Заработать на красоте: как выбрать франшизу и не стать жертвой мошенников

Бьюти-бизнес считается перспективным даже в кризис, ведь желание хорошо выглядеть мало зависит от обстоятельств. А бьюти-франчайзинг называют будущим индустрии – есть представление, что это проще, чем самостоятельное плавание. А как на самом деле?

Плюсы и минусы бьюти-франчайзинга

Преимущества вхождения в семью бренда, прежде всего, заключаются в возможности избежать ошибок на старте. Особенно если вас берет под крыло управляющая компания (УК). Это гарантирует отсутствие промахов с локацией и планировкой – ошибок, которые обычно дорого обходятся собственникам и фактически могут стать смертельными для бизнеса.

Специалисты УК оценивают целевую аудиторию салона, прогнозируют проходимость и удобство локации для конечного потребителя. С планировкой тоже надо быть скрупулезным: поставили рядом с креслом парикмахера рабочее место нейла – получите новую услугу «волосатый маникюр». Не озаботились тем, как расположены «мокрые зоны», и где проходит водопровод с канализацией – мучайтесь от шума сололифтов в зале и последствий их использования. В общем, хорошая команда бренда в самом начале убережет вас от провалов вашей бизнес-модели.

Второе преимущество – это сопровождение «step-by-step». Налаживание всех процессов функционирования, начиная от выстраивания правильной мотивации и заканчивая поставщиками и обучением персонала. Это огромная экономия денег, ресурса и времени франчайзи. Те, кто просто покупают готовый бизнес, этих привилегий могут быть полностью лишены, потом своими силами устраняют провалы. Плюс команда салона не всегда остается с новым собственником – порой приходится самостоятельно искать кадры.

Теперь про минусы. Первый – выбрана не та франшиза. Например, такая, в которой только имя или одна точка. Считайте, что в этом случае вы купили лотерейный билет, ведь это может оказаться «удача одного салона», которому повезло стартовать и удержаться на плаву. Второй, открытый в другом месте и с другим потребителем, может оказаться провальным.

Минус №2 – жесткие требования «хозяев» сформированной модели бизнеса, запрограммированной командой бренда на максимальный успех. Никаких экспериментов и креативов не допускается. Это может проявиться во всем – в ограничениях по поставщикам, прайсе, наборе услуг, дизайне, статусе мастеров. Самостоятельного развития ждать уже не приходится. Чтобы не нарушать тонкую гармонию самостоятельности и соответствия принципам бренда, у нас есть такие форматы, когда мы сознательно одобряем эксперименты: скажем, открываем салон под другим именем.

Тренды бьюти-франчайзинга – что выгоднее

Например, сейчас рынок достаточно наполнен барбершопами, это направление пользуется спросом. Также в тренде моностудии: ногтевой сервис вечен, как и парикмахерские. Продолжают открываться и салоны полного цикла.

Сложно однозначно сказать, что больше, что меньше пользуется спросом, что прибыльнее, что нет – это зависит от рентабельности каждого конкретного бизнеса, спроса, локации, ЦА. Нет таких взрывных прорывов, которые спровоцируют рост и развитие нового направления, как это было, когда появились барбершопы, например.

Рынок в поиске. Если хотите стать достойными игроками – работайте со своей ЦА и направленностью. В ногтевом сервисе кадры решают все – нужен крутой HR-отдел. Если открываете барбершоп, ориентируйтесь на мужчин, которые будут приносить невысокие чеки. Одно можно сказать точно – для барберов и нейлов цена входа на рынок существенно ниже, чем для салонов с большим количеством услуг.

В бьюти-сфере не так много крупных франшиз на выбор. Точнее тех, кто вышел «за пределы вероятности смерти». Их, пожалуй, всего три: «Персона», «Точка Красоты» и «Моне». Бренды-барберы – это OldBoy, TopGun и Бородач. Среди нейлов – наверное, «Пальчики».

Если же вам предлагают франшизу неизвестного бренда – есть несколько моментов, которые следует проверить перед тем, как подписывать документы.

8 правил, как выбрать франшизу и не прогореть

Вот, как оценить репутационные и финансовые риски, выбирая бизнес по франшизе. В первую очередь проверьте цифры: налоговую отчетность, данные по CRM, обороты, прибыль, процент текучки кадров. Это обязательно, даже если покупаете готовый салон по договору о переуступке.

