В конце года исследовательские компании и медиа наперебой дают прогнозы развития рынков. Читать подобные прогнозы интересно, но еще интереснее проследить, насколько точными они оказались.
Я решил проверить прогнозы, сделанные в декабре 2012 года агентством Eromonitor и журнала Forbes. Получил следующую картину:
Десять трендов развития потребительского рынка: прогнозы и факты
2012: прогноз |
2013: оценка |
1. В поисках выгоды. Одним из результатов рецессии стало то, что потребитель стал осторожнее и обращает пристальное внимание на то что, где и за сколько он покупает. Стремление сберегать останется трендом на ближайшие пять лет. |
Реализовалось, для России, по крайней мере, частично. В другом отчете Euromonitor говорят о возрастающем расслоении общества по доходам. Действительно, стоит говорить о двух классах: бедных и обеспеченных. Не богатых, супер богатых, чиновниках и коррупционерах (это исключение, выброс), а именно об обеспеченных. Действительно, обеспеченные думают об экономии, например, энергосбережении. Возможности сохранения накопленного. А вот бедные потреблять стали больше, нерационально. Быть бедным в России стыдно. И это стимулирует показное потребление в среде бедных. Отлично описано в статье «Модные бедные» в газете «Комерсантъ». |
2. Жизнь по средствам, отказ от кредитов. Рецессия подтолкнула потребителей на развитых рынках определить приоритеты и жить в пределах своих финансовых возможностей. Если кредит и берут, то только для крупных покупок. |
Видимо, ключевое слово «на развитых рынках». У нас кредитование растет, причем, среди малообеспеченных слоев. Опять два тренда, два слоя общества? |
3. Совет друга. Потребители все более осторожно относятся к покупкам. Игнорируя маркетинговые уловки, мы спрашиваем советов друзей и знакомых. |
Оказывает просто фантастическое влияние на рынок уже сейчас! |
4. Мультикультурный консьюмеризм. За счет притока трудовых мигрантов, развитые рынки становятся все более мультикультурными. Этнические группы расширяются и становятся значимым рыночным сегментом. И кто сказал, что мигранты бедные и неплатежеспособные? |
Да, появляются газеты, радиоканалы, клубы для мигрантов, в частности, для тех, кто приехал из Средней Азии. Крупные компании давно пишут инструкции на нескольких языках. Поток мигрантов неоднороден по своему составу: в Россию приезжают не только гастарбайтеры, но и представители обеспеченных слоев. Ситуация с въездным потоком напоминает ситуацию с выездным: из России тоже выезжают наиболее состоятельные, в свою очередь Россия принимает часть представителей среднего класса из стран СНГ. |
5. Борьба с ожирением. Несмотря на растущую тенденцию к здоровому образу жизни, доля людей с лишним весом достигло рекордного уровня. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доля людей с лишним весом выросла в два раза по сравнению с 1980 годом. |
Факт! Продукты для борьбы с лишним весом, услуги по коррекции фигуры - огромный сегмент рынка. И все равно толстеем, но хотим выглядеть и быть стройными. |
6. Изменение отношения к людям в возрасте. Люди в возрасте хотят вести себя и ведут как молодые! Границы в потребительском поведении между молодежью и пожилыми размываются. |
Да, происходит. Люди после 60-ти часто более платежеспособны и тратят деньги с удовольствием. Мотоцикл и спортивный автомобиль покупаются после сорока и многое другое. |
7. Покупаем впечатления и опыт потребления. С начала рецессии, потребители на развитых рынках были сосредоточены не столько на показном потреблении и усилении материального благополучия, сколько на покупке впечатлений и настроения. |
Да. Есть. Важный тренд, который происходит и взят на вооружение маркетингом в России. |
8. Рост социальной ответственности. Не смотря на ухудшающееся экономическое положение, потребитель становиться все более ответственным и ждет этого от компаний. |
Едва ли этот тренд является определяющим для России. |
9. Химическая атака. Потребители все больше заботятся о своем здоровье и хорошем самочувствии, избегая потенциально вредных химических (искусственных продуктов). Растет спрос на натуральные ингредиенты. |
Да, потребители переплачивают за иллюзию натурального. Спрос растет на эко продукты растет. Но стали ли продукты более натуральными и полезными? |
10. Мобильный кокон. Мобильные гаджеты становятся нашим вторым я, серьезно меняя нашу жизнь. |
Однозначно |
Что в итоге: девять из десяти трендов реализуются, пусть и частично. Это хороший результат. Остается только дискутировать, действительно ли эти тренды определяют изменение поведения потребителя?
По материалам Forbes, Euromonitor.com
Источник фото: kulinich.ru
''Включайтесь в игру ,присылайте аудит прогнозов на 2013г''
Аудит,как правило, подразумевает анализ цифр , а не
словестные оценки.
Анализ покупательной способности в 42 странах Европы
показал , что средний по Европе - 12 890 эвр. в год на одного
человека...
Наивысший показатель -Лихтенштейн -58 844 эвр.
-Швейцария-36351эвр.
-Норвегия-31 707 эвр.
Последние в списке : Россия-2 329 эвр.
Украина-2 206эвр.
Молдавия-1 284эвр.
Интересно провести анализ выполнения обещаний правительства за этот год по ряду показателей
У меня не прогнозы у меня планы (в части бизнеса):
2012-выжить... выжили
2013-выйти с прибылью 1 руб... выходим с прибылью погасили кредиты по бизнесу...
2014-прорыв посмотрим....
Очень актуальная подборка прогнозов, за исключением №8 . Цитирую:''Рост социальной ответственности. Не смотря на ухудшающееся экономическое положение, потребитель становиться все более ответственным и ждет этого от компаний.''
Тут больше похоже на английскую поговорку: '' Теоретически, теория и практика - одно и тоже, но на практике - это совсем разные вещи.'' У меня сложилось чёткое впечатление амбивалентности ситуации - с одной стороны потребителю действительно хочется декларировать об увеличении соц. ответственности, с другой стороны - реалии жизни оказываются совсем другими. Наверное секрет в том, что мы одновременно являемся и потребителями и работниками компаний, преследуя в двух этих ролях иногда диаметрально противоположные цели! :-)