Миссия нашей компании «Задавать новые стандарты качества в логистике», и с появлением первых прототипов легковых беспилотных автомобилей в мире мы сразу задумались, какая практическая польза могла бы быть от применения таких технологий в грузовых перевозках. В 2017 году мы не только активно разрабатывали свое программное обеспечение в сфере логистики, но и стояли у истоков коммерческой эксплуатации грузовых беспилотных автомобилей.
Экономический эффект
Нам было интересно посчитать «экономику», финансовую отдачу от внедрения таких автомобилей. Окупаемость просматривалась на пятилетнем плече при условии масштабирования.
Самый очевидный бенефит – это экономия на ФОТ, поскольку в перспективе автомобиль не требовал наличия водителя. Это одна из самых значимых долей в затратах на перевозки любой компании. Это не означало, что все водители останутся без работы в будущем, скорее они перепрофилируются в операторов беспилотников и смогут в одиночку управлять сразу несколькими такими грузовиками, реагируя на отклонения и форс-мажоры, или перехватывая управление при маневрировании на ограниченном пространстве складов.
Товарооборот и скорость доставки – по законодательным (да и природным) нормам водитель должен соблюдать режим труда и отдыха при вождении грузовика. Беспилотный транспорт не нуждается в паузах и ночевках – он может доставлять грузы круглосуточно, останавливаясь только на заправку.
Далее шла экономия на топливе и амортизации: предполагалось, что беспристрастная электроника выбирает самый экономичный стиль вождения, без большого количества перестроений, ускорений и торможений, как это свойственно человеку, в результате чего узлы и агрегаты грузовика меньше изнашиваются и минимизируется расход топлива в пути. Возможный переход на электродвигатели только усилит этот эффект.
Первый заход: подготовительная работа
Для начала мы проанализировали рынок производителей, и выяснили, что он был на тот момент в зачаточном состоянии: попытки сделать автономные транспортные средства предпринимали «Волгабас» со своей «Матрешкой», «КамАЗ» и несколько стартапов энтузиастов.
Результатом анализа также стало понимание, что развитие таких технологий пойдет двумя ветками: производством беспилотного оборудования, устанавливаемого на обычные серийные грузовые машины, и разработка полностью беспилотных грузовиков с нуля.
Первый вариант поначалу казался более перспективным, а главное быстрым и удобным – покупка и «навес» такого оборудования на действующий транспорт требовал меньше затрат и позволял автомобилю работать в обоих режимах. Тем более, что готовых грузовых беспилотников тогда еще не было.
Мы решили начать с городских малотоннажных перевозок и разослали всем известным нам производителям предложение поучаствовать в конкурсе на оснащение нескольких наших полуторатонных автомобилей аппаратно-техническим комплексом, позволяющим им работать без участия водителя и выполнять перевозки до конечных получателей. Наибольшую заинтересованность проявили коллеги из «КамАЗа», прошли первые переговоры.
Параллельно мы прорабатывали много сопутствующих вопросов. Например, остро встал вопрос страховки: на тот момент ни у кого на рынке не было понимания, как страховать грузы и ответственность перевозчиков при использовании беспилотной техники, кто несет ответственность в случае техногенных причин: сам перевозчик, производитель беспилотного оборудования, оператор?
Именно поэтому по нашему заказу компания «Intouch Страхование» в июне 2017 года разработала уникальный страховой продукт, учитывающий все особенности данного вида перевозок.
По нашей инициативе был проведен творческий конкурс среди студентов из трех стран на разработку дизайна первого в России коммерческого беспилотного грузовика, итоги которого были подведены на Международном форуме инноваций в промышленном дизайне PUSHKA осенью 2017 года. В конкурсе участвовали Студенты из Академии Штиглица, Академии имени Строганова, Московского Политеха, Университета прикладных наук города Лахти (Финляндия) и Белорусской государственной академии.
На базе нашего склада в д. Шахово Московской области мы оборудовали небольшой полигон для испытаний первых прототипов и даже получили право на установку на нем специальных дорожных знаков «Внимание, на участке дороги беспилотник!» от студии Артемия Лебедева.