Теперь небольшой гайд, как отличить настоящую франшизу от псевдо, чтобы не потерять деньги.

1. Собственные точки

Надо смотреть, сколько точек, где они, как функционируют. Например, собственник говорит вам: «У меня есть успешный салон, я прошла супер-курс по масштабированию и теперь готова открывать точки по франчайзингу». Если вы готовы рассчитывать только на удачу и экспериментировать за свои деньги, то этот вариант подойдет. Идеально, если с вас вообще не возьмут паушальный взнос, так как любые бизнес-процессы должны пройти обкатку. А в случае с первыми точками обкатка – это вы и есть.

2. Цель франшизы

Если у франшизы нет понимания четких целей в масштабировании, вам не могут внятно рассказать об ожидаемом конечном результате, то возможно, цель только одна – освоить паушальный взнос. Задайте вопрос, зачем компании 100, 200 точек? Что в этом случае произойдет?

Помимо конкретных, подкрепленных цифрами планов, ответ должен быть такой:

  • Хотим федеральный охват и продажу лидов.
  • Централизацию поставок в салоны и создание торгового дома.
  • Предоставление платных услуг для франчайзи.

3. Наличие УК

Управляющая компания должна разбираться в бизнесе, управлять реальными точками, работать в полях и быть погруженной в операционку. Если УК создана только для управления франшизными филиалами издалека, то между вами будет коммуникационная пропасть. Вы «на земле», выживаете, выкручиваете рентабельность, решаете насущные проблемы, а ваш франчайзер, не имея такого опыта, «витает в облаках» планирования.

4. Экскурсия по салонам и встречи с действующими франчайзи

Обязательно посмотрите действующие точки, пообщайтесь без УК с франчайзи. Соберите разные точки зрения – у тех, кто давно открылся, и тех, кто недавно «в семье». Сходите в салон как клиент – составьте свое представление о положении дел. Обязательно обсудите и разберите ваш опыт при встрече с франчайзером.

5. Публичные мероприятия УК и франшизы

Поинтересуйтесь, можно ли попасть на встречу с франчайзи, насколько открыта компания. Есть ли сформированное сообщество предпринимателей, помогают ли они друг другу или «смотрят волком». Вам потом работать не один год с этим брендом, хорошо бы прощупать почву.

6. Основатель компании и его команда

Уточните, кто представитель франчайзера. Если это просто отдел продаж, а к реальным людям, которые заняты операционной работой, доступа нет – это не самый лучший вариант для выбора.

Постарайтесь познакомиться с основателем и ключевыми сотрудниками команды. Насколько они разбираются в бизнесе, чувствуете ли вы за ними компетенции? Если доступа к основателю нет, это должно насторожить. Так же, как если «лицо» проекта демонстрирует дорогие авто, перемещения по миру, постоянное наставничество и другие атрибуты «успешной» жизни, за которыми ничего не стоит. Мы не видим реальной картины.

Случается и так, что партнеры и не знают, кто стоит за франчайзером, командой, успехами и падениями. Отсутствие истории основателя и бренда – откуда взялся, как развивался, какие следы оставил на рынке, в городе, стране, мире – говорит о том, что этому бизнесу не стоит доверять.

7. Реалистичность цифр

Вам обещают «1 месяц – выход в точку безубыточности, 1 год окупаемости». Где? В какой вселенной? В реальном бьюти-мире эти цифры сродни «розовым пони». Изучите рабочую и применимую к жизни финансовую модель бьюти-бизнеса, посоветуйтесь с кем-то из опытных предпринимателей отрасли. Рентабельность в 50% возможна, только если вас зовут Пабло Эскобар. По опыту и оценке на текущий момент – примерно 3 первых месяца после открытия салон ничего не зарабатывает.

Вообще, если рассказывают только про победы, и нет никакой реальной истории про неудачи, как компания переживала сложные времена, экономические и политические кризисы – дело нечисто.

8. Собственные ощущения

Нет контакта, нет искры между вами и представителями франшизы. Если хотя бы 1-2 человека не разделяют ваши ценности, не понимают вас, или вы не понимаете, о чем говорит продающая бизнес-сторона – стоит задуматься. Нет контакта – нет бизнеса, нет будущего.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.