Опрос PwC: что члены советов директоров считают основной антикризисной мерой

Компания PwC представила результаты девятого выпуска «Опроса членов советов директоров российских компаний» 2020 года. Главными темами опроса членов советов директоров российских компаний стали адаптация к кризисным условиям, вызванным пандемией COVID-19, а также изменения в текущих приоритетах и практиках советов директоров, которые позволяют понять, как может выглядеть «совет директоров будущего».

Краткие выводы:

  • 74% сообщают, что основной антикризисной мерой компаний стало сокращение и/или перенос инвестиций на более поздний срок.
  • 93% считают, что есть вопросы, по которым советам директоров уместно напрямую общаться с инвесторами.
  • 48% видят оптимизацию персонала в качестве антикризисного приоритета.
  • 56% включают инновационные и технологические изменения и риски в обсуждение и видят их как стратегические вызовы в перспективе ближайших 5 лет.
  • По мере необходимости реагировать и адаптировать бизнес к регуляторным изменениям в сфере климата «советы директоров будущего» будут уделять значительно больше времени ESG факторам.
  • В сравнительной перспективе российские компании в 2 раза реже прибегали к сокращениям штата, чем компании США.

Опрос 2020 года, в котором приняли участие члены советов директоров более 100 компаний, представляющие различные отрасли, подтверждает макроэкономические данные об адаптации российской экономики к кризису. По информации от подавляющего большинства респондентов, основной антикризисной мерой стало сокращение инвестиционной активности в настоящее время. При этом сами директора сделали основным фокусом своей антикризисной работы взаимодействие с менеджментом компаний. Директора все также открыты к общению с инвесторами и акционерами. Наконец, важным приоритетом для компаний стала работа с персоналом.

Не первый год видна тенденцию того, что советы директоров играют все большую роль в надзоре за технологической трансформацией компании. Ожидается, что для «советов директоров будущего» цифровые инфраструктура и сервисы - неотъемлемые элементы стратегического развития компаний. Кризис оказывает противоречивое влияние на цифровизацию и внедрение новых технологий. С одной стороны, предполагается, что кризис заставит компании пересмотреть скорость процесса трансформации и отложить важные этапы и финансирование до лучших времен. Результаты нашего опроса показывают, что в настоящее время директора стали отдавать значительное предпочтение фокусу на «традиционные» роли и компетенции – стратегию, финансы, контроль и взаимодействие с менеджментом.

С другой стороны, безусловно, среди бенефициаров текущего кризиса были инновационные компании с высокой степенью цифровизации. Почти все опрошенные нами директора говорят о том, что принимают шаги по внедрению инноваций. Меньшая – но все равно значительная часть наших респондентов считают, что инновационные и технологические изменения и риски будут играть решающую роль как в ближайшее время (1-2 года), так и являться стратегическими вызовами в более долгосрочной перспективе (2-5 лет). 98% в той или иной мере занимаются продвижением инноваций в компании. 56% включают инновационные и технологические изменения и риски в обсуждение и видят их как стратегические вызовы в перспективе ближайших 5 лет.

Важными изменениями, которые, как ожидается, будут ассоциироваться с «советом директоров будущего» станет значительно большее внимание нефинансовым приоритетам (устойчивое развитие, разнообразие и корпоративная культура) со стороны советов директоров, поскольку они могут оказывать значительное влияние на успех компаний. И здесь, по результатам опроса российских директоров, мы видим противоречивые результаты.

91% считают, что роли советов директоров будут отличаться в будущем. По мнению опрошенных директоров, советы будут двигаться от надзорной к визионерской роли и уделять больше внимания формированию и поддержанию культуры компании, считают 42% респондентов. Уже и сейчас 47% директоров понимают роль корпоративной культуры в успехе компании и хотят иметь лучшее представлении о ее состоянии, а 80% говорят о том, что уже сейчас отсутствие надзора со стороны совета директоров – одна из причин проблем в корпоративной культуре.

Неопределенность регуляторного воздействия климатических инициатив в России и Европе и уже принятые меры компаниями в сфере изменений климата и устойчивого развития привели к тому, что с одной стороны, 60% опрошенных директоров считают, что понимают факторы и риски ESG (экологии, социальной ответственности и корпоративного управления), а текущая стратегия их учитывает. С другой, только 38% директоров видят связь этих факторов с финансовыми последствиями для компаний. Однако, очевидно, что по мере необходимости реагировать и адаптировать бизнес к регуляторным изменениям в сфере климата «советы директоров будущего» будут уделять значительно больше времени ESG факторам, на сегодня 49% уже говорят об учете ESG факторов в стратегии компании.

«На повестку дня ведущих компаний все чаще выходят такие темы, как устойчивое развитие, цифровизация и технологии, культурная трансформация. События последнего года в сфере ESG – прежде всего, в сфере регулирования – будут оказывать долгосрочное влияние на выручку и капитализацию многих российских компаний, а следовательно, могут потребовать перестройки бизнес-модели и стратегии данных компаний. Инвесторы также обращают все большее внимание на ESG при принятии решений. ESG-инвесторы считают нефинансовые факторы одним из своих основных фокусов при анализе рисков и возможностей роста. Директора реагируют на запрос инвесторов. В этом году о том, что вопросы социальной ответственности и устойчивого развития важны для инвесторов, говорят 44% наших респондентов», – отмечает Елена Дубовицкая, директор практики по корпоративному управлению и устойчивому развитию PwC в России.

Российские директора, в своем большинстве, поддерживают ценность разнообразия для советов и компаний. Однако, наш опрос показывает, что, в первую очередь, они имеют в виду разнообразие бизнес опыта. Когда речь заходит про разнообразие личностных характеристик (гендер/возраст/ национальность/раса) – этот тип разнообразия не находит значительной поддержки. Более того, все еще существует убежденность, что этот фокус – дань политической корректности. По мере постепенной диверсификации состава совета директоров будет меняться и понимание этих проблем «советами директоров будущего».

89% респондентов согласны, что разнообразие на уровне советов директоров создает уникальные возможности. 95% видят ценность разнообразных компетенций и бизнес-опыта для совета директоров. 33% видят ценность разнообразия личностных характеристик (возрастное, гендерное, расовое и этническое разнообразие) для совета директоров. 28% оценивают на «отлично» работу по подбору персонала и развитию перспективного управляющего персонала с учетом принципов социокультурного разнообразия.

70% считают, что инициативы относительно разнообразия в совете директоров продиктованы политкорректностью. Говоря про текущие составы советов, опрошенные директора видят необходимость проводить изменения. В конечном итоге, кризис – это не только вызов, а также и возможность для эволюции совета директоров, которая поможет провести компанию через сложности текущего кризиса и адаптировать ее к будущему. 58% хотели бы поменять как минимум одного члена совета директоров их компании.

Несмотря на высокую текущую неопределенность, вероятность восстановления экономической активности и регулятивные требования делают работу с персоналом важным антикризисным направлением для компаний в России.

В сравнительной перспективе российские компании в 2 раза реже прибегали к сокращениям штата, чем компании США. 26% корректировали численность и штатное расписание в компаниях, 39% были нацелены на поддержание мотивации сотрудников Фокус на работу с персоналом отражается и в ожиданиях советов директоров от менеджмента в период пандемии. Безопасность сотрудников (и клиентов) и их мотивация – приоритетные ожидаемые компетенции и модели поведения менеджмента компании. Еще одним очевидным запросом к менеджменту со стороны совета директоров в период кризиса стал креативный подход к ведению бизнеса с необходимостью поиска новых идей.

Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии