Культурный код: как превратить наследие страны в успешный стартап

Про идею

В 2002 году, начиная свой путь в бизнесе, я проигрывала тендер за тендером. Мои hand made товары были изысканны, но стоили дороже китайских брелков и фонариков. Никто не хотел переплачивать за кропотливый труд неизвестного бренда. Однажды я уловила досаду менеджера по рекламе: «Как объяснить директору, сколько труда вложено? Это же неочевидно». Я поняла — нужна история, легенда или эмоция.

Изучая креативные запросы корпораций на имиджевую продукцию, вы обнаружите два типа заданий. В первом случае заказчики точно знают, что хотят, а во втором требуют: «идей нет, удивите нас». Вторых значительно больше.

На встречах с новыми клиентами, я часто слышу, что у них особая задача — сделать нестандартный подарок, сувенир или провести необычную акцию. Так говорит, примерно, каждый второй заказчик.

На рынке десятки тысяч студий и фабрик, но мало кто готов работать на сложном рынке интеллектуальных подарков. Ниша свободна!

Моя задача: год от года, сезон за сезоном уметь удивлять. Источников креативного вдохновения для банков и нефтяных компаний не так уж и много. Но кризис идей легко победить, если построить концепцию на использовании культурных кодов, знакомых каждому россиянину.

Тогда и появилась идея «подарков-цитат», ценообразование которых увеличивалось с культурным подтекстом. Мы с командой собирали подарок, основываясь на цитатах любимых книг или фильмов. Если в продаже нужного предмета не было, мы его делали сами. Появились тысячные тиражи, студия превращалась в мануфактуру. Один из первых проектов — подарок «Жизнь прекрасна и удивительна» с цитатами Остапа Бендера на блюдечке с голубой каемочкой и шелковый палантин «Красота — страшная сила» с узором цитат Фаины Раневской.

Со временем рынок подхватил идею, появилось несколько интересных команд, работающих в этом жанре: сайт «Хеппи Партнерс», студия DEZA, группа «Лаврово» и другие. Они используют сказочных героев, легендарные истории или пословицы в названиях сувениров.

Зачастую федеральные бренды тоже используют узнаваемые паттерны: картины художников на шоколадках «Объединенных кондитеров», цитаты писателей на футболках в «Проекте 111», стихи на фарфоровых блюдцах «ИФЗ». Такие лимитированные серии увеличивают объемы продажи основного товара.

Про деньги и инвесторов

Понятия среднего чека в арт-индустрии нет, но если изучить тендерные площадки прошлого сезона с ключами «сувенирная и рекламная продукция», то насчитаем миллиарды рублей: сравнимо с digital-проектами. Часто встречаются преференции малому бизнесу и фабрикам народных промыслов. Среди участников конкурса такие не обнаруживаются. А зря: самое время предлагать интересные решения с культурной составляющей, придумывать, считать сметы, описывать значимость для будущих поколений.

Есть ли беспроигрышные варианты? Пожалуй, да. Хорошо продаются идеи, связанные с юбилейными датами. Один из моих любимых проектов — новогодний подарок «Зима. Свой почерк», приуроченный к юбилею А.С. Пушкина. Основа подарка — изысканная книга с работами поэта о зиме, набор дополняли фильм «Метель» и ажурные снежинки из фарфора. Связь между заказчиком и Пушкиным была простой — свой почерк, который у каждого неповторимый. Книгу можно увидеть в музее «Пушкинский дом» в Санкт-Петербурге.

Удача для всех, когда удается провести предварительное социокультурное исследование и превратить его в дизайн-вещицы. Как пример — наш проект по русским наличникам. Первый же клиент, увидевший презентацию, стал инвестором. Почти год изучали нюансы оконной резьбы. Искусствоведы-историки помогали в составлении каталога узоров. Мастера отливали фарфоровые изделия, созданные по рисункам этнографических экспедиций России. В итоге — получился подарочный альбом на двух языках и коллекция фарфоровых окошек, сделанных по канонам. Клиент порадовал партнеров, мы — музей прикладного искусства. Мы часто показываем этот подарок клиентам, как достойный пример вложений в наследие страны.

Про сроки и сложности

Как организовать производство? Каждый решает по ситуации и возможностям. Издательский дом «Арбор», насколько я знаю, находит мастеров на знаменитых российских фабриках. Агентство «Верже» выискивает объекты в далеких странах. Типография «Тиссо» все делает самостоятельно. Мы работаем в смешанном жанре — часть делаем сами, часть заказываем в социальных артелях из проекта «Больше, чем покупка!».

В самом начале, когда идея одобрена, нужно экономить. Прежде всего, время. Дни улетают незаметно, особенно, когда идет активная работа с экспертами. Музеи и ученые живут в другом временном измерении и никогда не соблюдают сроков. Сколько бы вы ни считали, увеличивайте сроки вдвое и добавьте месяц. Вложите эмоции и душу, но не верьте на слово никому и проверяйте факты. Интернет не помощник, придется идти в библиотеку и в архивы. Мир культуры не терпит суеты.

После того, как фактура для проекта собрана, приходит время дизайнеров, идет период создания объектов и упаковки. Вполне вероятно, что собранная информация изменит первоначальный замысел. Так и должно быть — вы делаете новый продукт!

Изучайте технологию и ищите новое. Чем больше специалисты говорят, что это сделать невозможно, рецепты утеряны и технологии нарушены, тем интереснее будет результат. Сложный процесс уменьшает риск утраты первенства и гарантирует успех.

Про плагиат

Иногда идеи воруют. Защиты интеллектуальных концепций в России нет. Надо быть к этому готовым. Когда вы готовите презентацию, то степень деталировки зависит от уверенности в заказчике, от вашей репутации на рынке и от авторских технологий. Технологии можно защитить. Самый простой способ охраны идеи — отправить себе заказное письмо или посылку с описанием, эскизами и образцом. Конверт положить в банковскую ячейку. Банк спрятать на конце иглы, иглу в шкатулку. Шутка! Все проще: если вдруг горе-маркетолог найдет подручного исполнителя вашей задумки без вашего ведома, или случайному эксперту придет в голову оспаривать ваши интеллектуальные права, покажите ему штемпель на конверте.

Ну, и помните: вы никогда не успеете воплотить все идеи. Делитесь ими. Проверено 16-летним опытом. В нашей ячейке более 150 писем.

Фото: facebook.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Бабаев, Святослав Иванов
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Хороший подход!

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Чубайс знает как превратить наследие страны в личный стартап. И текущие доходы тоже

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.