Современная социология видит три сектора в составе гражданского общества: публичный, коммерческий и некоммерческий. Разница между ними, упрощенно говоря, в том, что первый занят управлением обществом, второй – извлечением прибыли, третий – созданием общественной пользы. Бизнес по этой классификации относится ко второму сектору, а некоммерческие организации (НКО) – к третьему. Однако самые интересные явления возникают на стыке секторов. 4 июня 2015 года представители петербургского бизнеса и НКО обсудили вопросы взаимодействия второго и третьего сектора и пришли к выводу, что для успешного сотрудничества между ними нужно соблюдать семь правил. Какие? Об этом вы узнаете из нашей публикации. Встреча проходила в формате делового завтрака в общественном пространстве «Бенуа1890» (проект ГК «БестЪ»).
1. Найдите мотив
Юрий Романчев, руководитель отдела подбора персонала и развития бренда «Воздушные ворота Северной столицы»: «Для себя я сформулировал четыре основных мотивирующих фактора, позволяющих эффективно работать с волонтерами:
- Значимость, уникальность проекта (для города, страны, мира).
- Желание каждого потенциального волонтера принести пользу и добро.
- Увлекательный сценарий. Пусть будет интересно!
- Стремление к общению с другими людьми.
Во время тестирования нового международного терминала аэропорта «Пулково» нашей задачей было привлечь 5 тыс. пассажиров, которые помогли бы протестировать основные операционные процессы перед запуском терминала. Проект прошел с успехом – никто ничего подобного в России не делал. В качестве партнеров мы выбрали агентство по подбору персонала Kelly Services. С самого начала были разделены сферы влияния: мы отвечали за вузы, привлекали наших сотрудников, их друзей и родственников, Kelly Services работали с большим количеством волонтеров Петербурга. В итоге все сложилось – тестовые испытания были пройдены. Волонтерам ничего не платили, не считая сувениров и памятных сертификатов – их основной мотивацией была, в первую очередь, заинтересованность в развитии нового аэропорта».
2. Найдите «свой» формат
Екатерина Усанина, заместитель директора благотворительного фонда «Добрый город Петербург»: «Согласно исследованию Общественной палаты РФ «Корпоративная благотворительность в России», 50% компаний в России ведут благотворительную деятельность в партнерстве с НКО, и в большинстве случаев это партнерство успешно. Есть несколько форматов, которые можно успешно использовать для этого сотрудничества:
Собственные волонтерские акции. Чем хороши волонтерские акции? С них можно начинать. Преследуются цели обратить внимание на благотворительность, сотрудники поймут, что это ценно для вашей компании, также это может быть альтернативой корпоративам в хорошем смысле этого слова. Механизм реализации – желательно, чтобы это было напрямую связано с деятельностью вашей компании. Популярные форматы: спортивные мероприятия, благоустройство, озеленение, выезды на совместные мероприятия с подопечными домов престарелых или детских домов. Важно, чтобы сотрудники понимали, что это не просто «плюс один» в их карму, а готовились к таким мероприятиям, чтобы это было действительно полезно и тем, кому они помогают. У нас есть пример, где сотрудники компании поддерживают общение с одними и теми же детьми из школы-интерната в течение трех лет. Это очень ценно для детей. В акциях участвуют от 20 человек и более.
Пожертвования сотрудников. От примитивного сбора, когда установлены копилки в офисе, до технологизированного, когда сотрудники делают автоматические отчисления по заявлению в бухгалтерию. Ежемесячное отчисление какой-то части зарплаты в пользу кого-то. Это очень удобно с точки зрения того, что сотруднику самому не нужно искать некоммерческую организацию, разбираться, можно ей доверять или нет, изучать, как она работает, экологично или нет. То есть здесь сотрудник опирается на авторитет от руководителя компании, который уже выбрал, кому помогать, и сотруднику остается только перечислить деньги и не тратить на это кучу времени.
Участие в акциях некоммерческих организаций. Вы можете принять участие в «готовой» акции, даже если она проходит в партнерстве с другим бизнесом. Есть такая фраза у коллег из организации «Даунсайдап»: «Хочешь обогнать своих конкурентов, обгони их на лыжах или велосипеде». Это классный вариант и очень хороший PR!
Ресурсная поддержка. Например, когда компания предоставляет свое помещение для мероприятий, транспорт и т.д.
