Всех нас связывает общение. Без коммуникаций невозможно представить себе нормально функционирующую организацию, коллектив, командную работу. И в обычной беседе руководитель любого уровня признается вам, как это важно, и как порой это непросто, выстроить эффективные коммуникации.
Внутренние коммуникации на задворках
При этом, однако, очень часто этой важной функции отводится второстепенная роль, поручается в нагрузку отделу по персоналу или маркетингу. И когда наступают непростые времена для организации, первой жертвой сокращений становится отдел внутренних коммуникаций. Знакомо?
Одной из причин такого отношения является не всегда видимая и значимая роль коммуникаций в бизнес-процессах, росте продаж, в извлечении прибыли и в росте всего бизнеса, в конце концов. Самый быстрый способ проверить роль коммуникаций, посмотрите на состав совета директоров, управленцев бизнеса. Изредка, чаще всего либо в силу специфики бизнеса, или если у руководителя по коммуникациям есть сильная харизма, эта функция становится полноценным игроком в команде управленцев. Говоря о специфике, имеется в виду направление деятельности организации. К примеру, в компаниях, производящих алкогольную, табачную продукцию, в фармацевтике и нефтегазовом секторе – коммуникации и корпоративные отношения, как правило, имеют более четко выраженную роль и играют большое значение в выработке и реализации стратегии бизнеса. Хотя роль коммуникации в любой отрасли тяжело переоценить.
А какова роль коммуникаций?
Как можно поменять ситуацию, как руководителю осознать важность роли функции коммуникаций как полноценного бизнес-партнера, помогающего достигать цели организации?
Предлагаю рассмотреть эту проблему с двух сторон. Во-первых, очень важно с самого начала правильно определиться с ролью и задачами внутренних коммуникаций. Поняв значение этой функции и имея на руках измеримые ключевые показатели эффективности, напрямую влияющие на прибыльность организации, руководителям любого звена будет привычно работать в партнерстве с коллегами.
Начнем с понятийного аппарата, это поможет говорить руководителю на одном языке со своей командой. Внутренние коммуникации – это диалог внутри и между руководителями и сотрудниками организации, направленный на выстраивание доверительных отношений для принятия оптимальных бизнес-решений и улучшения процесса мотивации, вовлеченности, планирования и координации.
Далее, вовлечение всей команды в работу над вопросом, зачем мы существуем, в чем наша цель, ценности, принципы ведения бизнеса. Лидер развивает свою команду так, чтобы все, независимо от позиции, понимали куда движется бизнес и выступали послами компании. Для этого они должны быть вовлечены и мотивированы, а это, в свою очередь, достигается в атмосфере открытости, где норма обсуждать любые проблемы на любом уровне через налаженный откровенный диалог.
Теперь обсудим, как коммуникации влияют на показатели финансовой деятельности организации. Как стать успешнее, эффективнее, более конкурентоспособными. И здесь возникает вопрос. Настолько ли важны коммуникации, когда у меня проблемы с поставкой сырья, отгрузкой готовой продукции, выплаты кредитов и т. д. и т. п. Но, давайте, обратимся с независимым исследованиям. Так, согласно данным компании The Holmes Report, компании с высокоэффективными внутренними коммуникациями имеют на 47% выше уровень возвратности акционерам, более вовлеченных сотрудников и низкий уровень текучести кадров. И, если в организации и есть разные операционные или стратегические проблемы, то сотрудники раньше всех должны быть осведомлены о том, что происходит в компании. Коллектив должен понимать, что они не просто носят кирпичи, а строят собор. Они должны иметь перед собой мотивацию и понимание того, куда движутся. И тогда вам будет намного легче решать текущие проблемы. Игнорирование или отсутствие внутренних коммуникаций может обойтись организации банкротством, примером может служить закрытие авиакомпании Spanair, которая скрывала проблемы с ресурсами, необходимыми для ведения операционной деятельности.
