Любой специалист, который продает свои услуги или идеи клиенту, периодически сталкивается с ответами «нет», «мне это не подходит» или «подумаю». И это нормально. Если клиент не возражает, значит, он настолько заинтересован в продукте, что просто его покупает. Но так бывает нечасто.
Под продуктом мы будем иметь в виду услуги, товары, идеи или инфопродукты.
Какая польза от возражений
Клиентов принято разделять на холодных, теплых и горячих.
- Холодные — те, которые не интересуются вашей темой и не знают, нужно ли им это или нет.
- Теплые — те, которые осознали потребность, ищут решение, но у них есть незакрытые вопросы и нет доверия к вам как к эксперту.
- Горячие — те, кто уже готов купить, но еще немного сомневаются.
Чтобы провести клиента по всем этапам и услышать слова «я готов оплатить», мы и пользуемся техниками отработки возражений. Возражения — это устная форма внутренних сомнений, которые говорят об интересе клиента.
Чаще всего они возникают, когда у клиента не до конца осознана внутренняя потребность или недостаточно доверия к продавцу. Самое приятное, что возражения — это не конец переговоров, а только их начало. Потому что если есть сомнения, значит есть и интерес к продукту. Задача в том, чтобы выявить истинную причину сомнений клиента, донести ценность продукта и вызвать доверие.
Этапы работы с возражениями
- Выслушать клиента. Очень внимательно. Не перебивать и не торопить. На этом этапе можно услышать истинные потребности и сомнения.
- Понять клиента. Помните, что он живой человек, а не план продаж. Постарайтесь показать, что вам искренне важно его мнение. Для этого задавайте уточняющие вопросы.
- Поговорить с клиентом. Обсудить, что можно сделать в его ситуации. Вовлекайте его в диалог.
- Привести аргументы. Когда вы выявили истинную потребность, примените ту технику отработки возражений, которая поможет клиенту принять решение купить ваш продукт.
- Убедиться, что проблема решена и сомнений уже не осталось. Всегда заканчивайте разговор уточнением, есть ли у клиента еще вопросы.
Ложные и истинные возражения
Возражения делятся на ложные и истинные. Ложные — надуманные из-за отсутствия доверия к компании или к специалисту, который ведет переговоры. Или из-за неполной информации о компании или о продукте. Возражения ложные маскируют истинные.
Истинные — настоящие причины, почему клиент не готов купить продукт. Наша задача — выявить истинные и отличить их от ложных. Выявление истинного возражения критично для успешного завершения диалога. Не зная, в чем действительно сомневается клиент, все наши аргументы полетят мимо цели.
Ложные возражения и техники их отработки
Ложные возражения — это фразы «подумаю», «нет времени», «мне это не нужно», «не решил», «посоветуюсь», «неинтересно», «не сейчас», «когда-нибудь потом». После этих слов клиент не пойдет думать или советоваться. За этим маскируются истинные причины отказа. Их нам и надо выявить.
Рассмотрим пример. Клиент говорит: «Подумаю». Неопытный менеджер или другой специалист может спросить: «Над чем подумаете?». Это неправильный вопрос, так как нарушает личные границы. К тому же вопрос настолько заезжен, что вызывает только раздражение. Более эффективно будет проявить заботу и сказать «Понимаю вас прекрасно, вопрос важный» и далее один из вариантов:
- Вижу, вам недостаточно информации, скажите, какие сомнения остались?
- Я работаю в продажах давно, обычно мои клиенты так отвечают, когда сомневаются по цене.
- Вижу, что вам будет полезен наш продукт, он закроет ваши потребности, какие у вас сомнения?
На этом этапе внимательно слушаем, не перебиваем, задаем уточняющие вопросы и аргументировано отвечаем клиенту.
Отработка ложных возражений: 2 техники
1. Техника «Парафраз»
Это термин из НЛП (нейролингвистическое программирование), основанном в 1970-х годах Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером. Техника заключается в пересказе своими словами услышанного от клиента. В идеале использовать несколько слов в точности, как произнес их клиент, особенно тех, которые были эмоционально окрашены. Техника эффективна, потому что позволяет клиенту получить ощущение, что им интересуются, его мнение важно.
Пример: «Правильно ли я понимаю, что в целом продукт подходит, но есть сомнение по такому-то пункту (пересказ словами клиента)?»
