14–16 ноября в Центре культур Высшей школы экономики прошел Первый Московский форум дополнительного образования «Вызовы цифровизации и новые университетские решения». Мероприятие собрало более 2 000 участников — представителей университетов, EdTech-компаний, государственных и частных организаций.
В рамках первого дня форума была проведена пленарная дискуссия «Бизнес-модели ДПО: как выбрать оптимальный вариант?». Модератором обсуждения выступил директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало. Руководители СберУниверситета, корпоративного университета РЖД, Уральского федерального университета, Томского государственного университета, платформы iSpring затронули вопросы современных бизнес-моделей ДПО, выбора оптимальных стратегий для развития образовательных программ, а также влияния технологических и институциональных изменений на рынок дополнительного образования в России.
Эксперты обсудили, как различные модели ДПО — от традиционных университетских программ до корпоративных университетов и цифровых платформ — влияют на структуру и ресурсы образовательных учреждений.
Валерий Катькало подчеркнул, что сегодня непрерывное образование (life-long learning) перестало быть футурологической концепцией. «Мы уже живем в эпоху life-long learning. И наращивание университетами своего потенциала в этой сфере стало одним из драйверов их конкурентоспособности и фактором, влияющим на их будущее. Это не просто тренд, а стратегический выбор, который влияет на то, станет ли университет полноценным игроком на национальном рынке образования в целом или останется в рамках традиционных моделей обучения», — заявил он.
В рамках второго дня форума, 15 ноября, Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ организовала тематический экспертный трек «Современное бизнес-образование: потребности рынка и роль бизнес-школ». Он включал пять круглых столов, посвященных более специфическим вопросам ДПО и актуальным проблемам бизнес-образования: «Тренды рынка труда и новые компетенции», «Бизнес-школы: вызовы и решения», «Образовательные решения в бизнес-образовании: новации и тренды», «Новые тематики и технологии в бизнес-образовании», «Корпоративное обучение и взаимодействие с бизнес-школами». Дмитрий Волков, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, и Наталья Шумкова, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, директор Центра корпоративного обучения ВШБ, выступили кураторами трека.
Активное участие в работе тематического трека приняли руководители и эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, других подразделений НИУ ВШЭ, организаций – членов Российской Ассоциации бизнес-образования (РАБО), в том числе Финансового университета при Правительстве РФ, Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС, МШУ «Сколково», РАНХиГС при Президенте РФ, МГУ им. М.В.Ломоносова. В качестве ключевых спикеров также выступили представители ведущих корпоративных университетов — корпоративной академии «Магнит», Корпоративного университета «Интер РАО», Билайн Университета.
«Бизнес-школы в текущем году столкнулись с рядом новых вызовов, связанных как с кардинальными изменениями на рынке труда, так и с изменениями приоритетов в обучении как со стороны корпоративных клиентов, так и физических лиц. Результаты и успех бизнес-школ в наступающем 2025 году будет во многом определяться тем, насколько бизнес-школы смогут реально ответить на эти вызовы через трансформацию портфеля своих образовательных решений, тематик программ, технологий обучения», — отметил во вступительном слове Дмитрий Волков.
Спикеры обсудили текущие тренды в бизнес-образовании, стратегические подходы к организации образовательных программ в бизнес-школах и актуальные вопросы взаимодействия бизнес-школ с корпорациями. Особый интерес слушателей вызвал отчет о корпоративных университетах России за 2024 год, который стал результатом масштабного исследования, проведенного в рамках форума.
Форум стал важной платформой для обмена опытом и обсуждения будущего дополнительного образования в России. Он объединил университеты, корпоративный сектор и EdTech-компании, создавая уникальную атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.