Все ли в порядке с коммуникациями
Решив, что коммуникации важнейшая роль руководителя, необходимо убедиться, на каком уровне находится эта функция. Проведите несложный аудит вместе со своей командой и проследите за следующими основными индикаторами, которые подскажут вам, что коммуникациям надо уделить внимание.
- Сотрудники затрудняются четко сформулировать цели и стратегию компании. Несмотря на то, что вы как руководитель со своей командой выработали цели и задачи компании и прописали их в уставе организации.
- Сотрудники не входят в список приоритетной аудитории для коммуникаций. Иногда руководители перестраховываются либо игнорируют, не всегда готовы или хотят делиться информацией со всеми подчиненными. Постарайтесь выявить причины, например: внутренняя сложившаяся культура закрытости руководства, отсутствие доверия, высокая текучесть кадров, ограниченные каналы коммуникации. И работайте по устранению этих недостатков.
- Односторонняя коммуникация сверху вниз без налаженной обратной связи. Я – начальник, так решил, а вам всем к исполнению. Не правда ли знакомо и порой заманчиво. Бывают конечно же случаи, когда приказ единственный вид коммуникации, но старайтесь к этому прибегать в виде исключения, а не делайте это повседневной практикой.
- Обязательный характер доведения информации без понимания ожиданий аудитории. Это почти классический случай, вы знаете, что, кому и когда говорить, и не всегда вспоминаете о мнении подчиненных.
- Запоздалая коммуникация или отсутствие таковой. Этим грешат организации любого уровня, масштаба и индустрии. Вспомните, как часто вы готовите заявление, а ваши коллеги сообщают вам, что уже услышали о событии в курилке или столовой. Тесно работайте со своей командой и, если уж решите рассылать отполированный пресс-релиз для внутреннего пользования, удостоверьтесь что нет утечки.
Для исправления или улучшения ситуации вооружитесь золотым правилом коммуникаций. Если не говоришь ты, скажут за тебя и, как правило, не то, что ты хочешь услышать.
Открытость – основа эффективных коммуникаций
Как лидер, руководитель организации – вы несете ответственность за коммуникации, а специалисты, отдел коммуникаций – это ваши партнеры и помощники. Поэтому, перво-наперво не поленитесь, и не недооценивайте самый базовый этап – удостоверьтесь, что цели и задачи коммуникаций отражают миссию и стратегию организации.
Будьте доступны. Нет ничего более сильного в характере лидера, как готовность говорить со всеми на любые темы.Так, по данным опроса RingCentral Survey, 97% сотрудников считают, что коммуникации влияют на их каждодневную работу.
Далее, поработайте с командой и сформулируйте видение, цели и задачи организации в понятных и измеримых показателях. Коммуникации должны быть разноплановые, разносторонние, охватывать и быть понятными для разных уровней организации. Поэтому очень важно определить целевую аудиторию.
Сегодня каналы коммуникаций растут чрезвычайно быстро, особо не увлекайтесь, но будьте открыты к экспериментам с новыми инструментами и технологиями.
Убедитесь, что у вас есть открытая и несложная обратная связь со всем коллективом. Вовлекайте сотрудников в общение. Вы должны чувствовать настроения и понимать в правильном ли направлении вы движетесь. По данным МкКинзи, производительность труда повышается на 25% в коллективе, где сотрудников вовлекают в обсуждение деятельности, планов и стратегии компании. В среднем процент удержания клиентов на 18% выше в тех компаниях, в которых сотрудники мотивированы посредством их непосредственного вовлечения во внутренние коммуникации.
Празднуйте успех. Как часто мы испытываем на себе ситуацию, при которой мы «строили, строили и наконец построили», а на следующий день, не успев отметить всех, кто это заслуживает, руководитель дает новое задание или просто продолжает монотонную работу. Не игнорируйте важность совместного празднования достижений и особенно отмечайте людей, внесших вклад в результат.
И наконец, замеряйте прогресс. Все инициативы должны проходить тщательный анализ, что сработало, что надо сделать по-другому, улучшить. Уильям Томсон, более известный как барон Кельвин, настаивал, что невозможно управлять тем, что нельзя измерить. С этим постулатом живет весь современный мир бизнеса. И коммуникации часто «страдают» из-за отсутствия ощутимых, понятных и напрямую влияющих на прибыльность показателей эффективности. Качество вашей внутренней коммуникации имеет четкие финансовые последствия для вашей организации. Поэтому важно, чтобы вы регулярно измеряли результативность коммуникаций.
Поработайте со своей командой и создайте метрики или показатели,основанные на вкладе. Например, количество сотрудников, принявших участие в обсуждении целей и задач организации. Внедрите показатели, основанные на уровне влияния. К примеру, какой результат удовлетворенности сотрудниками уровнем лидерских навыков руководителей (непосредственных и высшего руководства организации). И наконец, вам надо иметь большую картину, когда измеряется результат деятельности всей организации. Уровень текучести кадров может служить хорошим индикатором стабильной ситуации в организации.
В заключение отметим, что информационный век, который захлестнул нас огромным потоком информации через различные каналы, делает коммуникации внутри организации важными как никогда раньше. Бизнес не может недооценивать роль коммуникаций и руководство должно максимально вовлекаться в этот процесс. Эффективные лидеры те, кто является главным драйвером и проводниками коммуникаций. Двухстороннее общение, диалог, направленный на формирование доверия, с четко сформулированными и связанными с бизнесом целями – единственно правильный подход.
Как происходит оценка внутренних корпоративных коммуникаций?
В чем они измеряются?
Какой показатель?
Так все-таки кто же в ответе за внутренние корпоративные коммуникации в компании?
В заголовке статьи вопрос сформулирован конкретно, а в тексте прямого ответа не нашел:)
Цитата из статьи:
"Как можно поменять ситуацию, как руководителю осознать важность роли функции коммуникаций как полноценного бизнес-партнера, помогающего достигать цели организации?"
Не понял смысла фразы "как руководителю осознать важность роли функции коммуникаций как полноценного бизнес-партнера"
Может ли роль быть бизнес-партнером?
Если Руководитель не понимает, что происходит в его подразделение - он не умеет выстраивать эффективные коммуникации.
Нашел
кстати
Не совсем роль, скорее функция или процесс...
Может быть бизнес-партнером, если этот процесс передать на аутсорсинг...
Но трудностей при этом станет больше... у каждого из указанных партнеров свои бизнес-цели ...
На основе опыта работы в более чем 10 компаниях (от мелких до промышленных холдингов) могу сделать вывод, который не понравится ни автору статьи, ни "квалифицированным эйчарам", ни именитым выпускникам MBA. Кстати и религиозным деятелям тоже.
Зачем нужны посредники?! Специальные надзиратели, выполняющие, уж извините, роль прокладки. Этакие профессиональные "передасты", кусающие часть драгоценного бюджета. Даже если речь идёт о каком-нибудь "Сколково", где по словам рыжего вора "денег очень много", дополнительное звено усложняет механизм коммуникаций! Даже если отделения отдалены территориально и не имеют общих задач.
Сегодня в большинстве компаний каждый отдел является не частью целого, а "государством в государстве". И только от приближённости к телу директора зависит его уровень в негласной иерарахии предприятия. Да, как ни глупо, но в жизни есть "избранные" службы и отделы-аутсайдеры, вечно во всём виноватые. Я видел как из отдела продаж был выстроен отдел приёма входящих заявок, сотрудники из месяца в месяц лишались премий под всевозможными предлогами, хотя именно они приносили ВСЮ ПРИБЫЛЬ этой коммерческой организации. В то же время полноценные премии выписывались всем другим службам компании, чья задача на самом деле была способствовать отделу продаж. Королями "игры" была финансовая служба. Их функция заключалась в проверках закупочных цен и в анализе финансовых потоков.