2. Техника «Присоединение + связка + триггер»
Смысл в том, чтобы дать клиенту понять, что мы на его стороне и разделяем его точку зрения. Но при этом привести аргументы в пользу покупки продукта. Лайфхак в данном методе — не использовать частицу «но». Она будет расценена как противопоставление мнению клиента и, скорее всего, вызовет негативную реакцию.
Пример: «Понимаю, вам важно подумать, и в то же время сейчас такое хорошее предложение, зачем терять возможность?»
Истинные возражения и техники их отработки
Истинные возражения — это фразы «дорого», «работаю с другим поставщиком (специалистом)», «учусь на другом курсе», «ваш продукт или вы мне не известны», «все устраивает в текущей ситуации», «не уверен в результате», «куплю у других».
При таких возражениях клиент не понимает:
- какую выгоду он получит;
- не осознает, зачем ему вообще нужен этот продукт;
- как вы решите его задачи, и решите ли вообще.
В первом варианте необходимо вернуться к презентации продукта, донести его преимущества и выгоды. Во втором случае — задать уточняющие вопросы и понять, а есть ли вообще у клиента потребность в вашем продукте. В третьем случае — нет доверия к вам. Продемонстрируйте все регалии, достижения, примеры, как вы уже решили эти задачи с другими клиентами.
Отработка истинных возражений: 3 техники
Существует более 100 техник для отработки истинных возражений. Рассмотрим три из них на примере самого частого возражения «Дорого».
1. «Волшебная шкатулка»
Автор — Алексей Милованов, ведущий эксперт по конверсионным вебинарам и продающим выступлениям.
Принцип техники: кладем 1 тыс., достаем 10 тыс. Сколько такая шкатулка может стоить? По этому же принципу продаем наши продукты, которые помогут сэкономить расходы, высвободить время, увеличить доход и т.д. Цель этой техники - сделать ценность продукта выше его цены.
Пример: «А сколько бы вы заплатили за возможность ... (сэкономить Х рублей в будущем, высвободить Х времени для развития бизнеса, привлечь Х лидов и т.д. в зависимости от ниши)».
2. Сторителлинг
Рассказывание историй, основанных на собственном опыте. Создателем метода принято считать Дэвида Армстронга, главу международной компании Armstrong International. Он отобрал самые яркие рассказы о поступках сотрудников и серьезных событиях в жизни компании и изложил их в формате «Руководство по работе». Через истории лучше всего показывается путь клиента из точки А в точку Б.
Есть один нюанс при использовании данной техники: говорим, только если это правда. Любая информация проверяется, а неискренность считывается на подсознательном уровне.
Пример: «У меня были недавно два похожих случая. Клиенты сомневались, но потом им понравилось то, что за время нашего сотрудничества они смогли (показываем результаты клиентов)».
3. Сравнение
Дорого — абстрактное понятие. Наша задача показать клиенту, что нет абсолютно одинаковых вещей. Если ваши услуги дороже, чем другие, то это обосновано их ценностью, отличиями, глубокой проработкой темы, опытом, результатами клиентов, а не просто цена взята с потолка.
Пример: «Давайте посмотрим со стороны выгоды, что вы получаете ... (настройка/анализ, плюс экспертная поддержка, плюс проверенные инструменты по достижению результата, экономия бюджетов или другие выгоды)».
Почему важно выявлять истинные возражения
Когда мы слышим ложные возражения и отпускаем клиента с ними, то не понимаем, с чем нужно работать и как донести ценность. Только выявив истинные возражения, мы сможем понять клиента и подвести его к сделке.
Если вы попробовали разные техники, но клиент все равно «продолжает думать». Что это может значить?
- Был пропущен этап «присоединения», или подвело первое впечатление.
- Вы не выявили потребность клиента и не помогли ее осознать.
- Вы провели презентацию некачественно.
- Вы не использовали техники продаж.
- Этот человек просто не ваша целевая аудитория. Так тоже бывает.
Выводы
Возражения — это хорошо, они помогают довести клиента до сделки с помощью правильного диалога.
Вопросы, уточнения, присоединение к проблеме клиента — важнейшие этапы работы с клиентом.
Чем больше техник вы знаете, тем лучше. Применять их нужно по ситуации и тогда все будет работать.
