
Добрый день! Прошу помощи сообщников по вопросу "шкала оценки эффективности сотрудников".
В организации годами применялась шкала от 1 до 5. В какой-то момент руководство подумало и согласилось, что шкала не очень удобная. «Тройки» почти никому не ставят, ибо кому-же приятно быть «троечником». «Пятерок» тоже немного. В результате, получаются у всех какие-то непонятные «четверки»… Решили «раздвинуть» шкалу до 10 и середину сделать нормой. То есть 5 и 6 – это нормальный сотрудник, таких большинство и на них опора, тксзть… Спустя три года применения новой шкалы осознали, что 90% оценок находятся в диапазоне от 7 до 10. То есть выше среднего и выдающиеся. Результаты же компании в целом все же не такие высокие. Поговорили. Решили посмотреть, кто что в других компаниях использует, и, может быть, заимствовать или адаптировать подходящую успешную практику.
В других организациях с таким «перекосом» оценок я в своей практике ранее не сталкивалась… Обратилась к теории и чужой практике… Перечитала «конспекты» из своей библиотеки… Почитала статьи и обсуждения на этом уважаемом ресурсе… Почитала публикации за этот год в разных HR-СМИ… Не попалось ничего нового :(...
В основном используются 5/10 бальные шкалы (иногда цифры заменяются буквами). Норма при этом находится «посередине шкалы» - например, А (+2) - выдающееся поведение, В (+1) - выше ожидаемого, С (0) - соответствует ожиданиям, D (-1) - ниже ожидаемого, Е (-2) – неудовлетворительное). Или же нормальный/хороший результат несколько «сдвинут вправо от середины шкалы» - 1. «Неприемлемый результат». 2. «Слабый результат». 3. «Посредственный результат». 4. «Хороший результат». 5. «Отличный результат». О распределении оценок никто не пишет…
Мне решение проблемы с большим количеством оценок выше среднего видится в применении принудительного ранжирования (=forced ranking). Но многим руководителям в организации этот вариант представляется жестковатым для существующей корпоративной культуры...
Вот в связи с этим и прошу помощи!:) Поделитесь, кто может, информацией о шкалах оценки эффективности сотрудников, которые, на ваш взгляд, успешно применяются руководителями, адекватно воспринимаются сотрудниками.
Или любыми другими уместными советами, основанными на вашем практическом опыте! Благодарю!
Дольше всего на одном месте работают в здравоохранении, образовании и ЖКХ — в среднем более трех лет.
Ассоциация объединит сильнейших аутсорсеров страны и позволит поднять аутсорсинг на следующий уровень.
При этом все больше компаний создают условия для подработки внутри самой организации.
В список наименее конкурентных позиций среди джуниор-специалистов попали маркетолог, менеджер продуктов и менеджер проектов.
Добрый день, Юлия.
Для себя принял как данность: любое сравнение имеет не абсолютный, а относительный характер.
В Вашем случае оценок от 7 до 10 - есть "золотая середина", есть выдающиеся сотрудники, а есть те, кому надо подтянуться или их нужно поменять.
Другое дело, что выработанная Вами система оценки не должна позволить "Золотой середине" становиться эквивалентом болота.
С уважением, Валерий.
Примерно так.
Трехбальная шкала: 1,2,3
2 - абсолютная норма в следующих показателях:
показатель А должен быть 8
показатель Б должен быть 4
...
Если у сотрудника показатель А = 9, показатель Б = 3, тогда его оценка =
2 + [+(9 - 8)/8 -(4-3)/4]/2 = 1.875
На мой взгляд, нужно определиться с "весом" каждого показателя. Они не обязательно все равны, как у Михаила.
Если оценка интегральная (одна) для каждого сотрудника, то неплохо зафиксировать на выборке (сотрудниках) размах (амплитуду, разброс) оценок. Растянуть шкалу на выборке до максимума.
Для этого нужно определить вначале худшего и лучшего сотрудника. Присвоить нижнюю граничную оценку худшему (пусть будет 0 или 1), а верхнюю граничную, максимальную оценку - лучшему (пусть это будет 8. Хорошее число, непривычное, заставить подумать).
Остальным сотрудникам назначать оценку от 0 до 8, например, ориентируясь на уже поставленные.
Можно (неплохо) вначале ранжировать сотрудников от плохого к лучшему и после этого выставлять баллы (оценки), как я выше написал. Чтобы ранжировать сотрудников, их можно сравнивать попарно
А не пробовали вообще без оценок обойтись?) С оценками - все 4-шники, но все не то)).
Какова численность сотрудников? Есть ли возможность по каждой должности определить ключевые моменты и прописать, что есть "оптимальное", "превосходное", куда стремиться? Чтобы не просто "плоховато работаете", а "это исправить, это хорошо, это отлично, сделать лучше - не возбраняется". Вообще, мне кажется, что это часть работы непосредственного руководителя. А оценки... А зачем они вообще нужны?) Во-первых, чья-то "5" для компании может быть менее значимой, чем "4" другого. Во-вторых, какая разница, какую оценку ставить, если главное - исправить ситуацию? Да и как в такой крупной шкале - всего 5 делений, а на деле используются 3 - одной цифрой сравнить нежелание сотрудника работать на каком-то локальном отрезке времени и работу по проекту длительностью в несколько месяцев, да если еще окажется, что "руководители" не все учли, т.е. вылезли накладки, на которые сотрудник повлиять не может, но формально ответственен -? Тут надо не только цифры, но и алфавит подключать, и не только русский, но и латинский с греческим)).
