Юго-Восточная Азия ввиду значительной численности населения (Китай – 1404 млн чел., Индонезия – 276 млн чел., Япония – 126 млн чел., Вьетнам – 95 млн чел., Республика Корея – 52 млн чел., Малайзия – 33 млн чел., Сингапур – 6 млн чел. и т. д.) и его высокой покупательной способности является перспективным рынком для выхода на экспорт.
Дальний Восток в силу своего близкого территориального расположения по отношению к странам Юго-Восточной Азии может быть базой российских производителей для выхода на экспорт, причем не только в качестве транзитной территории, по которой грузы будут перемещаться для последующей поставки, но и в качестве территории для создания производств, в первую очередь продовольственных. Рост числа производственных предприятий приведет к сокращению зависимости Дальнего Востока от импортных продуктов питания, снижению цен на них, и тем самым росту реальных доходов населения, его миграции из европейской части России на Дальний Восток и перераспределению по территории страны.
Что экспортируют сейчас
Согласно аналитическим отчетам Российского экспортного центра объем несырьевого неэнергетического экспорта Дальневосточного федерального округа России за 11 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизился на 13,9%. Однако в экспорте ДВФО есть товарные позиции, отличающиеся существенным ростом, а именно: объем экспорта золота вырос на 55,9%, бензиновых двигателей – в 8 раз, электрораспределительных устройств в сборках – в 10,3 раза, рапсового масла – в 10,7 раз, рапса – на 131,2%, средств для макияжа и ухода за лицом – на 82,1%.
Остановлюсь на одной из упомянутых позиций – рапсовом масле. Объем экспорта рапсового масла России за 11 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года вырос на 13,6%. Основные страны-импортеры российского рапсового масла – Китай, Норвегия, Латвия, Литва, Нидерланды, Израиль, Дания, Швеция, Республика Беларусь, Фарерские острова. Доля ДВ в стоимостном объеме экспорта рапсового масла России за 11 месяцев 2020 года составила 1,5%. С учетом роста объема экспорта в 10,7 раз за 11 месяцев 2020 года и близкого расположения по отношению к Китаю, у предприятий ДВФО есть потенциал для увеличения объемов поставки рапсового масла на экспорт.
Наращивание объема экспорта через инвестиции в производство
Несмотря на небольшую численность населения, инвестиции в создание производств в ДВФО могут окупиться за счет продажи товаров на экспорт. Исторически Дальний Восток был регионом, в валовом региональном продукте (ВРП) которого, существенную долю занимали доходы от торговли, в том числе внешней.
Для развития несырьевого неэнергетического экспорта в страны ЮВА товары российских производителей должны быть конкурентными по качеству и цене на рынке ЮВА. Для обеспечения данной конкурентоспособности необходим инновационный, грамотный, комплексный подход со стороны российского производителя.
На Дальнем Востоке есть территории, благоприятные для развития аграрного бизнеса, прежде всего в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области. Совместная работа с дальневосточными высшими учебными заведениями, в том числе исследовательскими, может помочь в выборе территорий для развития.
Страны Юго-Восточной Азии – это ближайшие партнеры и соседи Дальнего Востока, представители национальностей данных стран учатся в высших учебных заведениях и школах Дальнего Востока, являются основными партнерами по бизнесу.
Для развития экономики дальневосточного региона нужны драйверы – крупные производственные корпорации с комплексным подходом. При этом развитие региона и корпорации может быть вполне взаимовыгодным.
Наращивание объема экспорта через оптимизацию цепочки поставок
В настоящее время в случае отсутствии бизнеса компании на Дальнем Востоке и необходимости сокращения нахождения груза в пути для наращивания объемов экспорта можно продумать и просчитать разные варианты оптимизации цепочки поставки в зависимости от местонахождения иностранных покупателей, согласованных международных условий поставки и, конечно, стоимости перевозки. Например:
- Консолидация грузов с производств для отправки железнодорожным транспортом не в Москве, а в промежуточном пункте на пути следования.
- Доставка железнодорожным транспортом во Владивосток и последующая отправка морем. Морским транспортом из Владивостока через 6-7 дней груз может быть в Шанхае, Нинбо, через два дня в Пусане и т. д.
