«Кто ваш руководитель – Коммерсант или Производственник?», – об этом я предложил поразмышлять менеджерам и специалистам, которые строят карьеру в производственных компаниях, относящихся к малому и среднему бизнесу. Но есть еще два не менее интересных типа руководителей. Я называю их «Финансист/Инвестор» и «Случайник». Второе определение – производное от двух слов: «случайность» и «чайник».
Девиз хозяина-финансиста:
ROI – коэффициент возвратности инвестиций, который показывает доходность на вложенный капитал в бизнес в текущий момент и регулярно оценивается в процессе деятельности инвестируемого объекта.
Девиз хозяина-случайника: «Бизнес есть для того, чтобы есть».
Руководитель-финансист
Как правило, приобретает уже действующее предприятие с определенной целью – получить доход от вложенных инвестиций. Если он не отдал данное предприятие в управление наемному менеджеру или тот не справился по какой-то причине, то возглавляет его сам. Руководитель-финансист очень сдержан в общении и очень внимателен к собеседнику: поддерживает все инициативы, на все предложения кивает и предварительно соглашается. При этом глаза остаются холодными, и, если присмотреться, видно, как в голове у него мелькают формулы и цифры. Регулярно присутствует в офисе. По нему, как говорится, часы можно сверять.
Основные интересы Финансиста – новости законодательства в области налогового права и бухгалтерского учета. Посещает семинары и тренинги «Как повысить прибыльность компании» или «1001 способ легально оптимизировать налоги». Решения принимает долго и сложно на основании разработанного бизнес-плана, в процессе исполнения постоянно контролирует основные финансовые показатели.
Бухгалтерия в такой компании – это не отдел, а воинствующие амазонки, которые подчиняются только верховному богу – ему! Им делегированы максимальные полномочия по текущему управлению предприятием, через их отчеты руководитель-финансист воспринимает действительность. Только бухгалтеры и экономисты говорят на доступном ему языке.
Отдел продаж у такого руководителя – это головная боль. Он постоянно сетует на то, что там работают люди, которые не могут грамотно и правильно оформить документы, ошибаются в процентах предоставляемых скидок и вообще мало поддаются систематизации, постоянно идут с вопросами об индивидуальном подходе к оценке работы и бонусам. Система мотивации менеджеров по продажам в такой компании – большая таблица с привязкой к десятку показателей с формулами, повышающими/понижающими коэффициентами в зависимости от различных параметров. Кроме руководителя-финансиста ее не понимает никто. Как следствие, менеджеры по продажам никогда не знают, какую премию получат в конце отчетного периода и слабо заточены на результат.
Если отдел продаж – головная боль, то отдел маркетинга – болезнь, которую ни самому посмотреть, ни людям показать. С точки зрения руководителя-финансиста, это очень затратное, мало просчитываемое подразделение. (Многие маркетологи возразят: есть методики финансовой оценки работы маркетологов. Да, согласен, но прямой корреляции по типу «дал рубль – получил через месяц два» нет). Итог: финансирование маркетинга по остаточному принципу. Основной набор маркетинговых инструментов: сайт, календарь, ручка. Возможна бесплатная информация в социальных сетях, но за счет инициативы самого маркетолога.
Производство на таких предприятиях – затратная необходимость. Основное внимание уделяется экономии: все делается с минимумом необходимых вложений. При выборе оборудования отдается предпочтение среднему сегменту по соотношению «стоимость/ функции/ производительность/ надежность/ бренд». Строгий учет материалов на всех этапах, минимизация отходов. Если есть условно-деловые отходы, то храним их с целью: а вдруг пригодятся? В инфраструктуру производства вкладывается по минимуму, очень рационально: главное, чтобы функции выполняло, а красота и комфорт на третьем месте. Рабочие мотивируются на четкое выполнение плана выработки и экономию материалов. Премия для них рассчитывается на основе такой же большой таблицы, как и для продавцов.
Типичная ситуация на предприятии, управляемом Финансистом: при невидимых коммерческо-производственных результатах – приемлемый доход для собственника. Такой результат достигается в основном за счет экономии средств на всех участках и благодаря «1001 способу оптимизации налогов».
Руководитель-случайник
В данную категорию руководителей я включаю все оставшиеся варианты: это могут быть абсолютно непохожие люди как по психотипу личности, так и манере управления, способу появления права собственности на компанию. Но попытаюсь создать «облако направлений».
Руководитель-случайник слабо разбирается во всех сферах деятельности компании: маркетинг, продажи, производство, экономика и финансы. Но при этом ему повезло. Он – хозяин.
Предприятие могло ему достаться разными путями:
- В крупной компании на руководящей должности находился друг детства или родственник, который создал дочернюю фирму под надежного человека.
- Рейдерский захват: забрал за долги.
- Досталось по наследству, что случается достаточно часто.
- Есть обширные связи в определенной области, но для участия необходимо наличие собственного производства.