Отрабатываем возражения, резюмируем задачу клиента и обязательно делаем попытку закрыть сделку и довести клиента до оплаты.
Читайте также:
Не очень понятно при разделения клиентов на "холодных", "теплых" и "горячих" всё ли последущее применимо ко всем выделенным типам. "Холодные" не позволят всё это с ними проделать. В лучшем случае положат трубку, в худшем ещё и номер заблокируют.
Тема возражений и борьбы с возражениями очень обширна. Еë в рамках статьи на е-хе не раскроешь. Тут, либо методичка из книги продаж (а, есть такие, что по несколько сотен страниц), либо серия статей на каждую тему. А, тем много. В каждой отрасли, в каждом секторе, в каждой фирме свои.
Знание немногих приниципов заменяет чтение многих методичек)
Ктож спорит. Однако, смысл послания другой. Методичка, как я и некоторые понимаем, это документ с практическими примерами, основанными на выработанной методике поведений, в той или иной ситуации, с разбором ситуации и вариантов развития диалогов. Прочитав и изучив такое, пройдя через несколько ролевых игр, начинающий продажник более чётко понимает применение этих рекомендаций в своей работе.
А теперь взгляд с "обратной стороны баррикады".
Мне часто звонят самые разные люди, с различной подготовкой. Я не буду говорить о необходимости подготовки к разговору, это вроде как самой собой: вы позвонили, инииатива ваша, так вперед! О возражениях.
Поверьте, все эти, якобы научные методы работы с возражениями - полная ерудна. Если мне что-то не нужно, я из вежливости отвечаю, что подумаю и так далее. И лучше ситуацию не доводить до того, что Вам в достаточно жесткой форме ответят и дадут разворот. И никакой стортелинг и прочая ерунда не помогут. Даже, если я иду покупать что-то притяное для души и для релакса.
если я истинно сомневаюсь, то продавец, впаривающий мне свой товар или услугу будет самым последним человеком, чье мнение заинтересует. Ибо я прекрасно понимаю, что его задача продать и получить свой бонус.
А посему вывод один - учитесь вытсраивать долгосрочные отношения. Сейчас, в век интернета всякая глупость,а также легкий обман и прочее распространяется очень быстро.
Я просто кладу трубку. Номер в черный список.
Не отражена ещё одна градация возражений. Они бывают объективные и субъективные. Объективные не позволяют клиенту использовать предлагаемый продукт или услугу. Например, продаем мы вечные иглы для примуса, а у клиента примуса-то и нет. Или хотим оказать услугу, а ключевое требование клиента - наличие у исполнителя сертификата от центра сертификации головной компании клиента. При выявлении такого непреодолимого возражения следует закончить беседу и позитивно попрощаться.
Все остальные возражения субъективные и могут быть преодолены. Но с ними надо отрабатывать до конца, до донышка. Так как жестокая суть продаж в том, что необработанное субъективное возражение становится объективным в глазах клиента.
Вот из-за таких мнений, позиций и пр, очень многие фирмы теряют самое важное и ценное - реноме и ценнность в глазах "противника", расположенного на другой стороне баррикады. Если мне компания Х хоть раз полезет со своей тупой "работой с возражнениями", то они сразу идут в черный список и на профессиональных форумах будут обозначены как бесполезные назойливые мухи. Как правило,в 90% случаях, участники поддерживают такую позицию.
Если дорого, значит дорого, а ваши "плюшки" для меня таковыми не являются. Ибо я хочу то, что я хочу (или нужно по работе, если В2В). Если у меня есть партнеры, значит они есть работодатель мне не платит за постоянный поиск новых. Он мне платит за развитие существующих партнеров и налаживание долгосрочных перспектив, Тоже самое относится и к "нет времени".
Надо понмиать своего клиента или потенциального, иначе можно очень здорово налажать и потерять свое лицо надолго. И повторю, за все время, что мы живем в рынчоной экономике и веке "цифровизации" пора бы научиться строить долгосрочные отношения. А не заниматься глупостью под названием "работа с возражениями"
Александр, приветствую ) у разной степени вовлечённости клиентов будут разные возражения. К примеру, у холодных - это возражения "доверия", как правило (почему вы, а не другие; почему я вообще должен на вас тратить время)
Поддерживаю, для результата достаточно базы! Далее можно углубляться до бесконечности ) готовлю книгу по продажам, треть будет посвящена возражениям