Видел, как "давили" отдел закупок. Снабженцы были вечно виноваты во всех пертурбациях рынка, в форс-мажорах (например, затопление дороги во время наводнения). Их открыто обвиняли в воровстве и взятках, в некомпетентности и нерасторопности. Так как я сам там трудился, могу уверенно сказать о беспочвенности этих наветов: если бы хоть одно обвинение оказалось правдивым, - выгнали бы весь отдел без жалости. Но дело было в том, что королём компании был отдел сбыта. А остальные считались жалкими неудачниками.
Видел, как виновными в бедах компании назначались маркетологи, и производственники, и транспортная служба, и логисты. А VIP-персонами являлись то сбыт, то снабжение, то отдел рекламы и пиара. Всё зависело от симпатий руководителя.
Помог бы в любом из этих извращённых случаев отдел коммуникаций? Нет! Они бы стали или новыми козлами отпущения со всеми вытекающими (такое я видел дважды, когда нанимали штатного психолога или специалиста по внутренним связям), или стали бы новыми любимчиками шефа (такого не видел, но ведь любовница директора вполне может окончить психологический факультет), внедряя свою волю во все процессы компании.
Единственный вариант существования развитых и открытых коммуникаций на предприятии - адекватность его руководителя. Если он понимает важность каждой службы и сотрудника, видит предприятие как единый организм, - проблем с коммуникациями практически не будет, а общение будет происходить в рамках субординации.
П.С. Есть и другой вариант, который я организовал, будучи руководителем направления. Я просто познакомился лично со всеми сотрудниками компании, знал всех по имени и старался больше общаться напрямую. К начальству обращались лишь, когда без этого было не обойтись. Так как большинство коллег были ребятами адекватными и целеустремлёнными, то чаще всего этот подход работал. Но не всегда. И со временем вирус идиотизма и бюрократии всё больше распространялся сверху вниз...
Ах да. Я про религию упомянул. Что ж. Религиозные деятели также категорически не любят, когда их паства общается с Богом напрямую, без посредников.
Хорошие советы и призывы, но все равно, как мертвому припарки))
Бери на лопату больше, кидай дальше. Пока летит - отдыхай. Подбадривай товарищей. Сам не грусти. ....
Согласен на 100%. Коммуникации подчиненных являются зеркалом коммуникаций их руководителя. Если начальник - бытовой хам, культивирующий сплетни, поощряющий травлю, выдавливание инакомыслящих и инаковидящих, сам плетет интриги и заботится только об инкубаторе похожих на него "бройлеров " - будьте готовы к тому, что такая коммуникационная культура - как опухолевые метастазы - проникнет на все уровни организации. Бесполезно писать инструкции, давать советы и толкать лозунги - поведение руководителя является самым востребованным навигатором движения подчиненных. Любой гадюшник начинается или поддерживается с головы )) Впрочем, как и нормальный коллектив с нормальными коммуникациями - тоже от головы))
Обычно никто. В "закрытой системе", например "корпоративное болото" внутренние послания натыкаются о "болотные кочки", а то и вообще остаются "гнить" в том месте, откуда они должны были отправиться.
На практике, раскрывая и внедряя механизмы горизонтальной и диагональной связей возможно в проектах изменения систем "маркетинг - коммерция" или "безопасность - информация" я заметил, что руководители высшего и среднего звена зачастую недооценивают роль "внутренних связей", мало знают о видах и способах сокращения управленческих усилий. лично не заинтересованы в эффективности своих же качеств.
Александр, спасибо за ответ на первый вопрос: где ответ на вопрос в заголовке:)
Относительно моего второго вопроса и Вашего комментария: ясность не появилась:) Бизнес-партнером может быть или не быть человек, а не роль.
Скорее всего, когда писалось о "важности роли функции коммуникации" имелось ввиду что-то иное.
Правда получился хороший пример важности точности изложения своих мыслей в процессе коммуникации:)