Четыре правила превращения ошибок в успех

Недавнее выступление руководителя Nokia разлетелось в интернете на цитаты: «Мы все делали правильно, но как-то умудрились все потерять», на самом деле демонстрирует нам одну простую, но важную истину: изменения опасны, но отсутствие изменений – гораздо опасней! Мы знаем, что компании-лидеры умеют ошибаться, делают это изящно и правильно. Отношение к ошибкам – часть продуманной стратегии, а не зов души. Но что на самом деле является «правильным отношением к бизнес-ошибкам»? Что, кроме правила «ошибайтесь быстро», мы о них знаем? Как научить сотрудников экспериментировать, не допустив халатности?

Все профессиональные спортсмены умеют падать. Это базовый навык, который формируется чуть ли не одним из первых. Мой сын пяти лет занимается самбо, и я вижу, как на каждом занятии они отрабатывают падения: сделал кувырок и разбил нос? Значит, повтори это действие десять раз. «Ты плохо падаешь, пойдем летом на улицу, потренируешься на асфальте – так быстрее запоминается!» – слышу я слова тренера. Учиться ошибаться также важно, как мастерству. Но бизнес слишком мало внимания уделяет этому базовому закону развития: если вы не научите людей ошибаться, они всегда будут бояться упасть. Конечно, каждый руководитель заинтересован в стабильности и гарантиях результата, но что, если эта стабильность кроет в себе бомбу замедленного действия?

80% людей воспринимают ответственность, как наказание (HBR №115), что ведет к саботажу, препятствию изменениям и формированию мотивации избегания неудач, вместо ориентации на достижения. Страх парализует, отключая чувствительность к изменениям внешней среды: нам проще не верить и не замечать происходящее, чем действовать. На самом деле компания может и должна формировать правильное отношение к ошибкам. Как это сделать? Рассмотрим четыре правила.

1. Выбирайте ошибки с ограниченными потерями

Николас Талеб в своей книге «Антихрупкость» приводит пример про писателей и художников: «Количество тех, кому ваше творчество не понравилось, не имеет значения, так как они не смогут совершить действия, обратного покупке книги». Таким образом, ваши затраты ограничены (время, ресурсы на печать), а потенциальный доход безграничен. Так и с ошибками – вам просто необходимо найти такие проекты, в которых можно зафиксировать расходы, в то время как возможности могут быть беспредельны.

Один из таких примеров – переориентация компании Valve на очки виртуальной реальности (что было лишь любопытным опытом нового сотрудника, а сегодня способно подорвать индустрию видеоигр) или появления Gmail из внутренней почты Google.

Вместо этого, часть компаний действуют с точностью до наоборот: они принимают проекты с краткосрочным, но видимым эффектом, который в потенциале может разрушить всю систему. Это очень похоже на курение или зависимость людей от потребительских кредитов: и то, и другое выгодно только поставщикам, которые, к сожалению, умеют ждать.

2. Лучше много маленьких ошибок, чем одна большая

Упражнения в тренажерном зале с поднятием гири 10 кг. Три подхода по 15 раз делает ваши мышцы крепче, в то время как если вам придется поднять 450 кг за один раз, вы можете надорваться. При этом менеджеры любят выбирать яркие и амбициозные проекты и избегают мелких проб и ошибок, которые могут действительно помочь компании стать сильнее и дать новый опыт. Сотрудники видят, что компании интересен только видимый результат, и это формирует их работу. В то время как многие сферы (например, сервис или управление персоналом) – это скорее среда постоянных небольших улучшений. К тому же работать над ошибками совершенно неинтересно.

3. Через ошибки идет поиск нового

Если вы часто и незначительно ошибаетесь – это ведет к постепенному росту (если это, конечно, не заполнение налоговой декларации, хотя и здесь вас быстро научат). Но когда решениям придается некоторый официоз и вес, люди, так сильно склонные к стабилизации всего на свете, начинают сомневаться и опасаться перемен. Вам необходимо донести мысль, что неопределенность – это хорошо, это единственный способ поиска новых возможностей. Только так запускаются наши механизмы адаптации и творчества, и это приводит к постоянным небольшим улучшениям.

4. Цель ошибок – эффективные действия

«Я думал – получится, ан нет! Снова бесценный опыт!». Ошибки хороши только тогда, когда приводят к результату. Для бизнеса это всегда конкретные показатели прибыли, оборота, количества пользователей и т.д. Чтобы получить качественный рост, необходимы четкие критерии отбора идей и фиксации ошибок. Одно дело, я знаю, что мою идею могут не принять по «каким-то причинам». И совсем по другому работают люди, когда критерии «признания ошибки» ясные и конкретные. Хороший пример: адаптация нового сотрудника (80% проблем можно было избежать на этапе подбора). Понятные критерии прохождения испытательного срока (например: знание продукта, знание процессов, высокие оценки по кросс-взаимодействию) позволяют четко сформулировать действия не только самого соискателя, но и ответственных сотрудников. Отсутствие такого подхода порождает паралич принятия решений. И ошибки «прирастают» к вам надолго (люди остаются, проекты становятся «вечными», люди распыляются на работу, которая однозначно неэффективна).