Руководитель-случайник появляется в офисе довольно редко, в основном, чтобы забрать из кассы всю наличность для собственных нужд. Особо не вникает в проблемы. Ему скучно их выслушивать, и тем более решать. Его ждут уважаемые люди: «Леночка, я в боулинг!» (Comedy Club). У таких руководителей на первом месте регулярное поступление дохода от данного бизнеса. И если уровень поступлений удовлетворяет, то все остальное их мало интересует.
Описывать работу в подразделениях здесь не имеет смысла: безусловно, что-то делается, но структурированию не поддается. Типичная ситуация для предприятия, управляемого Случайником: во всех подразделениях бардак, собственник на Мальдивах.
К какому типу относится ваш генеральный
Определить это довольно просто. Надо ответить на несколько вопросов.
- С чего он начинает свой рабочий день? Если с получения выписки поступления денежных средств на расчетный счет и анализа запланированных трат с участием главного бухгалтера – то это типичный Финансист.
- Знаете ли вы хозяина в лицо, проработав на предприятии два месяца? Если не знаете или видели пару раз мельком – то это типичный Случайник.
- Как проходят совещания? Если везде развешаны графики и таблицы, все идет строго по регламенту, то руководит компанией Финансист. Если все совещания начинаются и заканчиваются в свободной форме «в курилке», во главе стоит Случайник.
- Где сделан ремонт? Если только в кабинете шефа, и у него в офисе есть персональная дорожка для боулинга или бильярдный стол, это обычный подход руководителя-случайника. Если в бухгалтерии есть собственный «зимний сад», а главного бухгалтера и экономиста возит «Мерседес» с персональным водителем, то такую щедрость обычно проявляют Финансисты.
Как общаться с Финансистом и Случайником
В общении с руководителем-финансистом, независимо от занимаемой должности, будьте готовы все предложения подтверждать финансовыми расчетами. Всегда готовьте бизнес-план, по возможности заручитесь поддержкой бухгалтера или экономиста. Не ждите быстрого результата, помните: проверка расчетов и принятие решений – это не быстро.
Если вам «посчастливилось» попасть в компанию, которой управляет Случайник, то все зависит от того, какие цели вы преследуете:
- Получить запись в трудовой книжке.
- Воспользоваться его связями и контактами для будущих проектов.
- Пользуясь неразберихой, по-тихому заработать капитал на собственное дело.
- Стать его лучшим другом и со временем освободить от непосильной ноши управления предприятием.
Все выше перечисленные типы руководителей встречаются и в других областях деятельности, не только на производстве. Но я составил эти портреты на основе своего личного опыта, связанного с производством. Поэтому руководителей коммерческих или сервисных компаний так подробно описать не могу. Но при желании вы можете дополнить картину.
Ну по сравнению с прошлой статьей, все действительно радикальнее и контрастнее:) По этой статье получается, что нормальных руководителей нет)
Мы, слишком серьезно относимся к себе, немного юмора и самоиронии никогда не повредит…
«Чем больше я узнаю Менеджеров, тем больше мне нравятся Собственники»
Менеджеры беспрерывно учатся, читают правильные учебники, проходят тренинги, берут пример с «успешных людей»… Потом перегорают, психуют, становятся дауншифтерами, в Российской версии – алкоголиками… В комментариях часто попадаются формулировки «Я для Компании», «Фирма не так оценивает», «Что им всем объяснять», «Я знаю, что прав», «Эта компания меня не ценит».
Мы (менеджеры), очень часто забываем, что за Компанией стоит просто Человек, со своими интересами, задачами, уровнем образования, амбициями и т.д. Мы носимся со своими «гениальными идеями и пытаемся их всучить собственнику», в надежде на его оценку и поощрение, но при этом не интересуемся, что это за человек? Какие у него интересы? Как правильно ему преподнести/продать свою компетенцию?
Заметили, что те коллеги, которые обращают внимание на характер, интересы, настроение руководителя, могут подстроиться и правильно преподнести информацию и соответственно продвигаются по карьерной лестнице и сразу становятся изгоями, у них очень много обидных определений (ж…лизы, подхалимы, стукачи…)?
Собственник бизнеса, такой же человек, как и вы, у него бывает плохое настроение: «проиграл в боулинг, простоял в пробке, жена/муж изменяет…» А вы ему – «бюджет маркетинговых мероприятий на ближайшую пятилетку и обязательно срочно!!!»
И что? Зачем давать рекомендации о том, как вести себя с этим 2 типами. Когда они полностью "никчёмны", потому что не "управленцы" по своей природе. С такими рекомендациями возможна только одна тенденция: "поднеси, подай, отсоси и не мешай".
Евгений, вот именно к таким индивидуумам, я и обращаюсь в статье, которая представляет 4 а не 2 типа руководителей (статья состоит из двух частей, читайте внимательней).
