Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ проанализировали контент 727 публичных заявлений и дополнительно – действия 280 промышленных предприятий последнего инвестиционного цикла, запущенных в России в период с 2012 по 2020 год – в контексте их публичной реакции на обострение международной обстановки.
Группа исследователей Департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: профессор-исследователь Игорь Гурков, заслуженный профессор Николай Филинов и доцент Зокиржон Саидов представили типологию публичных заявлений и предложили категоризацию фактических действий зарубежных промышленных компаний, включая различные варианты смены собственника их российских активов.
Эксперты опирались на собственные данные в сравнении с данными Йельского центра по изучению российских подразделений зарубежных корпораций.
Выяснилось, что около 67% иностранцев заявили о сокращении количественных (чаще всего, инвестиционных), либо качественных параметров деятельности. Чуть менее 1% официально подтвердили продолжение операций и сохранение собственности материнской компании на российские активы. 17% от общего числа проанализированных предприятий последнего инвестиционного цикла сообщили о приостановке производства по объективным причинам: нехватка сырья и комплектующих, сложности оплаты поставок, торговые и логистические ограничения и др.
Лишь 16% российских подразделений зарубежных производственных корпораций заявили о планах полного прекращении деятельности в России.
Среди факторов, которые определили реакцию иностранных промышленников, исследователи выявили политические, отраслевые, легальные и два бизнес- фактора: особенности материнской компании и особенности организации и функционирования российского подразделения.
«Интересен феномен «семейных» промышленных компаний. Ни в одном случае в отношении заводов, открытых главами семейных фирм, не было заявления о уходе с российского рынка», – отметил Игорь Гурков, один из авторов исследования, профессор-исследователь Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Определяя категоризацию фактических действий зарубежных игроков на российском рынке с весны 2022 года, исследователи выявили четыре основных типа:
- расширение объемов и ассортимента производства, захват освобождающихся рыночных ниш – так действуют, в основном, семейные фирмы;
- быстрая ликвидация производства, имеющего даже косвенное отношение к развитию российского военно-промышленного комплекса;
- привлечение на простаивающие мощности компаний из «дружественных к России стран», например, китайских автопроизводителей;
- поддержание оборотов производства и поиск партнеров для продажи (смены страны происхождения) собственника российских активов.
По данным исследователей, после 2020 года средний рост годовой выручки российских подразделений зарубежных промышленных компаний в рублях составил 36%. «Такого роста не было в последние 20 лет. Российские подразделения в 2021 году оказались очень выгодными для материнских компаний. Поэтому основная часть западных корпораций старается сохранить присутствие на российском рынке», – резюмировал Игорь Гурков.