9,5 моделей экспорта: плюсы и минусы

Тема экспорта набирает обороты: рост экономики России в 2019-2020 годах должен происходить за счет поставок за рубеж товаров несырьевых категорий. Вместе с этим многие специалисты с темой экспорта недостаточно хорошо знакомы. Попробуем разобраться с вопросом «как». Каким образом можно экспортировать свои товары, услуги или знания?

Существует несколько базовых моделей экспорта товаров, услуг и ноу-хау. Я условно разделяю их на три категории.

  • Экспорт – когда мы осуществляем прямые экспортные поставки товара или продажу услуг зарубежным партнерам.
  • Партнерство – когда мы организуем любого рода партнерство с зарубежной компанией для совместного производства (либо по нашей лицензии) товаров или услуг.
  • Бизнес – когда мы целенаправленно выбираем страну или несколько стран для открытия там своего филиала и реализации своих товаров или услуг на территории данной страны.

Давайте подробнее остановимся на каждой категории, так как в них кроется еще несколько различных вариантов.

Категория «Экспорт»

1. Прямой экспорт. Наша компания продает напрямую зарубежному партнеру. Плюсом тут является сравнительно небольшие финансовые вложения, необходимые для начала работы, а также гибкость в выборе страны и партнера. Минус в том, что мы не имеем доступа к каналам продаж, не влияем на конечных потребителей нашей продукции и не можем устанавливать свои цены. Как правило, это крупнооптовые сделки с небольшой наценкой.

экспорт

2. Косвенный экспорт. Наша компания пользуется услугами компании-соотечественника, которая выступает в роли посредника и экспортера. Плюс тут собственно один, хотя он для некоторых видов экспорта может стать существенным аргументом для выбора данной модели. Я говорю о возврате экспортного НДС. Если рассмотреть другие аспекты, как-то: возможность выбирать страну, влиять на отпускные цены или управлять каналом продаж – то окажется, что в данной модели наша компания ни на что не влияет.

экспорт

3. Совместный экспорт. Несколько предприятий объединяются для совместной реализации экспортного проекта. Плюсом тут является то, что у такого объединения больше возможностей: партнеры пользуются совместными финансами, компетенциями и базой знаний. Минусом станет дележ прибылей и отдельная головная боль возникнет при попытке одного из партнеров выйти из бизнеса. С точки зрения управляемости и гибкости картина в целом схожа с моделью «Прямой экспорт».

экспорт

Категория «Партнерство»

1. Лицензирование. В рамках осуществления деятельности по данной модели мы передаем иностранному предприятию (конечно же, под строгим контролем, и обложившись контрактами на сто и более страниц) свое производственное ноу-хау, патенты, товарные знаки и все, что он может использовать для генерирования выручки в лицензию. Так, например, действуют компании-обладатели популярных торговых знаков: Disney или Marvel. Не уверен, что в нашей стране есть торговые марки или производственное ноу-хау, на которых можно было бы заработать за рубежом, но все же предположим такой вариант. Самый жирный минус – воспроизводство своей торговой марки по нашему ноу-хау. Или занижение объемов производства и реализации товаров под торговой маркой. Для контроля придется потратиться на компании, которые могут произвести качественный аудит и защиту наших интересов. На что мы можем тут влиять? На узнаваемость ТМ в нужной нам стране, развитие ноу-хау.

экспорт

2. Франчайзинг. Франчайзинг – это определенный вид лицензирования. Франчайзер не просто дает в пользование торговый знак, а жестко регламентирует процесс производства, зачастую сам поставляет составляющие для этого производства, проводит обучение персонала. Также франчайзер осуществляет всю маркетинговую коммуникацию, тратится на рекламу. Франчайзи же остается строго соблюдать правила игры и вовремя платить франшизу. Пожалуй, самый яркий пример франчайзинга – McDonald's.

