Из десятка стартапов выживают единицы, одна из причин которая их «убивает» — недальновидность. Рано или поздно молодой бизнес упирается в потолок выбранной ниши или своих возможностей. Если управленец готов меняться, шансы есть. В любом другом случае — это точка невозврата.
Проблемы и решения
Окрыленные первыми победами стартаперы, к сожалению, не смотрят на перспективу. Поэтому первая проблема в нашем списке: отсутствие стратегического планирования. Предположим, что у молодой компании есть инвестор, который может подсказать и направить. А если вы самостоятельны, как мы когда-то, обрадую: пришла пора анализировать, тестировать идеи и гипотезы и планировать будущее своего детища. Это очень непростая задача, но ведь вопрос потери не трех копеек, а целого бизнеса. Значит, надо учиться.
В 2016 году мы вошли в ледяную воду рецессии. В нише, которую выбрали изначально, достигли потолка. Первое решение — систему анализа загруженности персонала активно внедряли и внедряют, но новых фишек в этой области уже не придумаешь. Мы начали искать новые возможности, ушло на это не полгода, а почти полтора. В этот период сделали несколько верных шагов:
- Продолжали выпускать обновления для основного на тот момент продукта, не затрачивая на это много сил и энергии. Просто поддерживали ПП и расширяли базу клиентов. Где-то нас рекомендовали, где-то мы занимались целенаправленным поиском и продвижением.
- Занимались точечной разработкой небольших проектов для клиентов, тестировали идеи и гипотезы.
- Начали готовить команду к масштабированию. Повышали их компетенции, чтобы проверенные люди могли помочь компании расти, заняв руководящие должности.
И главное, мы были всегда на связи с клиентами и в какой-то момент поняли, посткризисный бизнес ждет решений, которые помогут повышать эффективность в режиме реального времени. Управленцам стало недостаточным просто знать, куда уходит время. Их интересовал поиск и исключение отклонений в бизнес-процессах, которые снижают не только качество предоставляемых услуг, но и очень дорого обходятся. Перед тем, как заняться разработкой новой системы, мы закинули идею в разные компании и получили положительный фидбэк. Так появилась цель — создать систему класса process mining.
Вторая проблема — хаос в бизнес-процессах. То, что все работает — не значит, что все хорошо. Все хорошо, когда любой процесс можно масштабировать без снижения эффективности. Если нанять дополнительных менеджеров, продажи возрастут? Вряд ли. Особенно, если нет четкой структуры, люди не работают в CRM, не ведут БД, не мониторят потребности клиентов, не учатся, в конце концов. Штат раздувается, а результата ноль? Ведь никто не знает наверняка, как делать свое дело правильно и с пользой. Поэтому наведите порядок в бизнес-процессах, опишите их, назначьте ответственных за исполнение.
Мы это делали в период затишья. Выстраивали работу от и до. Внедряли решения, которые помогали не только ускорять, но и повышать качество исполнения процессов. Это не перфекционизм, а реальная необходимость. Внедрили базу знаний, наполняем ее по сей день, это значительно облегчает адаптацию новичков. Вся информация, касающаяся разработок, шагов реализации проектов и литература по теме, доступны круглосуточно. В это же время мы начали тестировать возможность обучения персонала на базе компании, для того, чтобы создать кадровый резерв к моменту, когда начнем расширяться.
Проблема третья — отсутствие финансового буфера. При масштабировании потребуются значительные вливания. Поэтому сначала наводим порядок в бизнес-процессах, учим людей и начинаем создавать финансовую подушку безопасности, не игнорируя обязательные расходы: зарплата, налоговые отчисления и пр. Не портьте себе карму с самого начала.
Выше я говорил, что мы параллельно искали новые пути для развития компании и продолжали работать над продвижением первого IT-решения. Это был экономически обоснованный подход, когда пришло время, мы начали реализовывать новую идею небольшой командой разработчиков. Смотрели и оценивали, сколько трудозатрат и вложений потребуется, через какое время сможем отработать первые пилотные проекты и протестировать решение в кооперации с реальными клиентами.
Проблема четвертая — страх роста. Тут речь о численности штата. В какой-то момент может оказаться, что ваши 25 человек выполняют функций за 50. Надолго ли их хватит? Не бойтесь нанимать персонал, делиться опытом и избавьтесь от мании преследования. Никто не следит за ростом вашего бизнеса, пока вы не встанете в одну шеренгу с лидерами рынка.
Когда мы поняли, что настал «час икс» и пора наращивать мощности, у нас были созданы все условия для переезда в новый большой офис и расширения штата. Компания перешла в режим масштабирования, за полгода команда выросла на 40%. Это позволило ускорить процесс разработки, и в июле 2019 первая российская система класса process mining была зарегистрирована в реестре российского ПО. Это новый, большой шаг, который не был бы возможен без предварительной подготовки.
В качестве заключения
Я уверен, что все компании в той или иной степени переживали кризис. Вспомните хотя бы победоносное возвращение на рынок Apple, и чего оно стоило? Во многом именно от решений руководителя зависит, как быстро и успешно стартап разовьется в прибыльный бизнес. Учитесь взвешивать, анализировать информацию и задавайте себе вопрос: «Как я посмотрю на принятые решения через полгода».
Цитата - Проблемы и решения
Окрыленные первыми победами стартаперы, к сожалению, не смотрят на перспективу.
Вроде как подробно свой вариант по теме описал Адизес. Но у него менеджменту на первых этапах уделается меньше внимания. Считаю это ошибкой, перечеркнувшей всю теорию ЖЦ фирмы от Адизеса. Вопрос к автору - в чем отличие Вашего варианта практики от теоретического варианта Адизеса?
Цитата: и избавьтесь от мании преследования. Никто не следит за ростом вашего бизнеса, пока вы не встанете в одну шеренгу с лидерами рынка.".
Заметила что многих новичков эта мания преследует с первых шагов в их бизнесе. Уже казалось бы и стратегия есть и материальная база... ан вот приходит его Величество СТрах(((
Проблемы которые описал автор, безусловно, правильные. Но не основные.
Основная проблема стаптапов- это бардак в головах их инициаторов. Превый успех и все стратегии сводятся к одному "быстро деньги" - пока " прет".
К великому сожалегнию очень небольшой процент поредпринимателей подходит к созданию своего бизнеса оновательно ( бизнес-модель; бизгнес -план; P&L; стратегическое планирование и т.д.). От части этому способствует нестабильность экономической ситуации, постоянная "редакци" законодательства, политические и эконмические кризисы. Но и это пол беды.
Не последнюю роль в это играет и отсутствие хорошего и качественного бизнес- образования. В подавляющем большинстве новоявленные стартаперы имеют неплохое проф. образование и неплохой опыт в совоем сегменте. Т.е. предмет будущего бизнеса знают достаточно хорого. Но вот как этот самый бизнес громотно построить и как его вести - знают не многие. От суда и все эти проблемы, о кторых пишет автор.