Сегодня российский рынок предоставляет огромные возможности для локальных производителей одежды и обуви: именитые западные бренды дружной вереницей покидают нашу страну, а необходимость хорошо и недорого одеваться остается. Удовлетворить образовавшийся спрос — часто первая мысль, которая приходит в голову фаундеру fashion-стартапа или предпринимателю, который задумывается о запуске собственного бренда одежды.
Старт бизнеса — самый важный этап жизненного цикла: от того, как вы выстроите бизнес-процессы, наладите производство и привлечете клиентов, зависит успешность всего дела. Тем не менее многие начинающие предприниматели fashion-отрасли допускают одни и те же ошибки.
1. Уникальный продукт — самое главное
Начинающие бренды часто уделяют недостаточное внимание выстраиванию уникального лица продукта и его коммерциализации. Новички делают либо такой же продукт, как у других (например, casual-спорт), либо супердизайнерский продукт, рассчитанный на единичного потребителя. Крайне важно найти свое лицо — для этого могу порекомендовать изучить лучшие практики Европы или Азии.
Не стоит забывать и о дистрибуции. Сейчас очень много каналов и возможностей для онлайн-запуска — важно использовать их на максимум. Хороший вариант здесь — маркетплейсы: по большей части маркетинг лежит на их стороне, а вы можете просто пользоваться этими ресурсами на благо своего бизнеса.
2. Планирование сезонности
Совет настолько банальный, насколько эффективный. Обязательно учитывайте сезонность и держитесь в рамках запланированных сроков: ваши теплые толстовки могут оказаться не нужны, если вместо мая вы «немножко задержались» и запустились в июле. Будьте осторожны и с периодами распродаж: не стоит планировать первый запуск и отгрузку в магазины на октябрь и ноябрь — самые «скидочные» месяцы в году.
3. Качество
Качество не стоит дорого. Качество — это прежде всего ткань и посадка. Качество — это качественный брендинг и упаковка. Качество — это отсутствие торчащих ниток и хорошо выглаженное или отпаренное изделие. И на все это не нужны огромные бюджеты — важнее подход и внимание к деталям.
4. Сорсинг
Всегда нужно иметь несколько источников производства продукта. Не менее важно рационально их распределить. Например, полезно заказать что-то пораньше, чтобы получить более низкую цену закупки, а что-то более трендовое заказать поближе к сезону. Главное — правильно спланировать маржинальность и ее баланс.
Иногда кажется, что арендовать небольшое помещение и нанять швей для производства нескольких десятков единиц товара в месяц лучше и эффективнее, чем найти предприятие-подрядчика. На деле все оказывается ровно наоборот: организация собственного производства не только стоит дорого — есть риск, что вы как создатель и владелец бизнеса будете заниматься не развитием и привлечением клиентов, а раскроем, контролем качества пошива и планированием загрузки швей. У предприятия эти процессы уже отработаны: набран коллектив, решены многие другие задачи, заказчику останется сконцентрироваться на развитии бизнеса, позиционировании и продвижении.
5. Контроль расходов и себестоимости
Понимание, из чего состоит себестоимость модели, — ключевой фактор для развития бизнеса, установления правильной цены продажи и маржи. Производители всегда завышают себестоимость, рассчитывая, что заказчик не понимает ее структуру. Часто это бывает ошибкой. Корректная стоимость закупки дает бизнесу возможность иметь хорошую маржу.
6. Всегда будьте прибыльными и имейте позитивный кэшфлоу
Только вчера вы были небольшим начинающим брендом с коллективом из пяти человек — а сегодня штат растет, появляются новые сотрудники и функции. Всегда есть искушение опережающих инвестиций, больших расходов, заморозки денег в товаре и займов. Это ошибка маленькой компании (да часто и большой), и в большинстве случаев это заканчивается банкротством. Оборачиваемость не менее важна, чем маржа и прибыль.
Все предприниматели должны хорошо понимать финансовую отчетность, и с самого начала вести ее корректно и по международным стандартам. Не доверяйте деньги процессно-ориентированным сотрудникам.
7. Не становитесь стратегами слишком рано и «доверяй, но проверяй»
Не верьте гуру менеджмента, которые говорят, что нужно начать делегировать как можно раньше. Отчасти это правда, но не забывайте про остальные две связанные с делегированием компетенции: планирование/приоритизация и контроль. Особенно важен контроль, «русский рывок» — это болезнь наших специалистов. И пока ваша компания не достигла действительно крупного размера — не жертвуйте операционной деятельностью ради стратегии.
Обязательно проверяйте операционные показатели каждого подразделения — пусть иногда, пусть рандомно. Обязательно будьте в курсе деталей бизнеса. Могу сказать на своем опыте: я каждый день проверяю продажи до уровня товарных групп и ключевых моделей, статус поставок, запасы и т. д. И это помогает. Как только вы перестанете быть операционным экспертом, организация начнет расслабляться — этого допускать нельзя.
Читайте также:
Аудитория, массовая по крайней мере примитивизируется это хороший тренд для создания собственных марок, люди готовы принимать новое по доступной цене, не требовательны к дизайну и качеству материалов, быстро начинают копировать поведение и потребительские привычки друг-друга, все это плюсы. Жить в такой маргинальной аудитории не пожелаешь и врагу, интеллектуалу по крайней мере, но торговать, да это объективно питательная среда. Учебников и пособий теперь много, все конечно необходимо изучить, но речь скорее отразмере инвестиций. Когда речь идёт о малом бизнесе инвестирующим свои небольшие или даже заемные средства, видится путь от малого. Сейчас маркетплейсы дают уникальный доселе инструмент мониторинга рейтинга товаров, для изучения матрицы потребления и выявления преимущественных точек для входа. Когда то такие исследования стоили миллионы и привлечения экспертной группы, теперь доступны каждому. Продать 5000 тысяч треников ставшего модным цвета хаки можно не вкладываясь ни в оптовую закупку, ни в рекламу, достаточно собрать производственную цепочку, уложившись в необходимую рентабельность, с возможностью увеличения размещения заказа. Поле надо сказать именно сейчас непаханное.