На экономфаке МГУ нас учили не только азам рыночной экономики, но и, что более важно, — думать самим. Так вот, если отвлечься от программных речей про светлое будущее гордой потенциально изолированной нации, и включить голову — станет очевидно, что комплектующие материалы для многих производств самых разных сфер у нас импортные. И, собственно, это абсолютно нормально — ибо один из важных принципов развития цивилизации, помимо расширения гражданских прав и минимизации регулирования рынка, — международное разделение труда. Поговорим об индустрии моды или легкой промышленности, частью которой она является.
Так уж вышло, что в Китае, Турции и Италии создают ткани и фурнитуру для одежды. Не только там, но там — больше всех. И лучше всех. Конечно, есть еще огромное количество других стран, где тоже есть ткачество — почти вся юго-восточная Азия, весь Старый Свет, страны ЕАЭС, да даже в России найдется несколько производителей (их текстиль больше подходит для дома или спецодежды). И сейчас, когда весь мировой рынок в шоковом состоянии, а наш локальный тем более, возникает вопрос: как же локализовывать бизнес в индустрии моды, и нужно ли вообще это делать?
Ответ, на самом деле, несложный — не нужно, а можно, и это полностью зависит от бизнес-стратегии. Например, если речь идет о производстве массовой одежды или бренде средней ценовой категории — абсолютно доступным и рациональным решением будет работа с Турцией и Китаем. С оговоркой, конечно, что пока валютный рынок штормит, не пропадают и риски финансовых потерь на колебаниях курса, как это уже было в марте.
Однако надо понимать, что предложенное решение не панацея. Последние годы активно наблюдается небывалый рост локальных малых марок одежды и аксессуаров, открывающих собственные производственные цеха по всей стране — от Калининграда до Владивостока. Это небольшие нишевые бренды, которые активны в соцсетях, создают свои микросообщества и бурно развиваются. Как правило, речь идет о среднем ценовом диапазоне предметов одежды — от 2 до 15 тыс. руб. за изделие. При этом растет и количество стартапов премиум-класса, с дорогими тканями, более индивидуальным походом, а также ценником от 50 до 200 тыс. руб. В обоих случаях локализация производства может быть вполне оправдана небольшими объемами.
С позиции же поиска точек роста для российского модного бизнеса в целом, наиболее интересной является промежуточная категория — с товарами от 10 до 50 тыс. руб., так называемый сегмент «бридж» (bridge). В него попадает большинство известных локальных брендов, которые можно встретить в торговых центрах: Vassa&Co, Charuel, Calista, M.Reason, Akhmadullina Dreams, Gate31, SHU, 12 Stories и другие. Для таких производителей оптимальный подход — сочетание в различных пропорциях собственного небольшого местного производства с размещением заказов у надежных партнеров, например, в той же Турции.
Но есть и отдельные любопытные кейсы. Так, например, петербургский нишевый бренд интеллектуальной женской одежды Camille Cassard много лет успешно сотрудничает с македонским производством, молодая марка одежды для свободных и успешных мужчин Pond & Miller размещает заказы у турецких партнеров, а московская компания N.O.M.I сделала ставку на развитие собственной производственной базы, которая выросла за восемь лет почти в три раза, обеспечивая склад готового товара для двух собственных бутиков в столице, а также оптовых партнеров из регионов.
Другими словами, рецепт успеха — mix and match. Важнее не концентрироваться на вопросе локализации (тем более, что в любом случае ткани и фурнитуру придется покупать за границей), а сосредоточиться на бизнес-стратегии и выборе каналов продвижения и продаж.
Например, в случае среднего или большого собственного производства или работы с зарубежными партнерами, успешно можно заниматься оптовой дистрибуцией своего товара, в том числе через специализированные шоу-румы, такие как Fashionograph или Li-Lu — старейший московский шоу-рум Оксаны Бондаренко, работающий более 25 лет.
В случае меньших объемов, можно эффективно работать с маркетплейсами, и развивать собственный e-com на сайте и через соцсети, общаясь напрямую с целевой аудиторией и глубоко понимая ее запрос. Так делают, например, московская мужская марка Tryyt и команда MELcloth из Саратова, придерживающиеся в своих коллекциях принципов лаконичности и создающие реально хитовые модели одежды на каждый день, благодаря плотному и доверительному общению с клиентами. В данном случае, небольшой собственный цех, расположенный неподалеку от точки продаж — неоспоримый плюс.
Читайте также: