С чего начинается управление бизнес-процессами

Цель оптимизации бизнес-процессовповышение операционной эффективности и снижение издержек. В результате этой сложной работы ситуация в бизнесе в целом улучшится. Но как к этому прийти? Ниже представлены несколько рекомендаций, придерживаясь которых вы сможете повысить показатели работы и без лишних затрат решить конкретные задачи, которые стоят перед вашей компанией.

Не расходуйте силы и ресурсы на мнимые проблемы

В компании возникла некая, как вам кажется, существенная проблема, которую необходимо срочно решать, для чего вы внедряете специальное управленческое ПО. Однако от такого подхода может быть больше вреда, чем пользы. Реализация любого проекта, касающегося управления бизнес-процессами, должна проводиться в соответствии с объективным положением дел в компании и с учетом подтвержденных фактов. Все внезапно возникшие вопросы необходимо рассмотреть и оценить до того, как вы запустите проект. Для этого сначала детально изучите суть, а уже после приступайте к поиску решения. Так вы сможете отсеять несущественные проблемы и решать действительно важные. С чем необходимо разобраться прежде: с жалобами покупателей или с растущими затратами производства?

Направьте энергию на качественные изменения, а не на внедрение технологий

Программное обеспечение для управления бизнесом призвано упростить для компаний решение ежедневных задач. Однако не стоит выстраивать стратегию управления процессами вокруг внедрения информационно-технологических новинок. Главная задача управления бизнес-процессами – совершенствование методов работы персонала. Вы можете сколько угодно модернизировать рабочее место сотрудника, снабжая его всевозможными удобствами, но это не панацея от всех проблем. Автоматизация не есть оптимизация. Изменения будут иметь успех только при условии формирования нового мировоззрения у участников проекта, а не вследствие упрощения их условий труда. Автоматизация плохо организованного процесса никогда не сделает его лучше.

Не увлекайтесь анализом. Действуйте!

Непрекращающееся применение различных методов статистического анализа для оценки эффективности управления бизнесом может привести к тому, что компания застынет в «аналитическом параличе». Это означает, что чрезмерный анализ и обдумывание лишает вас способности принимать решения, и в конечном итоге не предпринимаются нужные шаги, важные задачи не выполняются, что причиняет вред развитию компании. Вы стремитесь устранить каждое несоответствие, уладить каждое непредвиденное обстоятельство, но такая стратегия не оправдывает себя, поскольку можно не заметить, как вас поглотит процесс анализа возникающих проблем. Гораздо более эффективными окажутся конкретные мероприятия по управлению бизнес-процессами, направленные на оптимизацию рабочего процесса и обеспечение непрерывного развития компании.

Совершенствуйте то, что уже есть, а не меняйте на новое

Управление бизнес-процессами предполагает комплекс мер по улучшению текущей ситуации, внедрению новых приемов и методов работы. То, что и так хорошо работает, совершенствовать не нужно. «Полная перестройка» внесет сумбур в процесс, и вам придется потратить немало времени и приложить усилия, чтобы наладить работу по новой методике. Намного проще и эффективнее вносить изменения в уже налаженную систему, и далее отталкиваться от этого этапа. Выстраивать процесс абсолютно по-новому нужно только в том случае, если он полностью непригоден в качестве плацдарма для изменений, или же если вы с нуля формируете организационную структуру компании. И все же, если в урегулировании нуждаются какие-либо «локальные» вопросы, например, упрощение процесса или устранение задержек в рамках какого-либо этапа, то в долгосрочной перспективе выгоднее произвести совершенствование, а не замену процесса.

Внимательно изучите все составляющие процесса

Поиск методов оптимизации процессов должен основываться на результатах их пристального изучения. Разделение процесса на этапы и картирование каждого из них позволит определить проблемные места и выявить звенья, которые подлежат усовершенствованию. Предпринимая меры по оптимизации какого-либо отдельного этапа, сначала смоделируйте влияние потенциальных изменений на остальные составляющие, иначе вы рискуете успехом мероприятий по управлению бизнес-процессами компании, поскольку их проведение в будущем может усложниться.

Ответственное, вдумчивое управление бизнес-процессами не терпит спешки, поэтому для достижения реальных результатов наберитесь терпения. Начинайте с малых шагов, это поможет избежать возможных проблем в дальнейшем и позволит прийти к большим достижениям.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер по логистике, Латвия

Автору - моя благодарность за публикацию.

Хорошо было бы добавить: "Изучайте и применяйте Деминга (ЛИН) и Голдратта (ТОС) - всё у вас получится!"

Экономист, Москва

"Не увлекайтесь анализом. Действуйте!"

"Внимательно изучите все составляющие процесса"

Это только мне кажется, что в этих утверждениях есть нечто противоречивое?

На удивление пустая статья...

Генеральный директор, Москва

Уважаемый Кирилл! Я не знаю какой у вас опыт в управлении бизнес-процессами, но тем не менее если вы работали в этой функции, то буду благодарен услышать более конструктивный комментарий, чем тот что вы оставили выше. Многие методы решения тех или иных проблем в консалтинге начинаются с так называемого framework-модели, являющейся основой системного подхода. Эта статья скорее больше дает некий guidance именно в этом направлении и никакого противоречия в том, что вы указали выше нет. В первом случае речь идет и методах статистического анализа, в которых многие специалисты (это касается и многих компаний из Global 100 для которых мы выполняли проекты) имеют тенденцию погружения надолго, что зачастую не добавляет никакой ценности. Этот же параграф и говорит далее "...Гораздо более эффективными окажутся конкретные мероприятия по управлению бизнес-процессами..." что, безусловно, невозможно без изучения этих процессов. Однако, существует множество методов как сделать это эффективно, самые банальные и известные всем из которых, это Парето принцип с последующей идентификацией quick wins и соответствующей приоритизацией.