Конечно, вы можете возразить, мол «Елена, решения принимаются на уровне руководителей, у которых достаточно компетенций и знаний для принятия решений. Сотрудникам просто необходимо качественно выполнять свои функции». И я не могу с вами не согласиться, проблема лишь в том, что критерии «качественно» меняются невероятно быстро и просто ломают систему. Например, у вас сегодня есть менеджер по рекламе, который невероятно разбирается в наружной рекламе и совершенно не понимает SMM. Как изменилась ваша оценка за пять-десять лет?

Не бойтесь ошибаться! Бойтесь ошибаться бесполезно.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Краснодар

Елена, здравствуйте! Спасибо Вам большое за бодрое начало недели! Вы обозначили вопрос: "Какие качества должна сформировать у своих сотрудников компания, чтобы они не боялись ответственности и не боялись приобретать новый опыт?"

Далее Вы пишите: "...На самом деле компания может и должна формировать правильное отношение к ошибкам. Как это сделать? Рассмотрим четыре правила..."

Я так понял из статьи, что основное качество для сотрудника, чтобы он не боялся ответственности и не боялся приобретать новый опыт - это правильное отношение к ошибкам. Да, отчасти Вы правы, но я бы добавил в список качеств сотрудника, которые способны ответить на поставленный Вами вопрос, следующие:

- глубинное знание и ощущение своих обязанностей и полномочий в принятии решений. Сначала обязанности, потом все остальное;

- целеполагание и целеустремленность. Без этих качеств не будет понятно, чего же мы не достигли и почему;

- умение считать затраты и желание создавать своим трудом (решениями) добавленную стоимость и оценивать ее в рублях .Чтобы можно было понять сколько затрачено, а сколько получено;

- способность признавать ошибки;

- умение определять цену ошибки. Ее надо пощупать, осознать, чтобы не допускать в дальнейшем;

- постоянное желание нового и способность учится у других;

и, последнее, компания должна дать человеку уверенность в том, что возможность совершения ошибки после принятых им решений (если это, конечно, не преступление) существенно не повлияет на его дальнейшую карьеру, а поможет оценить его действия и обеспечит в дальнейшем другое качество труда с меньшими рисками принятия неправильных решений.

Генеральный директор, Москва

Илья, день добрый!

Спасибо за ваши дополнения. Думаю эти пункты также можно расширить и раскрыть.

Третий пункт, это скорее предпринимательский подход (создавать что-то новое, считать прибыли и риски). Эта тема также требует дополнительного обсуждения, не все компании готовы развивать эти качества внутри (хотя это кажется логичным), так как опасаются ухода ключевых сотрудников.

Вице-президент, зам. гендиректора, Краснодар

Добрый день, Елена! Изучил сайт Вашей компании. Ваше виденье процессов обучения импонирует. Статьи интересные. Удачи Вам, успехов в развитии и донесении простых и нужных мыслей умным людям!

Researcher, Москва
Илья Жуков пишет:
успехов в развитии и донесении простых и нужных мыслей умным людям!

Вот хорошо Вам, умным... А как например быть мне? Не совсем конечно дурак, но и умным себя назвать поскромничаю.

Читаем правило №1: Выбирайте ошибки с ограниченными потерями.

Выбрать можно лишь из того что УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ!!! На полке стоят книги. Выбираю!! На прилавке лежит колбаса. Выбираю!! ... И т.д.

Но чтобы ВЫБРАТЬ ОШИБКУ ее надо иметь, совершить заранее перед выбором. Если ее еще нет КАК ЕЕ ВЫБРАТЬ??? ЕЕ нет!!

Иными словами, я как не умный, понимаю правило так:

1. Планируем сегодня сделать 5 (пять) ошибок.

2. Начинаем работать, т.е. делать ошибки. Сделали!!

3. Начинаем выбирать. Выбрали ошибку № 3. И что дальше???

Автор не говорит что с этой ошибкой № 3 делать. И что делать с остальными четырьмя. Их отменять?

Вот Вы умный! Вы все поняли! Что Вы будите делать с ошибкой № 3 и остальными ??

Или ещё правило № 2: Лучше много маленьких ошибок, чем одна большая

Из моего примера. Пусть ошибка № 2, уже сделанная, иначе мы не сможем оценить ее - большая она или маленькая -- БОЛЬШАЯ!!

Что такое "лучше"?? Куда деть уже сделанную "большую". Запустить время вспять? Вы, умные, скажите как вернуть время??

Вице-президент, зам. гендиректора, Краснодар

Валерий, здравствуйте!

1) Любую ошибку я буду анализировать и сотрудников научу это делать. Безотносительно того, какой у нее номер. Кстати на этом сайте вчера опубликована статья «Как лучшие компании накапливают и передают знания». Там есть абзац: «Говорят, что основатель Microsoft Билл Гейтс каждую неделю отправлял сотрудникам электронные письма под заголовком «Ошибки, которые я сделал на этой неделе». Он делал это не для того, чтобы дать им почувствовать себя лучше или повеселить их – он хотел показать, что ошибки являются основной частью процесса обучения, и помочь сотрудникам не повторить его ошибок.» Для анализа показательней выбрать ошибки с четкими потерями.