А иначе - среднестатистическая "4" и поди разберись, что конкретно она означает. :)
Юлия, проблема (выдающиеся сотрудники и невыдающаяся компания) может лежать абсолютно в другой плоскости. Какова ситуация у других игроков на рынке? М.б. имеет место стагнация? Кроме того, "перегоревшие" или "зазвездившиеся" сотрудники показывают хорошие результаты в тестах и тренингах, имеют высокие оценки в глазах коллег, но не тянут компанию. Не обязательно шкала виновата...
Один профессиональный хиромант.
Вижу совершенно предсказуемую ситуацию, когда из "четверочников", люди стали "восмерошиками"!
Это все из области нормального распределения (или распределения Парето).
Т.е., с любой шкалой придете к похожему результату.
Ранжирование - лучший способ оценки.
О шкалах: Мы традиционно используем шкалу пятибалльную: +2 / -2 (тоесть +2,+1,0,-1,-2,) исходя из логики того, что для простых задач 10 балльная слишком путаная, и добиться ее полноценного использования от нормальных подчиненных и руководителей - трудновато.
При этом 0 - это тс норма, то что мы принимаем за приемлемый уровень.
О применении: тут все достаточно сложно и запутанно, потому что в разных компаниях есть разные традиции оценки специалистов (обычно завышают, из некоей общекорпоративной мотивации), и настраивать необходимо именно процедуру оценки. Договариваться с теми, кто оценивает, что имеется в виду и для чего вообще процедура оценки проводится. Если на берегу договориться о критериях оценки и смыслах процедуры, можно, строго говоря, любую (не слишком кривую) модель использовать.
Резюме - настраивать технологию приоритетно по сравнению с выбором модели и шкалы. Дело, почти наверняка, в этом месте.
Господа, может, я чего-то не понимаю, и, типа, авторитеты импортные считают, да и наши подхватывают, что оценка деятельности должна быть числовой, как в школе. (Кстати, именно в школе культивируется нездоровый дух соперничества, а не сотрудничества - см. Р. Чалдини "Психология влияния", с. 179-181). Мы все хотим упростить и автоматизировать. Но при этом выплескиваем с водой младенца - фактический индивидуальный результат каждого работника в картине общего результата компании. И, кстати, не всегда индивидуальный результат можно соотнести с результатами всего коллектива. Во-первых, сама стратегия развития компании может быть убыточной и/или деструктивной (это насчет "головы", с которой гниет рыба). Во-вторых, действительно, как кто-то здесь говорил, в разные моменты времени у сотрудника могут быть разные результаты - здесь множество факторов: мотивация и прочее... И в-третьих, индивидуальный результат одного работника не должен перевешивать или замещать резульаты других работников.
Если в компании хорошо работает HR-служба, то можно обойтись и без оценочной системы. Достаточно составить карту мотиваций каждого сотрудника и ставить индивидуальные задачи под каждого. Это делается под кураторством начальника подразделения. После этого отслеживать личные результаты и корректирвать карту мотиваций. Тогда не будет нездоровой конкуренции, подсиживания, сплетен. Каждый станет стремиться к достижению индивидуальной и общей цели... Как-то так.
Анна Грасенкова пишет:
"именно в школе культивируется нездоровый дух соперничества, а не сотрудничества"
На мой взгляд, дух соперничества не всегда не здоровый. И очень часто полезен. Называется - соревнование.
Может способствовать напряжению, концентрации усилий для достижения командного или личного результата.
И дух сотрудничества может быть нездоровым (у того же Чалдини можно прочитать о конформизме, об опытах Милграма, когда сотрудничество превращается соглашательство
Анна Грасенкова пишет:
"Господа, может, я чего-то не понимаю, и, типа, авторитеты импортные считают, да и наши подхватывают, что оценка деятельности должна быть числовой, как в школе."
Уважаемая Анна!
Придумайте, пожалуйста, пример оценки деятельности не числовой и не в баллах (как в школе).
Добавлю, что отлично, хорошо, удовлетворительно и плохо - это 5, 4, 3 и 2 в баллах
Анна Грасенкова пишет:
Если в компании хорошо работает HR-служба, то можно обойтись и без оценочной системы. Достаточно составить карту мотиваций каждого сотрудника и ставить индивидуальные задачи под каждого. Это делается под кураторством начальника подразделения. После этого отслеживать личные результаты и корректирвать карту мотиваций. Тогда не будет нездоровой конкуренции, подсиживания, сплетен. Каждый станет стремиться к достижению индивидуальной и общей цели... "
"После этого отслеживать личные результаты и корректировать карту мотиваций".
Уважаемая Анна!
Между корректировать и отслеживать Вы кое-что пропустили. Что?
Оценку как результат сравнения плана и факта.
Не имея оценки, сделанной на основе сравнения плана и факта, Вы ничего корректировать не можете. Вы просто не имеете для этого информации. В какую сторону корректировать и зачем что-то корректировать?
Сперва надо разобраться (оценить обстановку) , а потом только действовать.
Вы, я думаю, в слова "отслеживать личные результаты" неявно внесли дополнительное содержание, которого там нет.
Вы под этими словами, мне кажется, понимаете:
измерение результатов (отслеживание результатов, мониторинг - факт) и сравнение его с планом (контроль) и выводы по результатам сравнения (оценка).