Генеральный директор, Украина
Айрат Ихсанов пишет:
С чего начинается управление бизнес - процессами (заголовок статьи)

С осознания владельцем бизнеса или ген. директором необходимости управления бизнес - процессами и принуждения руководителей среднего звена к внедрению процессного подхода в управлении. Никому в компании (кроме них) это не нужно.

Генеральный директор, Москва

Это зависит от этапа развития компании.

Автор имеет в виду устоявшийся "старый" угасающий корпоративный бизнес, в котором работает? Это традиционный взгляд из прошлого, когда с "издержками" ведут непримиримую борьбу. Часто издержки и есть мнимая проблема. Издержки могут оказаться и инвестициями.

Качественные изменения зависят именно от новых технологий и их эффективного приложения, а в ближайшем будущем они будут их определять. В моём бизнесе это уже происходит. Пора переходить на новый уровень.

Анализ не есть увлечение - это базис для правильных действий в правильном направлении.

Совершенствование того, что есть и есть создание нового путём включения новых элементов и технологий.

Несомненно, процессы надо оптимизировать, но зачем их изучать? На это есть время? Результаты пристального изучения...Это о чём? Руководители среднего звена. Кого они водят за руки, кому нужны эти звенья? Что они создают кроме пресловутых издержек?

Процессы в современной и успешной компании максимально просты и прозрачны, они и формируются командой. Обратное - есть бюрократия и заорганизованность, тормозящие развитие. А вот про Принципы и Ценности автор ничего не сказал. Они формируют и процессы, и отношение к ним. В квантовой физике существует парадокс, когда частицы, находящиеся в хаотическом на первый взгляд состоянии, вдруг неожиданно выстраиваются в правильном порядке, следуя за первыми. Так и в бизнесе: за лидерами следуют, их повторяют, им помогают.

Статья вызывает недоумение. Осмелюсь утверждать, что автору не хватает практического опыта в современном бизнесе...Консультантов больше, чем практиков. Увы, думаю, следуя таким рекомендациями, моя компания завалится на бок с вероятностью 90%.

Генеральный директор, Москва
Юрий Фёдоров пишет:
Автору - моя благодарность за публикацию.

Спасибо Юрий!

Генеральный директор, Москва
Юрий Фёдоров пишет:
Хорошо было бы добавить: "Изучайте и применяйте Деминга (ЛИН) и Голдратта (ТОС) - всё у вас получится!"

Согласен. Не менее важен во всем этом и sense check и понимание затрачиваемых усилий в балансе с привнесенной ценностью "на выходе".

Генеральный директор, Москва
Юрий Петров пишет:
С осознания владельцем бизнеса или ген. директором необходимости управления бизнес - процессами и принуждения руководителей среднего звена к внедрению процессного подхода в управлении.

Совершенно верно Юрий, однако думаю принуждение это метод заранее обреченный на провал. Уверен, вы имели ввиду создание необходимых условий для этого.

Генеральный директор, Москва
Сергей Легашов пишет:
Автор имеет в виду устоявшийся "старый" угасающий корпоративный бизнес, в котором работает? Это традиционный взгляд из прошлого, когда с "издержками" ведут непримиримую борьбу. Часто издержки и есть мнимая проблема. Издержки могут оказаться и инвестициями.

Да действительно, мы в силу специфики нашего бизнеса, работаем больше с теми предприятиями где имеются проблемы. Консультантов приглашают решать проблемы, это ведь логично, не так ли? Традиционный взгляд? А почему вы так решили? Я посмотрел на ваш профиль - вы не работаете в консалтинге, вы это по своему сектору, работающему с survey solutions или ГНСС решили? Издержки - мнимая проблема... ну наверно да в таком случае, с вашим опытом и широким спектром отраслевой специализации. У нас были клиенты из Global 100 - нефтяные компании, которые во время кризиса первое что делали это сокращали свои издержки, иногда очень банальными способами, такими как обычная рассылка писем поставщикам с "просьбой" снизить стоимость поставляемой продукции/услуг на N..%, не сложно догадаться, что происходило с теми, кто не принимал этих условий. Эти компании лидеры индустрии. Вот такой вот "старый" угасающий корпоративный бизнес...

Генеральный директор, Москва
Сергей Легашов пишет:
Качественные изменения зависят именно от новых технологий и их эффективного приложения, а в ближайшем будущем они будут их определять. В моём бизнесе это уже происходит. Пора переходить на новый уровень.

В сегодняшних условиях, в которых работают многие компании в РФ, не всегда и не везде это зависит только лишь от новых технологий, хотя абсолютно согласен с тем, что это один из важных факторов, который будет определять конкурентоспособность в будущем. К примеру, на одном из наших проектов для достаточно крупной 2PL компании в России, мы делали комплексный анализ разрывов и не смотря на то, что клиент использовал достаточно продвинутые GPS технологии, системы контроля топливных остатков, выдачи путевых листов и т.д. большая часть неэффективности лежала в процессах, изменение которых не требовало внедрения каких-либо системных решений и продолжительного времени. Это касалось в частности, дублирования функций и различных внутренних документов (которые могли иметь разное название но имели схожие задачи), многие из них просто не добавляли никакой ценности в процесс, и в случае исключения, на последнем это никак бы не отразилось. Все это имело крайне негативный мультипликационный эффект на межфункциональном взаимодействии. Для клиента эти потери в общей структуре операционных затрат составляли до 20% и это как лишь один из примеров того, что может быть оптимизировано если сконцентрироваться на (цитата из статьи) "Гораздо более эффективными окажутся конкретные мероприятия по управлению бизнес-процессами..." о чем и говориться в статье.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.