- Доставка железнодорожным транспортом в Уссурийск или во Владивосток и последующая перевозка через пгт. Пограничный в Суйфеньхэ, Китай. Есть и другие таможенные переходы на Дальнем Востоке, но инфраструктура далеко не всех предназначена для перевозки разных видов грузов, особенно требующих поддержания температурного режима. Также нужно учитывать периоды навигации. Тем не менее при совместной работе с таможенными органами инфраструктуру можно развить и переходы использовать для выхода на экспорт.
Например, при возможности отправления грузов с речного вокзала в Хабаровске, примерно через 1,5 часа они будут в г.Фуюань, Китай.
Как снизить высокие транспортные тарифы
Одна из основных причин высоких транспортных (железнодорожных и автомобильных) тарифов при перевозках на Дальний Восток – это отсутствие обратной загрузки или малая обратная загрузка. Следовательно, ее надо развивать.
Нарастить обратную загрузку можно за счет развития импорта через порты Дальнего Востока и создания производства на Дальнем Востоке для последующей поставки по территории ДВ, в Сибирь, а также в европейскую часть России.
Какие продукты и товары можно импортировать
Что можно импортировать из ЮВА через порты Дальнего Востока и производить на Дальнем Востоке для последующей поставки в европейскую часть России? Приведу некоторые примеры:
- свежие и консервированные фрукты, тропические соки из Китая, Таиланда, Республики Корея, Новой Зеландии, Эквадора, Пакистана и других стран;
- предметы бытовой химии, средства гигиены, бакалейные и другие товары из Японии и Республики Корея, которыми славятся данные страны;
- рыба, рыбные консервы, морепродукты российского производства и др.
Какие меры помогут нарастить объемы экспорта
Нарастить объемы производства, экспорта и товарооборота поможет следующее:
- Развитие производства мясных продуктов на Дальнем Востоке, а прежде животноводства. Собственное производство мяса в данном регионе поможет развить собственную розницу на Дальнем Востоке и в Сибири. Это будет дополнительным рынком сбыта продукции собственного производства. Мясоперерабатывающая отрасль региона зависит от привозного сырья. Мясная продукция, произведенная на ДВ, может стать сырьем для развития мясоперерабатывающей отрасли.
- Выращивание свежих овощей, ягод, в том числе их возможный прием у местного населения, производство свежих и замороженных, поставка в розницу, оптом и замороженных на экспорт. В настоящее время сильная зависимость региона от свежих овощей из Китая объясняется отсутствием и недостатками инфраструктуры по их обработке и хранению.
- Строительство распределительных центров. При этом стоит оценить потребность и необходимость создания СВХ на РЦ, регистрацию РЦ в качестве резидента свободного порта Владивосток, что может повысить скорость обработки грузов, создаст дополнительные преференции, исключит часть рисков при организации цепочки поставки.
- Дальнейшее развитие производств в других регионах России для поставки на экспорт через Дальний Восток.
- Развитие импорта свежих фруктов, бакалейной группы и других товаров через порты ДВ для собственной розницы.
- Производство рыбы и морепродуктов на ДВ на качественно другом уровне, поставка продукции по территории РФ и за рубеж.
Развитие производств на Дальнем Востоке, несмотря на небольшую численность населения региона, укрепит позиции компаний в стране и в мире, обеспечит дополнительные преференции со стороны государства, будет толчком для развития транспортной инфраструктуры региона, миграции населения на Дальний Восток, развитию сельской жизни, внутреннего туризма, санаторно-курортной зоны, в т. ч. горно-лыжных курортов. Люди из европейской части России смогут узнать, что на Дальнем Востоке есть современные города, что в отпуск в пределах страны можно поехать еще и на побережье Японского моря, которое славится своими вкусными морепродуктами, теплой водой, хорошими пляжами, но, к сожалению, все еще недостаточным уровнем инфраструктуры для отдыха.
Развитие на Дальнем Востоке бизнеса корпораций с комплексным подходом может быть локомотивом для роста экономики региона, а регион в свою очередь базой для дальнейшего и более уверенного выхода на рынки ЮВА для бизнеса.
Преимущество размещения производств на Дальнем Востоке состоит в возможности использования разных видов транспорта, таможенных переходов для выхода на экспорт, более быстрой доставки товаров партнерам в страны ЮВА.
Появление крупных игроков на рынке региона заставит и местный бизнес активизироваться, развивать интернет-торговлю, повышать уровень сервиса для покупателей.