Социальный маркетинг. Это – один из набирающих популярность трендов: при покупке того или иного товара часть средств идет на поддержку нуждающихся. Здесь два варианта: когда в цену уже заложена добавленная сумма и купить товар можно только по заявленной цене, а второй вариант поясню на интересном примере магазина «Метрика». Одну и ту же банку краски предлагалось купить за 40 руб. или за 45 руб., при этом было заявлено, что 5 руб. пойдут на благотворительность. Объем продаж краски за 45 руб. превысил в два раза продажи краски по 40 руб.
Кобрендинг. В данном случае компания и благотворительная организация договариваются об использовании бренда благотворительной организации за определенное денежное пожертвование.
3. Постройте правильную схему работы
Любовь Мальцева, координатор проекта «Свои люди», компания «Юлмарт»: «Наш проект «Свои люди» изначально был нацелен на трудоустройство и социальную адаптацию людей с инвалидностью. Мы не создаем специально для них рабочие места, а принимаем их на свои существующие должности. Сначала подбираем, затем обучаем и трудоустраиваем. Процесс трудоемкий и отбирает больше времени, чем для трудоустройства обычного сотрудника. Но в наших планах основным пунктом стоит создание среды равенства в нашей компании. В ее основе будет полное включение людей с инвалидностью во все бизнес-процессы компании, будь он клиентом или сотрудником. У нас есть центр бизнес-компетенций, который занимается конкретно обучением, адаптацией и поддержкой человека, нашего сотрудника с инвалидностью. В разрезе волонтерства этот проект интересен тем, что наши сотрудники в нем участвуют безвозмездно, то есть даром.
Члены команды проекта «Свои люди» поделены на несколько ролей – наставники (те, кто обучал), кураторы (кто вел, помогал влиться в компанию), я – координатор проекта, руководитель проекта Надежда Сеничева и генеральный директор Сергей Федоринов – главный идеолог. У нас так получилось, что и «верхи», и «низы» захотели и смогли поучаствовать в жизни нескольких десятков человек с инвалидностью. Мы не увидели среди сотрудников никакого сопротивления – поэтому людей мы не заставляли, а просто бросали «клич» и среди откликнувшихся прорабатывали эту тему. Каждый из сопричастных изменился и, как нам кажется, стал лучше. Мы не даем людям рыбу, мы даем им удочку и учим ею пользоваться».
4. Сделайте сотрудничество удобным
Евгений Корляков, старший менеджер PwC в России: «PwC – глобальная сеть фирм, которая осуществляет свою деятельность более чем в 150 странах. Поэтому в нашей работе мы следуем глобальным трендам, включая и нашу волонтерскую деятельность. Мы осуществляем около 20 проектов в области корпоративной социальной ответственности в год. Из 2600 сотрудников в России более 200 человек ежегодно участвуют в наших инициативах в качестве волонтеров. Я считаю это неплохой цифрой. Мы стараемся сделать участие в волонтерских акциях максимально удобным для сотрудников. Например, есть такая инициатива – сбор одежды для нуждающихся. Многие люди часто не знают, что делать с вещами, которые они больше не носят. У нас для этого в офисе выставляются специальные коробки: человек приехал на работу и все, что ему остается, это просто положить вещи в эту коробку. Для него это мелочь, но, учитывая масштабы компании, после каждой такой акции у нас набирается огромное число одежды, которую мы отправляем тем, кому она действительно пригодится.
У нас также отлажен процесс внесения пожертвований на благотворительные цели. Все происходит автоматически: от компании периодически приходят рассылки о какой-либо насущной проблеме, человек может просто нажать кнопку в письме и указать сумму, которую он хотел бы пожертвовать. Затем эта сумма будет автоматически вычтена из его заработной платы, а ему нужно будет только подписать и отправить заявление в бухгалтерию».
5. Свяжите цели бизнеса и гражданского общества
Федор Кушнаренко, куратор по Калининскому району общественного движения «Красивый Петербург»: «Наша организация – полностью волонтерская. Только в социальных сетях зарегистрировано более 40 тыс., но точную цифру назвать не могу, потому что последователи есть более чем в 30 городах России. Им, конечно, никто не платит. Когда спрашивают, зачем люди участвуют в движении «Красивый Петербург», хочу ответить: «А зачем делать уборку в собственной квартире?».
