логистические ограничения и др.

Лишь 16% российских подразделений зарубежных производственных корпораций заявили о планах полного прекращении деятельности в России.

Среди факторов, которые определили реакцию иностранных промышленников, исследователи выявили политические, отраслевые, легальные и два бизнес- фактора: особенности материнской компании и особенности организации и функционирования российского подразделения.

«Интересен феномен «семейных» промышленных компаний. Ни в одном случае в отношении заводов, открытых главами семейных фирм, не было заявления о уходе с российского рынка», – отметил Игорь Гурков, один из авторов исследования, профессор-исследователь Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Определяя категоризацию фактических действий зарубежных игроков на российском рынке с весны 2022 года, исследователи выявили четыре основных типа:

  • расширение объемов и ассортимента производства, захват освобождающихся рыночных ниш – так действуют, в основном, семейные фирмы;
  • быстрая ликвидация производства, имеющего даже косвенное отношение к развитию российского военно-промышленного комплекса;
  • привлечение на простаивающие мощности компаний из «дружественных к России стран», например, китайских автопроизводителей;
  • поддержание оборотов производства и поиск партнеров для продажи (смены страны происхождения) собственника российских активов.

По данным исследователей, после 2020 года средний рост годовой выручки российских подразделений зарубежных промышленных компаний в рублях составил 36%. «Такого роста не было в последние 20 лет. Российские подразделения в 2021 году оказались очень выгодными для материнских компаний. Поэтому основная часть западных корпораций старается сохранить присутствие на российском рынке», – резюмировал Игорь Гурков.

Компания: Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики»
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.