Кризис – это всего лишь сильный ветер

Санкции, низкие цены на углеводороды, «злые» американские сенаторы и прочие факторы, негативно влияющие на экономическую ситуацию в России, можно сравнить с сильным ветром, который повалил деревья, корни которых были слабыми и не смогли противостоять сильным порывам. В реальной жизни до прямого соответствия с моей ассоциацией дело не дошло, и верю, что никогда не дойдет. Несмотря на некоторое ухудшение экономического положения, ситуация выглядит более позитивной, чем негативной.

Как природные, так и экономические ураганы были, есть и будут играть роль санитаров леса, удаляя с рынка только те компании, которые не имеют права вести бизнес по причине собственной слабости и болезненности. Устоявшие же, наоборот, только станут еще сильнее и, следовательно, будут готовы выдержать очередные испытания, которые будут обязательно.

На мой взгляд, несмотря на весь негатив, связанный с закрытием компаний, от кризисов больше пользы. Ведь закрываются именно те, кто в своей парадигме организации и ведения бизнеса искажал и извращал положительную суть и роль предпринимательской идеологии в глазах своих сотрудников и своих клиентов, подпитывая и укрепляя своим существованием штампы о жуликоватых эксплуататорах-собственниках и руководителях бизнеса, нечистых на руку предпринимателях, готовых на все ради денег коммерсантов. Именно кризис спасает общество от ложного идеологического пути, когда нежелание руководителя развивать себя оправдывается им наличием историй успеха недоучек, нежелание тратить средства на обучение сотрудников укрепляется тем, что и так прибыль растет. Клиенты удовлетворяются общением с нелюбезным персоналом, а отсутствие заботы и уважения к людям обосновывается тем, что «они понимают только по-плохому».

Именно кризис может в короткие сроки заставить изменить подходы большинства к ведению бизнеса? Никакие статьи, книги, агитация и призывы быть более эффективными, человечными и открытыми не воспринимаются большинством управленцев как инструкция по применению, пока они не станут единственным способом к спасению и развитию в изменившейся среде. Пока окружающая бизнес-среда позволяет жить по привычке, мало кто по своей воле захочет лишать себя созданного комфорта, «сниматься» с насиженной управленческой парадигмы и пускаться в приключения. И еще какие приключения…

Познакомьтесь с четырьмя основными вершинами, которые необходимо покорить.

1. Выбрать правильную идеологию

Сейчас самое время задуматься о главном – о сути. О причине, по которой в современном обществе востребована такая социальная активность как бизнес. Идеология об эксплуатации и присвоении прибавочной стоимости, прямо скажем, никуда не годится и не может работать. Бизнес, первой целью которого является зарабатывание денег, не выживет. Суть бизнеса в том, чтобы служить! Служить своим клиентам, своим сотрудникам, обществу. И это исключительно прагматичная точка зрения. Разве клиенты не платят деньги за то, что бизнес решает их задачи, обслуживает их потребности, удовлетворяет их желания? Мы – клиенты – не платим, если не удовлетворены наши потребности.

А работают ли сотрудники на предприятии, которое не удовлетворяет их потребности? Работают. Могут работать даже долго, но всегда плохо. Какая досадная близорукость – считать наоборот! Это словно думать, будто дерево сможет расти корнями вверх, а кроной в земле.

2. Поставить улыбки сотрудников на первое место

Что касается денег, то приведу один пример, чтобы не выглядеть голословным, заявляя, что первая цель – зарабатывать деньги – для бизнеса является разрушительной. Максимальный финансовый результат возможен при минимизации затрат и максимизации выручки. Следовательно, все то, что не влияет непосредственно на увеличение выручки, нужно «резать». Улыбки сотрудников компании прямо влияют на выручку? Нет! Никто никогда не докажет финансово-ориентированному управленцу, что плюс три улыбки увеличивают прибыль на 5%, поэтому надо инвестировать в «улыбки». Но я, как руководитель с двадцатидвухлетним стажем и управленческий консультант, работающий со многими компаниями, уверен на все 111%, что улыбки сотрудников – это первая точка генерации прибыли в компании.

Примеров статей расходов, напрямую не связанных с прибылью, но от этого не менее важных, можно привести сотни. Базовая причина экономической слабости – в самоубийственной идеологии бизнеса, которая заключается в стяжательстве и эгоцентризме.

3. Служить, а не эксплуатировать

Рано или поздно, признав, что смысл бизнеса в служении, руководитель должен изменить свое отношение к людям, которые работают у него в компании. В качестве символа, изменившегося подхода в этом вопросе, из общения должна уйти, например, такая фраза: «На меня работают столько-то человек». Ей на смену должна прийти: «Со мной работают…», «Я работаю с …». Руководитель должен считать, искренне верить в то, что он работает на своих сотрудников и служит им.