Ниже приведена цитата из Вашей статьи:
(("Любая компания, если она не осознает, для чего она нужна своему потребителю, и внутреннему в особенности, существует как ошибка природы." ))
- "Любая компания" - это набор цифр ИНН + 5-7 страниц в Уставе + Логотипчик... Так каким образом этот набор символов должен "осознавать, для чего нужна своему потребителю"????
После этого Вы заявляете, что руководители "никчемны" и не "управленцы"???
Процент "случайников" в бизнесе РФ - огромен. Причины понятны - резкий слом строя, всем хотелось кушать, каждый выживал как мог. Те, кто выжил - прижизненное пособие "хозяинус вульгарис", крайне мало из них пыталось стать профессиональными управленцами, в основном концентрация усилий была на боулинге, ну или на производстве. И ничего ты с этим не поделаешь, пока они не передОхнут... Мятущейся душе наёмного умного менеджера стоит подумать над собственным дельцем, пусть мелким, но продуманным и оттого более-менее стабильным. Без фанатизма, есть-то каждый день охота, и не по разу )))
Олег, Вы в конце данного отрывка немного "переборщили", но в общем суть правильная. Сейчас проходит смена поколений, первоначальные собственники-руководители отходят от дел.
Кто придет им на смену - профессиональные управленцы или мажорные отпрыски, которым остался бизнес в наследство?
Честно говоря не уверен, что организация подобного деления руководителей на "типы" являются достаточно достоверным подходом. Подобные подходы грешат появлением "подклассов", "подтипов от типов" и различными гибридами. В итоге, когда кто-то пытается примерить описанный тип на некую личность возникает следующее:
1. Человек видит сходные черты и определяет, как ему кажется, "тип" личности;
2. Человек вешает ярлык на личность и начинает вести себя с ней соответствующим образом;
3. Наступает момент, когда личность на какие-то ситуации начинает реагировать не так, как описано. Личность является неким гибридом либо "подтипом" либо вообще абсолютно иным, неописанным "типом".
4. Человек впадает в ступор. А личность, возможно, реализует ответную, не всегда приятную, реакцию.
Однако! В любом случае, лично я, смотрю на подобный материал с юмором. Поэтому спасибо, было действительно очень смешно.
Честно говоря я тоже не уверен, что это достоверный 100% метод. Но в чем я действительно уверен, что пока менеджер работает наемным сотрудником, он не может не учитывать личность руководителя для продвижения своих идей и построения карьеры.
Два раза на своём пути наблюдал, как в организациях приходили к управлению финансисты. В каком-то смысле всё управление от ГД переходило к финансовому директору.
Оба раза организации переходили из состояния "живые" в состояние "практически мёртвые". Интересен способ, хорошо перекликающийся с описанным с статье. Оба раза ситуация шла по одному сценарию:
1. Кончаются проекты определённой направленности;
2. Нет проектов - не нужны люди! Ликвидируются подразделения, на которых нет сейчас проектов или работ;
3. При ликвидации, естественно, теряются все наработки. Их передают неким "ответственным" из соседних подразделений, документы складываются на сервер и через месяц вообще не известно, что что-то было.
4. Наступает момент, когда кто-то видит потенциальный проект по ликвидированному направлению. Проводится оценка. Сделать его ещё можно, но он уже будет дороже, так как часть работ сделает одно из существующих подразделений, а часть придётся отдать на подряд или заново набирать людей.
Итого... маржа НЕ +15% и от проекта отказываются.
5. Заканчиваются проекты у следующего направления...
6. Проекты делать не выгодно... Компания забывается на рынке...
В итоге в компании 1,5 продажника, 1,5 производственника и 20 человек финансового блока :))).
Схема отработанная и стабильная :)))
Мне повезло)) поработать со всеми 4 типами руководителей-собственников, в случае с руководителем-случайником - антикризисным управляющим.
Но пожалуй из всех типов, мне больше всего менее симпатичны финансисты - "они как стеклоткань и сами не горят и все вокруг душат".
Выплата бонусов на производственном предприятии под управлением финансиста (случай из практики).
Была проведена сделка: купили товар за 1 000 000, продали за 1 150 000 (купи-продай, без участия производства).
Менеджер в конце месяца подал отчет на причитающийся ему % от сделки. Получил расчет, где было указано, что в результате данной сделки предприятие получило убыток!
Расчет:
Закупка 1 000 000
Накладные расходы + 18%
Транспортные расходы + 9%
Итого себестоимость - 1 286 000
Минимальная торговая наценка – 5%
Минимальная рекомендуемая стоимость – 1 350 510
Убыток 1 286 000 – 1 150 000 = 136 000
Доводы, что товар только на документах заходил на территорию предприятия, и никаких действий с ним не производилось (не было ни транспортных, ни погрузочно-разгрузочных работ) во внимание не брались. По нормативам, в таблице расчета себестоимости данные пункты были прописаны!!!