Читайте также:
Ещё раз внимательно перечитал статью и понял - что меня смущает: данный регион не рассматривается как УНИКАЛЬНЫЙ...
И он достаточно активно сопротивляется "экспансии центра" именно потому, что немногочисленное его население прекрасно понимает, к чему их эта экспансия приведёт...
Я "за" сохранение больщей части этой территории как ЗАПОВЕДНОЙ - это нам ещё как может пригодиться в будущем!
Добрый день, заповедные территории Дальнего Востока не имеют отношения к данной статье. На территориях прежде всего Хабаровского и Приморского краев, Амурской области расположены современные населенные пункты, осуществлется внешняя торговля, имеет место внутренний туризм и т.д.
Для меня Дальний Восток является родным регионом. В чем выражается активное сопротивление региона "экспансии центра"?
Не помню где, читал чьи-то размышления, о том. что с развитием Дальнего Востока и превращением его в самодостаточный регион, наши зарубежные недруги, могут со временем усилить работу по выработке сепаратных настроений у жителей региона, с учетом истории существования на этих территориях 100 лет назад Дальне-Восточной республики.
Думаю, что тот, кто писал такое, сам был недругом. Я за развитие страны и каждого из регионов.
Я тоже, но нужно ли развивать все регион по одному шаблону?
В 2019 году при поездке в подмосковье сделали небольшой "крючок" и заехали на одни сутки в Весьегонск (понравилось название и местный винзавод), при этом проехали по территории ленинградской, вологодской, тверской и московской областей.
Такой разрухи на месте бывших посёлков и деревень, какой насмотрелись по дороге, давно не видели! И такого количества мусора вдоль дорог!
По нынешнему "шаблону развития" это неизбежное зло, нужно ли оно на дальнем востоке?
Похоже, у данных поселков и деревень нет хозяина, если имеет место такая ситуация. Но так же не везде. К тому же прошлый год совсем непростым был для многих.
Уже сейчас и в прошлом году шли поставки товаров на экспорт в страны Юго-Восточной Азии через Дальний Восток из разных регионов страны. Их наращивание на мой взгляд может помочь и дальневосточному региону, и всей стране, в т.ч. данным деревням, о которых Вы упомянули.
То есть по прежнему держать жителей ДВ в чёрном теле - и думать не о них а о "недругах"? Интересная логика.Как там пел Трофим - "у нас кладут асфальт местами и немного - чтоб каждый оккупант на подступах застрял"
Нет - упомянутым деревням ЭТО не поможет! Деревни создавались для обеспечения сельскохозяйственного производства, а раньше оно было представлено в основном мелкими птицефермами и "скотными дворами", оставшиеся сейчас птичники и скотоводческие хозяйства - ориентированы на многотысячное поголовье, и на минимум работающих там. Результат - один из нескольких десятков "живых" населённых пунктов, остальные - вымирающие, где дай бог один-два старика живут...
По логистическому проекту: он не подразумевает КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ региона, а просто даст прибыль тем, кто попробует "масштабировать" свой бизнес. А посыл изложенного материала - убедить окружающих, что это "выгодно всем" и достойно вливания бюджетных денег!
P.S. В восьмидесятые годы я, как и вся молодёжь, был наслышан о БАМе и представлял эту магистраль как что-то грандиозное! И когде увидел в Бурятии его одноколейный участок в обычной просеке на небольшой насыпи - был сильно разочарован...
И японские компании отличные партнёры, и немецкие, все замечательные и со всеми надо дружить и работать.
Есть такая поговорка: "Кто старое помянет, тому глаз вон!"
И у неё есть продолжение: "А кто забудет, тому - оба!"
Вооружённые столкновения между СССР и КНР - 2 и 15 марта 1969 года в районе острова Даманского на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска и 35 км западнее районного центра Лучегорска.
Не было бы СССР, не было бы и Китайской народной республики.
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) (Маньчжурская дорога (до переворота (революции) в России, с августа 1945 года - Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 — Харбинская железная дорога) — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром.
Где сейчас КВЖД, где Порт-Артур?
Чтобы вести бизнес в России на Дальнем Востоке, кинтайские компании получают значительные преференции от китайского Правительства.
Так, что не надо быть наивными, и думать, что нас все так и любят.
Победить не могут, вот и любят.
Поймут, что смогут победить, сразу закончится и любовь и дружеские отношения.
Надеюсь, что Путин это хорошо понимает.