Может, для кого-то это сейчас звучит дико, но вспомните, например, фильм «Легенда номер 17». Кто, на кого там работал? Игроки на Тихонова, или Тихонов на игроков? Конечно, Тихонов! Он служил своей команде, делая из нее легенду, состоящую из легендарных игроков, которые смогли стать такими, потому что их тренер отдал всего себя, чтобы они стали теми, кем мы сегодня восхищаемся!

Присмотритесь внимательно к тому, как все устроено в жизни, и вы найдете бесконечное количество подтверждений вокруг себя. Любой руководитель должен перевернуть у себя в голове воображаемое дерево и поместить корни в землю, чтобы обеспечить естественный, стабильный, устойчивый рост. Встаньте на позицию лидерства, как на позицию служения, и проблем в бизнесе станет на несколько порядков меньше.

Как измерить? Очень просто. Достаточно задавать себе всего два вопроса не реже одного раза в год:

1. Конкретное число сотрудников, кому вы помогли добиться большего успеха, чем они могли когда-либо мечтать?

2. Стали ли ваши сотрудники, которым вы помогали, сильнее, мудрее, здоровее, самостоятельнее, что конкретно вы для этого сделали?

4. Добиться правильного вопроса от сотрудников

После того, как руководитель прожил первые три этапа, самое время переходить к изменению картины мира у своих сотрудников и формированию культуры служения клиенту и обществу. Только на этом этапе, используя свой пример отношения к жизни, руководитель может ожидать от своих коллег столь желанного всеми управленцами вопроса сотрудника: «Что я могу сделать для вас?» вместо вопроса «Что вы можете сделать для меня?». Цель этого этапа создать все возможное, чтобы люди полюбили свою работу, относились к ней, как своему самому страстному увлечению.

А теперь скажите, неужели компания, в которой будут работать такие люди, может почувствовать экономический кризис? Никогда! Такие компании чувствуют на себе «плохую экономическую погоду» одними из последних, если вообще чувствуют. Как правило, как и с аналогией с упавшим деревом, устоявшие начинают расти еще быстрее из-за образовавшегося большего доступа к солнечному свету.

Кризис – это всего лишь ветер. Да здравствует кризис! Да здравствует свежий ветер перемен!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Санкт-Петербург

Конечно есть польза от кризиса если закрываются нужные компании - но вы поглядите что у нас происходит второй кризис подрят. Закрываются рыночные игроки, а гос компании и связанные с государством бизнесы продолжают жить как раньше - ни о какой эффективности на практике там вопрос не ставится, наоборот, они в кризис получают доп. деньги от государства.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

''''Ведь закрываются именно те, кто в своей парадигме организации и ведения бизнеса искажал и извращал положительную суть и роль предпринимательской идеологии в глазах своих сотрудников и своих клиентов, подпитывая и укрепляя своим существованием штампы о жуликоватых эксплуататорах-собственниках и руководителях бизнеса, нечистых на руку предпринимателях, готовых на все ради денег коммерсантов.''''
Удивительная глупость. В кризисы страдают те, кто их не ждал а планировал развитие и т.д. А выигрывают те. кто - как справедливо замечено выше - хорошие люди, для которых всегда наготове бюджетные миллиарды и те, кто любую лишнюю копейку конвертирует и кладёт на свой валютный счёт на каймановых островах

Аналитик, Москва

Прочитал название компании автора в русской транскрипции:

''Оу-Кей-Джи Эс-Кью-Ай Раша''...Так это, надо полагать, в сокращенном варианте...
Мудрено...Наверное, чтобы никто не догадался...Представил телефонный диалог...:-)

- Здравствуйте, это компания ''Оу-Кей-Джей Эс-Кью-Ай Раша''? Мы бы хотели воспользоваться Вашими услугами...

- А вот и не угадали! Это компания ''Оу-Кей-Джи Эс-Кью-Ай Раша''!

- Ой, простите, пожалуйста! Но может бы...

- Ничего, бывает. И Вам всего хорошего!

