Рекрутинговая компания Antal Russia провела опрос о текущей ситуации в компаниях и планах в отношении персонала. Многие компании уже начали принимать стратегические решения и определились планами на ближайшие 2-3 месяца.
1. Планы по найму персонала в ближайшие 2-3 месяца
Для наглядности были сравнены данные исследований в феврале, марте и мае. Оказалось, что все меньшее количество компаний планирует увеличение штата. В мае это уже 24% процента работодателей. А, к примеру, в феврале и марте расширяться планировала треть компаний.
Возросло количество компаний, которые планируют только замещение освободившихся вакансий. Сейчас - 31% работодателей. В марте этот показатель упал на 26 п.п. по сравнению с февральским: 21% (в марте) против 47% (в феврале).
Примечательно, что количество компаний, которые планируют сокращать персонал, уже четвертый месяц остается на прежнем уровне: 10-11%. В мае все те же 40% компаний, как и в марте, приостановили найм новых сотрудников. Однако, сейчас только 20% работодателей откладывают даты выхода новичков, против мартовских 27%.
Большая часть компаний, по-прежнему, планирует нанимать персонал в продажи (61% компаний) и IT-отдел (40% компаний). Будут пользоваться спросом производственный персонал, специалисты отдела маркетинга и бухгалтерии.
62% компаний отметили, что они нанимают новых сотрудников дистанционно и подключают их к удаленному режиму работы. 20% собираются нанимать персонал после окончания режима самоизоляции и выводить на работу сразу в офис. При этом, 13% компаний продолжают нанимать сотрудников в стандартном режиме.
2. Действия и планы по оптимизации HR-бюджета на ближайшие 2-3 месяца
85% компаний сокращают расходы на корпоративные мероприятия, 76% компаний - на командировочные расходы, еще 64% - на услуги провайдеров. При этом, более половины из них уже сократили данные расходы.
27% компаний уже сокращают зарплаты сотрудникам, а еще 28% снижают бонусы.
Самой нетронутой статьей сокращения HR бюджета осталась ДМС. Лишь 7% работодателей отказались от него (полностью или частично) в период кризиса.
Некоторые компании сократили рабочую неделю своим сотрудникам: 47% - бэк-офису, 40% - фронт-офису, и 30% - топ-менеджменту. Примерно одинаковое количество компаний сокращают льготы и бонусы сотрудникам каждого подразделения. Кроме того, 21% компаний отправил сотрудников из бэк-офис в неоплачиваемые отпуска.
Для сравнения, число компаний, отправивших сотрудников фронт-офиса в отпуск без содержания, составило 10% от числа опрошенных. В 5% компаний топ-менеджмент также находится в неоплачиваемом отпуске. Таким образом, мы наблюдаем, что большинство компаний оптимизирует ФОТ за счет сокращения бонусов и льгот всем категориям сотрудников. При этом, чаще всего, от применяемых мер страдают сотрудники бэк-офиса.
3. Удаленная работа
97% работодателей предоставили своим сотрудникам возможность работать удаленно. У 76% опрошенных компаний большая часть персонала (75-100% сотрудников) переведена на удаленную работу.
Наиболее загруженными департаментами во время удаленной работы стали HR и IT. Более половины (55% и 56% соответственно) компаний отметили, что у коллег из этих отделов работы стало больше. Значительно снизилась загруженность отделов продаж, это отметили почти в трети компаний. Также, 43% работодателей сказали, что уменьшилось количество работы у административных отделов.
В целом, большинство компаний не считают, что удаленка повлияла на качество работы сотрудников. 18% работодателей отметили, что стал лучше работать IT отдел, 17% заметили улучшения в качестве работы отдела маркетинга. В 27% компаний заметили, что ухудшилось качество работы отделов продаж, еще в 22% упало качество работы производства.
4. Планы после режиса самоизоляции
После отмены режима самоизоляции, компании постепенно начнут возвращать своих сотрудников в офисы. Но каким теперь станет сам офис? Какие действия по оптимизации офисного пространства работодатели будут проводить? Об этом мы решили спросить компании в нашем опросе.
Возможно, мир действительно не станет прежним после коронавируса. Каждая пятая компания собирается оставить на удаленке большую часть сотрудников. Возможно, в связи с этим 14% компаний планируют сменить офис (10% нужен офис с более низкой арендной платой, 4% отметили, что размер коллектива уменьшился, поэтому нужен офис меньше). Как способ экономии средств, некоторые компании (2%) планируют сдавать часть офиса в субаренду.
64% работодателей перенесут мероприятия для сотрудников, запланированные на этот год, в онлайн-режим. При этом подавляющее их большинство уже проводит такие мероприятия. 11% компаний задумывается о том, чтобы организовать онлайн какую-то часть мероприятий.
5. Прогнозы по возвращению к обычному режиму работы
27% респондентов уверены, что это произойдет через 2-4 недели. Другие 27% считают, что вернуться в офис можно будет не раньше, чем через 1-1,5 месяца. 22% планируют еще 2 месяца провести на самоизоляции. Наиболее оптимистичного прогноза, вернуться в офис уже через пару недель, придерживается 6% опрошенных, а 3% уже работают в стандартном режиме.