Мы понимали, что без регулирования государством тема с беспилотным транспортом не могла взлететь, поэтому начали участвовать в панельных дискуссиях и рабочих группах на тему регулирования такого рода перевозок. В результате чего, Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» включило нас в качестве отраслевых экспертов в свой федеральный проект «Караван» по совершенствованию технической базы и инфраструктуры для развития беспилотного транспорта на территории Российской Федерации.
Основой таких дискуссий стала дилемма: развитие пойдет по пути совершенствования «органов зрения» беспилотных автомобилей или формирования сети по типу «умная дорога», высокотехнологичное дорожное полотно, взаимодействующее с упрощенными автономными транспортными средствами.
Первый вариант делал разработку и производство автомобилей тяжелым и затратным, из-за использования большого количества датчиков, сенсоров и лидаров. Причем были сомнения, что даже при их наличии, автомобили смогут ездить, где-либо кроме федеральных трасс и мегаполисов, где дорожное покрытие и разметка позволяют эффективно считывать направление и препятствия.
Второй вариант более универсален и нацелен на развитие дорожной инфраструктуры – большинство датчиков встраиваются непосредственно в дорогу и ее периметр, что позволяет вести автомобиль «привязанным» к дороге.
Итогом общей подготовительной работы стало понимание, что для запуска грузовых беспилотников на дороги общего пользования и в коммерческую эксплуатацию, требуется глобальное изменение законодательства: от правил дорожного движения до Гражданского кодекса. Пока же тестирование могло проходить только на закрытых территориях.
Второй заход: первый коммерческий запуск
В ожидании изменений законодательства мы продолжали искать новых производителей, а также прощупывали заинтересованность своих клиентов в тестировании таких перевозок. В 2021 году паззл сложился: мы зашли в качестве перевозчика для Магнитогорского Металлургического Комбината, выиграв тендер на перевозки по территории комбината.
Территория была закрытой, огромной по площади и обладала внутренней разметкой и активным движением транспорта – идеально подходила под критерии тестирования беспилотников и не противоречила законодательству. Мы предложили нашим партнерам из ММК заменить один из наших обычных грузовиков на беспилотный и оценить эффект от внедрения. Для этих целей мы заключили договор с одним из российских производителей беспилотных грузовиков. Коллеги из ММК оказались заинтересованы в инновации, и после долгих договорных согласований запуск проекта был назначен на октябрь.
Подготовительная работа включала в себя загрузку маршрута в электронные «мозги» грузовика, разметка маршрута на месте, интеграция беспилотника с нашим онлайн-сервисом TRAFT-OnLine для формирования заявок на ежедневные перевозки со стороны диспетчеров ММК, а также непосредственно доставка грузовика из Москвы до Магнитогорска.
Чтобы успеть к сроку пришлось попотеть: в октябре я летал в Магнитогорск чуть ли не каждую неделю. В итоге 27 октября состоялась официальная первая коммерческая перевозка по территории ММК.
Итоги и выводы
Скорее всего, в ближайшем будущем применение беспилотных грузовиков будет в смешанном варианте: на первой и последней миле будут использоваться традиционные автомобили с водителем, магистральные же перевозки крупнотоннажными шаттлами, а также малотоннажные перевозки на закрытых территориях отдадут на откуп беспилотным машинам. Это позволит достигать максимальной экономии и эффективности без больших затрат.
Читайте также:
Никак...
Автор задал интригу заголовком публикации. Все же опыт запуска грузового беспилотника, показалось, что и мы в этой высокотехнологичной области на уровне.
Но интрига закончилась разрывом между Первым коммерческим запуском и Итогами с выводами.
Полагаю, что автору известны результаты Первого коммерческого запуска беспилотника. Но он с читателями ими не поделился. Вот знаю, но не скажу. Зато с выводами ознакомил, которые направлены на ближайшее будущее. Правда, когда оно наступит, это ближайшее, автор опять утаил.
В остальном все хорошо. Процесс творческих мук описан, все трудятся, работа идет и надежда на эффективность без больших затрат сохраняется...
А как решаются юридические проблемы на дорогах общего пользования?
ЗЫ, я понима., что это перспективная тема, что технические проблемы вцелом решаемы, но вот скорее юридические остаются...
А именно - сейчас автономный грузовик на дорогах общего пользования, без водителя, который бы в нем сидит - легален? Если да, то как легализуете? Если нет, то в каком направлении надо идти, что бы его легализовать?