2) "Лучше много маленьких ошибок, чем она большая". Здесь, я полагаю, речь идет о том, что сотрудникам необходимо показать, что не стоит бросаться на большой проект (например, выход на рынки новых регионов), ошибочная реализация которого может привести к банкротству компании. Лучше пусть сначала потренируются на небольших участках. Например, исключат полностью допущенную менеджерами ошибку низкого качества обслуживания клиентов. То есть, сначала реализуем небольшие проекты, и если возникают ошибки в их реализации, то, опять же, - анализируем. Наступаем много раз на "маленькие грабли", бьем себя по коленкам, чтобы научиться смотреть под ноги и далее идти смело вперед.

Researcher, Москва
Илья Жуков пишет:
Любую ошибку я буду анализировать и сотрудников научу это делать. Безотносительно того, какой у нее номер.

Вы же не консультант. Почему не отвечаете на ПРЯМЫЕ вопросы? А бла-бла-бла я и сам могу...

Правило №1 гласит: В_Ы_Б_Р_А_Т_Ь. Мой вопрос З_А_Ч_Е_М??? !! Надеюсь, для умных я не сложно сложно выражаюсь?

А выдуманные сказки про Билла Гейтса читаете на ночь своим сотрудникам, хорошо будут засыпать. Гейтс был, мягко выражаясь, плохим организатором. Если бы не Пол Аллен никакого МикроМягкого и не было бы.

Илья Жуков пишет:
что сотрудникам необходимо показать, что не стоит бросаться на большой проект (например, выход на рынки новых регионов), ошибочная реализация которого может привести к банкротству компании.

У Вас оригинальные взгляды на руководство компанией и права сотрудников на выбор проектов. Их можно обсудить... Но здесь речь идет о статье и рекомендациях автора.

Я не понимаю (в силу своей отсталости) что означает Л_У_Ч_Ш_Е ??

Это же декларируется, автором как ПРАВИЛО №2. Правило - означает указание, требование!! как действовать в определенных ситуациях.

Илья Жуков пишет:
То есть, сначала реализуем небольшие проекты, и если возникают ошибки в их реализации, то, опять же, - анализируем. Наступаем много раз на "маленькие грабли", бьем себя по коленкам, чтобы научиться смотреть под ноги и далее идти смело вперед.

В бизнесе нет "С_НАЧАЛА", а есть КОНЕЦ! Если у вас (ничего личного) "возникают ошибки" - наступает КОНЕЦ. Если у вас "много раз на "маленькие грабли" - наступает КОНЕЦ.

КОНЕЦ бизнесу...

И "идти смело вперед" на кладбище занимать место.

. . . . Директор по развитию, Москва
Илья Жуков пишет:
бьем себя по коленкам

Илья, заканчивайте там пилить лес в Фанагории, да и во всем Краснодарском крае - его там и так мало осталось, особенно хорошего на который вы глаз положили. Бочки они делают для Чили... Ребят, когда мы наконец перестанем переводить планету на мусор?!

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - 80% людей воспринимают ответственность, как наказание (HBR №115)

Меня ссылка не убедила - все зависит от того, как организована работа на предприятии:

в одном - 100% как наказание, в другом - 100% как повышение доверия руководства.

Вице-президент, зам. гендиректора, Краснодар

Спасибо за советы и эпитеты!

"ВЫБРАТЬ" - надо для того, потому что этих ошибок бесконечное множество. А анализом лучше заниматься с конечным числом наиболее важных ошибок, имеющим существенное влияние.

"ЛУЧШЕ" - это означает, по аналогии, - "лучше один прыжок на 10 метров, чем 10 прыжков на 1 метр", только наоборот. И всего-то. По мнению автора - так ЛУЧШЕ

Валерий, ответьте на вопрос:

Компании следует формировать правильное отношение сотрудников к ошибкам. Как это сделать по Вашему? Есть ли в Вашем опыте конкретные примеры, а может уже и устоявшиеся правила?

Мне нравится принцип: "Возражая - предлагай"

Researcher, Москва
Илья Жуков пишет:
Компании следует формировать правильное отношение сотрудников к ошибкам. Как это сделать по Вашему?

По моему ошибка ошибке рознь. По этому прежде чем изложить свое "правильное" ;-)) отношение необходимо ошибки как-то классифицировать.

В переносе на нашу компанию понятие "ошибка" используется ограниченно в основном для программистов (кодировщиков), бизнес-аналитиков, системных аналитиков и т.д. Если в общем - ОШИБКА это ВСЕГДА ПЛОХО !!! Для сотрудника это понижение в должности, уменьшение премии, увольнение...

А это, извините **самоцензура**, цитата "...Если вы часто и незначительно ошибаетесь – это ведет к постепенному росту..." или цитата "...избегают мелких проб и ошибок, которые могут действительно помочь компании стать сильнее и дать новый опыт..." можно назвать дисквалифицирующим признаком для консультанта

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.