Моя волонтерская деятельность в «Красивом Петербурге» пересекается с деятельностью организации, в которой я уже непосредственно работаю и получаю зарплату – «Ассоциация малых предприятий наружной рекламы». В последние годы город просто захлестнула волна незаконной рекламы – рекламного мусора: это разноцветные объявления на столбах и остановках общественного транспорта, на тротуарах и фасадах зданий. Мы считаем, что это бросает тень и на добросовестных производителей, поэтому наша Ассоциация совместно с движением «Красивый Петербург» ведет постоянную работу по упорядочению рекламы и информации на улицах нашего города. Мы разработали методическое пособие с набором неких рекомендаций в этом направлении и передали его в профильные ведомства. Некоторые наши рекомендации уже начали внедряться».
6. Покажите пример коллегам
Дмитрий Гутницкий, учредитель интернет-агентства Molinos: «Мы организовали НКО «Фонд поддержки музыкального образования». Задача фонда – способствовать развитию музыкального образования, популяризировать классическую музыку. Создание Фонда – моя личная инициатива, как частного лица, сотрудники компании не обязаны участвовать в деятельности Фонда и отчислять какой-то процент своей заработной платы на его нужды. Я никого к этому не принуждаю. В то же время интерес к этой области заметно растет. Мы верим, что посредством личного вклада и благотворительной инициативы мы можем сделать окружающий мир лучше.
По инициативе Фонда выходит передача «Алгебра звука» на радио «Эхо Петербурга». Также мы поддерживаем начинающих музыкантов, выпускников консерватории (Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова). Фонд организует «I Международный скрипичный фестиваль», который ежегодно посещают более 10 тыс. человек. Фестиваль призван открыть концерты скрипичной музыки для современного слушателя. В рамках фестиваля прошли концерты Максима Венгерова, Марианны Васильевой, британца Даниэла Хоупа и других талантливых музыкантов. Часто говорят, что благотворительность и волонтерство – прерогатива крупного бизнеса. Не согласен с этим: средний бизнес точно также осуществляет социальные и благотворительные проекты, просто не рассказывает об этом так громко, потому что не связывает эту деятельность с PR-ом и коммерческой выгодой».
7. Сделайте ставку на молодежь
Мария Лушникова, руководитель общественного пространства «Бенуа 1890»: «Наш проект изначально общественный, рассчитанный на широкую аудиторию. Работа с волонтерами выделена в отдельное направление, сейчас им занимается генеральный директор Татьяна Ганюшина. В конце 2014 года мы плотно работали с Лесотехнической академией (Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени Кирова – Ред.). Бакалавры-ландшафтники сделали для нас несколько концепций приспособления Сада Бенуа под современное использование. Нам не приходится бегать за ними и уговаривать – у студентов действительно есть мотивация, которая заключается в интересе к нашему проекту. В будущем мы планируем наращивать волонтерское движение внутри проекта «Бенуа1890» и открыты для сотрудничества.
В связи с инициативами депутатов в практике российских НКО происходят перемены, в частности в 2014 году депутаты озаботились поисками «иностранных агентов» в гражданском обществе, и эта тема также обсуждалась в ходе бизнес-завтрака. Адвокат Анна Заброцкая, руководитель практики «Разрешение споров» компании Borenius, рассказала об изменении в законодательстве, о некоммерческих организациях и о том, какие НКО могут попасть в реестр иностранных агентов.
Для Сообщества менеджеров Executive.ru тема третьего сектора и его взаимодействия со вторым (с бизнесом) представляет собой новое явление. Управляющий партнер Executive.ru Роман Василенко сообщил участникам бизнес-завтрака, что деятельность Executive.ru, как социального медиа, направлена на отражение интересов прежде всего менеджеров: «Из тех кейсов, которые здесь были приведены, кейс бренда «Воздушные ворота Северной столицы» по привлечению 5 тыс. волонтеров для тестирования нового терминала аэропорта «Пулково» представляет наибольший интерес, поскольку он – профильный для нас. Из этого мог бы получиться отличный яркий материал, но я ставлю вопрос шире: не только об освещении взаимодействия бизнеса и НКО, но об участии в этом взаимодействии. У нас пока нет готового ответа на вопрос, в каком формате могло бы проходить это взаимодействие, мы размышляем об этом формате».
Фото: Мария Семенова и Маша Конопелько
Волонтёр - это ЧТО?? или Кто?? Волонтировать - это что делать? Есть наше понятие - ДОБРОВОЛЕЦ - это Добро-Волец,- вольно делающий добро!! Задолбало это инглиш-мэство!!!
Вообще это из латыни, а не из английского. К слову так сказать.