Велосипедистам на дорогах и раньше было нелегко, а в ближайшем будущем будут кранты ...
До технических проблем надо ещё разобраться с главной целью - предполагаемым повышением эффективности таких перевозок. А в тексте статьи видно только повышение затрат. Возможно, авторам ещё придется переформулировать цели проекта - типа - только для будущего с роботами.
Электроника не сможет определить многие факторы, которые видит и чувствует водитель с опытом. Упадет скорость доставки, если автомобиль движется без перестроений, как пишет автор - а это тоже потери. Где-то экономия на 10 копеек, а потери могут быть больше.
Но главной целью оптимизации стал ФОТ водителей. А где тогда расчеты по поводу новых статей затрат, которые возникают в этой задаче?
И сразу появились другие расходы. 1) На штат водителей первой и последней мили, которые курят и играют в домино в ожидании транспорта в нескольких пунктах доставки. :)
2) Затраты на операторов беспилотников - это те, в которых перепрофилируются другие водители. Зарплата может быть больше, чем у водителя грузовика.
3) Кто-то должен обслуживать беспилотники на заправках - плати за это.
4) На обычных заправках все будут шарахаться от них - потери для владельца - делай для них новые отдельные заправки.
5) Оборудование беспилотника и его ремонт тоже стоят денег.
6) Тем кто остался без работы, тоже надо платить пособие по безработице.
7, 8, 9 ... ) Какая-то невнятная выгода от экономии на зарплате - одних увольняют - других приходится нанимать, и ещё множество расходов, которые можно добавить - на дорогах всякое случается.
Колесо автомобиль сам себе не заменит, небольшой ремонт тоже не проведет, себя не заправит топливом или вилку в розетку не вставит ... и т.п.
.. :( тоже непонятно - будет ли виноват оператор беспилотника в случае аварии или наезда, когда контролирует сразу несколько беспилотников на дороге.
Уважаемый Александр,
Да, хотелось бы увидеть сухую статистику итогов работы первого беспилотника на ММК.
А то получается интригующая недоговоренность.
Но сам факт такого проекта радует. Молодцы!
ПДД это регулирует? ДТП, как оформляется/решается? Кем? Как автомобиль распознает и подчиняется требованиям/вопросам/претензиям инспектора? Как он решает эти вопросы? Тех. Обслуживание, кто и как делает? Мелкий ремонт в дороге, кто и как делает? Камнем, предположим, разбило один датчик парковки. Как припаркуется этот автомобиль на складе? Как, в потоке? Колесо прокололо, кто меняет? Первое время, это мобильные ремонтные бригады с запасом ЗИПа. А, где экономия на ФОТ и остальном? Или, эти машины не ломаются? Заправка на АЗС, кто это делает? Как идëт расчëт? Т. Е. Спец. система у грузовика или централизованная у оператора? Сломался в дороге, кто его сломанного охраняет? Кто будет перегружать товар из сломанного в подменный? Тех. Осмотр, по каким параметрам/регламентам проходит, по общим? А, как аттестовывать систему навигации, управления? И, что выгоднее, при каком масштабе, содержать штат людей(водители, сервис, ремонтники и т. д.) или, штат операторов и обслуга, тоже людей? Потому-что, для этого нужно также создавать индустрию роботов сервисников. И, будем честны, кто будет брать в операторы бывших водил. Возьмут молодых геймеров.
Да, в дальнейшем, когда они забороздят просторы и дороги, всë отладят. А, сейчас, как это решается? В ближайшие и первые 5-10 лет?
В дальнейшем ещё можно инфраструктуру в некоторых городах наладить для беспилотного легкового такси :). Только непонятно зачем и у кого это горит? И зачем отнимать работу у людей?
А в стране вначале теплые сортиры лучше построить, а потом космосом заниматься. Но только не Рогозина ставить на сортиры. Он и в этом тоже не спец ... слишком сложная задача для него.
Если решать такие задачи последовательно - можно навсегда в дерьме и остаться. Предлагаю всё-таки параллелить ))
Отличная статья про стратегическое планирование в действии. Понятно, что компания сделала ставку на то, что эра беспилотного транспорта неизбежно наступит. И решила вложиться в это направление заранее, чтобы на момент легализации оказаться в лидерах. Решение смелое, затратное и рискованное.
Очень интересно было бы узнать 2 момента: