За нерабочий апрель 2020 года российский бизнес потерял 3,7 трлн рублей, обороты предприятий упали на 21% по сравнению с предыдущим месяцем, говорится в исследовании Fin Expertiza. Вернуть потерянную прибыль будет непросто. Во-первых, на предприятия сегодня легла дополнительная финансовая нагрузка — тестировать сотрудников на COVID-19 каждые 15 дней, закупать средства защиты и антисептики, обрабатывать помещения и прочее, а во-вторых, сохраняются риски появления новой волны пандемии.
Для того, чтобы выжить в таких условиях, бизнесу приходится экономить и перекраивать бизнес-процессы. По данным исследования Ernst& Young, 93% компаний сократили постоянные издержки, а 80% урезали свои капитальные расходы почти на четверть в сравнении с докризисным периодом.
Под давлением карантинных ограничений меняются цепи поставок. Ограничения в транспортном сообщении, закрытие границ, запрет авиаперелетов — все эти изменения последнего времени заставляют по-новому взглянуть на привычные бизнес-процессы и задуматься над тем, как эффективно использовать кризисные факторы для оптимизации логистики и сокращения операционных расходов компаний малого и среднего бизнеса.
Шесть шагов для перезагрузки логистики
1. Сокращение операционных затрат
Вместо FTL-перевозок с увеличенным квантом отгрузки, жесткими сроками и условиями фрахта на первый план выходят более гибкие LTL-модели, которые дают возможность эффективно заполнять транспортное средство, группировать отправки маленькими партиями, договариваться с операторами на взаимовыгодных условиях, то есть снижать издержки на единицу перевозимого груза. Этого можно добиться двумя путями: перейти на LTL или использовать новые логистические модели.
2. Наращивание оборотов
Более высокую скорость потока дает отправка товара малыми партиями. В этом случае груз не копится на складе в ожидании, пока объем продукции окажется достаточным для максимальной загрузки машины. Чем быстрее отправляется товар, тем выше оборачиваемость запасов. Складские и операционные издержки снижаются, а эффективность использования объектов инфраструктуры растет.
3. Аутсорсинг логистических процессов
По оценкам аналитиков «Финам», передача логистики на аутсорсинг позволяла экономить в среднем 20%–35% еще в докризисные времена. Сегодня эти показатели могут быть значительно выше. В стрессовый для бизнеса период передача складирования и доставки груза оператору позволит компании сконцентрироваться на основных процессах и начать экономить не только деньги, но и время.
Еще один положительный эффект аутсорсинга — возможность безопасного тестирования новых сегментов, а также расширения географии поставок. Вместо рискованного инвестирования в полноценный филиал, компания использует инфраструктуру и активы 3PL-оператора. Это позволяет точечно планировать расходы и оплачивать только ответственное хранение пары единиц груза вместо аренды целого склада с персоналом и оборудованием.
4. Пересмотр условий работы с поставщиками услуг
Сокращение грузооборота сильно ударило по карману логистов. Интенсивность использования транспорта в логистических компаниях упала на 15% (по данным Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики). Опрос Ernst& Young показал, что выручка некоторых перевозчиков снизилась более чем в два раза. Убытки и простаивающий транспорт толкают перевозчиков в демпинговые схемы, и бизнес может этим воспользоваться с пользой для себя. Все-таки кризис — не время для сантиментов. Настал период переоценки подходов, жестких мер и сильных решений.
5. Шеринговые варианты
В период строгих карантинных ограничений возникло большое количество партнерских программ: DPD и «Делимобиль», «Почта России» и «Авито», «Почта России» и «М.Видео — Эльдорадо». Коллаборации помогают компаниям активнее использовать собственную инфраструктуру, разрабатывать уникальные клиентские предложения, повышать скорость и качество доставки.
Продолжением такой win-win стратегии является sharing logistic — совместное использование складских, транспортных активов и даже персонала. Это потенциально выгодный сегмент для малого и среднего бизнеса. Чем меньше компания, тем больше преимуществ может дать ей шеринг: от новых схем перевозок до безопасного расширения географии и тестирования новых секторов.
6. Внедрение новых технологий
Цепи поставок посткоронавирусной эпохи уже не будут прежними. Пандемия форсировала переход компаний на IT-инструменты, цифровизацию бизнес-процессов и сервисы самообслуживания. Чат-боты, мобильные приложения, оформление доставки «в один клик», электронный документооборот — все это инструменты, внедрение которых не требует больших инвестиций, при этом дает компании возможность адаптироваться к новым реалиям.
Тренды в логистике
Перезагрузка логистических процессов — не только антикризисная мера, но и требование времени. Для глобального рынка пандемия стала фактором, вышедшим за рамки очередного экономического стресса. Карантин изменил приоритеты и бизнес-паттерны, в том числе в обеспечении цепочки поставок. В логистике обозначились новые тренды, которые будут активно развиваться в ближайшие несколько лет. Из них можно выделить три основных:
- Высокая волатильность. Стрессовое ценообразование, отсутствие четких правил игры среди участников рынка.
- Фокус на внутренние перевозки и расширение географии доставки. Деятельность логистических операторов теперь не ограничивается крупными агломерациями, развитие получает доставка в глубинку (например, крупные партнерские программы ритейлеров с «Почтой России», позволяющие охватить даже отдаленные населенные пункты).
- Цифровизация. Форсированное внедрение электронного документооборота, клиентских сервисов самообслуживания (оформление груза через мобильные приложения и ботов в чатах), инструментов планирования ресурсов предприятия (ERP) и автоматизации процессов (RPA) в итоге приведет к оптимизации 50% всех бизнес-процессов компаний.
Названные тренды делают процессы перезагрузки логистики обязательным условием существования бизнеса в «новом мире». Внимание к вызовам рынка и быстрая адаптация особенно важны для небольших компаний, которые первыми реагируют на кризисные факторы и обладают достаточной гибкостью для быстрой и эффективной подстройки под новую реальность. В этой связи у сектора МСБ есть хороший потенциал роста.
Читайте также:
Это называется: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится!"
Описано всё правильно. Но, возникает вопрос:
- А раньше-то что мешало оптимизировать расходы, и оцифровать документооборот, когда не было пандемии, и были благоприятные для этого возможности?
Вот ведь загадка!
Статья актуальная, но не сказал бы что появился новый продукт в сфере логистики во время пандемии.
На рынке логистических услуг всегда достаточно предложений под потребности клиента они были, есть и будут появляться по мере спроса.
Набор штампов от логистической компании
Логистическая компания желает получить больше заказов и предлагает LTL
Ничего интересного
Очень интересно. Правда, не понятно как сочетаются пункт 1 и 2. Тем более не понятно как произойдет снижение затрат при отправке груза маленькими партиями.
Примерно прикинул.
Например, нужно везти груз на расстоянии 800 км. Допустим, Москва-Казань. Это займет 8 часов. Перед Вами выбор везти Газелью (2 тн), т.е. так сказать, небольшими партиями, или везти фурой(20 тн). Если взять основные затраты (зарплата, солярка, амортизация), то в первом случае расходы на 1 тонну груза составят примерно 5500 руб., а во втором - 1100 руб. Т.е. разница в 5,5 раз или 4400 руб. Предположим, рыночная стоимость паллетоместа на складе ( для тонны груза) составляет 16 руб в сутки. Таким образом, на полученную разницу можно тонну груза 256 дней хранить на складе. Какая экономия на складских?
На днях Владимир Зонзов в соседней ветке высказался так: "Приятно прочесть статью, в которой отсутствует терминологическая лабуда."
С Владимиром не поспоришь. Вот что это все такое: "перейти с FTL-перевозок на LTL-модели", "3PL-операторы"? Это что, общеупотребительные термины, что ли? Возможно, профессионалы в логистике в курсе, но статья-то для кого? Для МСБ! (Вот, кстати, тоже хорошее слово из трёх букв). Зачем же так над читателем глумиться? Экспертность - это, в том числе, способность просто и понятно говорить о непростых вещах. А терминологический шум обычно маскирует намерение запудрить собеседнику мозг или недостаток той самой экспертности.
Ради справедливости) и любопытства. А что мы ожидаем от авторов статей? То что они бесплатно поделятся реальными рецептами "успеха", коммерческими тайнами (если это всё есть у них)?
Я поставил себя на место автора (тем более что логистику люблю, т.к. в ней должна быть логика! А если её нет, то не логистика виноват, а люди в логистике)) . Вспомните почту России - как корреспонденции "двигалась" )). Для чего (ваше мнение) он (абстрактный автор) "должен" писать "интересно" для нас? Это не провокационный вопрос. Я действительно пытаюсь сам разобраться и прошу вас об этом задуматься и мне и всем, при желании, подсказать)).