экспорт

3. Совместное предприятие. Вместе с нашим иностранным партнером мы организуем предприятие за рубежом. Вклад в данное предприятие каждого из партнеров зависит от целей создания, соотношения размеров компаний и договоренности компаний. Углубляться тут можно до бесконечности. Думаю, стоит привести пример: совместное предприятие FAW-Volkswagen в Китае. Немцы поставили производство, дали чертежи и производственное ноу-хау, занимаются общим менеджментом. Китайская сторона осуществляет закупку составляющих для производства, сборку и реализацию продукции на рынке. Риском тут является утечка специфических знаний к менее подкованному партнеру и использование их в собственных интересах на своих предприятиях.

экспорт

Категория «Бизнес»

1. Покупка действующего бизнеса за границей. Все что нам потребуется – экспортировать капитал и принять местные правила игры. При этом мы можем как довольствоваться реализацией существовавших до нас стратегий, так и привнести свои нововведения: например, поставлять товар или оказывать услугу, которыми мы занимались у себя на родине. Из рисков тут можно отметить необходимость серьезной практической и теоретической подготовки по управлению бизнесом в конкретно взятой стране, а также полное отсутствие оперативной гибкости: приобретя бизнес, вам придется как-то с ним работать. Как пример можно рассмотреть приобретение пакета акций «АвтоВАЗа» концерном Renault-Nissan.

экспорт

2. Открытие своего подразделения за рубежом. Это может быть представительство, филиал. Предполагается, что данная структурная единица будет воспроизводить бизнес материнской компании на определенной территории. В данном случае мы можем контролировать каналы продаж, отпускные цены. Вести конкурентную борьбу за свое место под солнцем. Но такой вид экспорта предполагает высокую степень неопределенности: вдруг не пойдет? Требуются также достаточно большие инвестиции для выхода на рынок. В качестве примера можно привести японский концерн Mitsui, который насчитывает больше 180 филиалов по всему миру.

экспорт

3. Контрактное производство. В данной модели предполагается, что мы открываем за рубежом торговую компанию, которая заказывает собственную торговую марку у местного производителя. Мы занимаемся сбытом, завоеванием сердец и симпатий потребителя, контролируем цены. Производитель же под нашим четким контролем осуществляет производство необходимых нам товаров, по нашим требованиям. Самый яркий пример – IKEA.

экспорт

Модель «0,5»

Вы меня можете спросить: почему моделей девять, хотя в заголовке статьи было обещано девять с половиной? Вот она, модель «0,5». Это когда за ваши деньги и по вашему поручению некий иностранный резидент открывает компанию и начинает торговлю вашими товарами и услугами. Почему это «ноль пять»? Потому что бизнес у нас вроде бы есть. А на самом деле его нет. Хорошо, если вышеуказанный резидент окажется кристально честным человеком, коих мало. Но чаще всего спустя некоторое время данный субъект объявляет себя собственником бизнеса, с чем приходится считаться, так как фактически так это и есть. Что происходит дальше? Либо развод, девичья фамилия, суд и попытки раздела имущества в чуждой нам юрисдикции. Либо принятие этого урока и далее ознакомление с данной статьей и выбор новой модели существования с данным из вышеприведенных.

Желаю всем легкого экспорта!

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Роман Крячко
Директор по продажам, Владивосток

Немного обще. Регистрация ТМ. Региональные выставки. Соответсвие региональному законодательству и предпочтениям. Крема, да, особенно с марипродуктами и жуками, а например содержание сахара в продуктах питания в азии критичный показатель. Изучать нужно довольно подробно.

10,5 способ - региональный РЦ и партнерская сеть. Строго говоря в Китае практически нет того что мы называем дистрибьюцией, поэтому, говоря цивилизованно, вариант: иметь склад и кучу оптовиков. 

В Америке, вся суть сводится к подписанию контракта и соблюдению законодательства, на регистрации и бумажки уйдут годы, но потом да легче.

Одно можно сказать с уверенностью что русский продукт за рубежом, как бы смешно это не звучало для многих: синоним качества, надежности, брутальности и серьезности.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.