Генеральный директор, Екатеринбург

[COLOR=gray=gray]''Ведь закрываются именно те, кто в своей парадигме организации и ведения бизнеса искажал и извращал положительную суть и роль предпринимательской идеологии в глазах своих сотрудников и своих клиентов, подпитывая и укрепляя своим существованием штампы о жуликоватых эксплуататорах-собственниках и руководителях бизнеса, нечистых на руку предпринимателях, готовых на все ради денег коммерсантов.''[/COLOR]
Кто проводил исследования, где можно ознакомиться с результатами, на которые Вы ссылаетесь. Или не было ничего и это просто умозаключения автора?
[COLOR=gray=gray]''Рано или поздно, признав, что смысл бизнеса в служении, руководитель должен изменить свое отношение к людям, которые работают у него в компании. ''[/COLOR]
Это давно изученный феномен, который называется ''Обслуживающее лидерство''. Да, это эффективно, т.к. менеджер обслуживает (организует) процесс функционирования (т.с. в широком смысле). Так это нормально. Только вот нет предпосылок, чтобы менеджеры начали по-новому к людям относиться. На минувшей неделе проводила тренинг по бизнес-этикету с секретарями очень большой закрытой конторы. Четыре девушки со мной спорили о бесполезности применения техник избегания конфликтов. Им все время хотелось ответить обидчику по полной. Благо, место служебное много чего позволяет (они так себя ощущали). Думается, что с оглядкой на своих боссов.
[COLOR=gray=gray]Только на этом этапе, используя свой пример отношения к жизни, руководитель может ожидать от своих коллег столь желанного всеми управленцами вопроса сотрудника: «Что я могу сделать для вас?» [/COLOR]
На работу надо принимать сотрудников, готовых слушать клиента и ''удовлетворять'' его. Перевоспитывать вряд ли получится. У нас еще не поменялся менталитет '' ... И вечный бой''.

Генеральный директор, Тольятти
Елена Власова пишет: На работу надо принимать сотрудников, готовых слушать клиента и ''удовлетворять'' его.
Уважаемая Елена, а где их взять, таких, с правильным менталитетом? Если они в качестве образца поведения нигде такого отношения не видели за все свое трудовое время? Ну и в качестве уточнения ограничу применимость такого клиентоориентированного менеджера - он плох там, где надо разбирать последствия сования клиентских рук в сложное оборудование, то бишь в сервисном центре. Тут важнее профессионализм и твердая справедливость, нежели клиентоориентированность.
Генеральный директор, Екатеринбург
Юрий Полозов пишет: Ну и в качестве уточнения ограничу применимость такого клиентоориентированного менеджера - он плох там, где надо разбирать последствия сования клиентских рук в сложное оборудование, то бишь в сервисном центре. Тут важнее профессионализм и твердая справедливость, нежели клиентоориентированность.
Уважаемый Юрий. Мне понятно, что Вы хотите сказать. Противоречий пока не вижу. 1. Персонал я подбираю, тестируя систему ценностей (собственно тесты + интервью с кейсами. Сразу смотрю реакцию). Не все так печально. И среди молодых есть ''испорченные'', и среди возрастных есть адекватные. Их надо найти. Опять же, вакансия д.б. ликвидной. Описать ее надо точно и без обмана. Посмотрите, сплошные штампы. Наизусть знаю. Но каждый работодатель, считает, что претендент почему-то правильно поймет написанное. Хотя слова: качественный, эффективный, предприимчивый, креативный и т.п., - все понимают по-своему. С миссиями такая же ''фигня''. Не понимают руководители и иже с ними, что миссия - это табличка на двери. Если написать там что-то общее, то клиент пройдет мимо, подыскивая конкретные предложения. 2. Полностью согласна. Не надо Вам пускать менеджеров делать то, что не прописано в ДИ. Об этом следует договориться либо сразу, либо после ЧП. Тоже сразу. Каждый должен делать то... 3. Совсем не согласна (просто ОПАСНО!!!) сводить воедино:
Юрий Полозов пишет: Тут важнее профессионализм и твердая справедливость, нежели клиентоориентированность.
Клиент-сть - это огромная фора на рынке. Это совершенно точно: ''Нас не догонишь!'' Профессионализм желанно-опасная компетенция. Профи (научные данные) имеют низкую лояльность. Им клиенты не интересны (если это не профи в клиентинге). Профи жестко говорят и действуют. И могут разрушить взаимоотношения с партнерами в силу ''справедливости''. Им, профи этим, простите, няньки нужны. Я читаю посты на форуме. Не мне Вам показывать, как профи относятся к клиентам и персоналу. У них (это не только мои наблюдения) всегда обнаруживается большая «зона роста» в плане эмоционального интеллекта. Профи всегда логично обоснуют, почему не надо «носиться» с людьми. Вот такая моя профессиональная печаль. Да и понятно, срабатывают психологические защиты своего «Я». «Не умею-не могу, значит и не надо вовсе. И всем сейчас докажу» Вот как-то так.
Генеральный директор, Екатеринбург
Елена Власова пишет: У нас еще не поменялся менталитет '' ... И вечный бой''.
https://youtu.be/g_zj1A6JrWo
Генеральный директор, Тольятти
Елена Власова пишет: Профессионализм желанно-опасная компетенция. Профи (научные данные) имеют низкую лояльность. Им клиенты не интересны (если это не профи в клиентинге). Профи жестко говорят и действуют. И могут разрушить взаимоотношения с партнерами в силу ''справедливости''.
Уважаемая Елена, я вот специально оговорился про сервисный центр и анализ дефектов. Человек, который выявляет дефект и выясняет причину его возникновения, не должен быть озабочен клиентоориентированностью, ему это качество мешать в работе будет. Точнее говоря, он правду должен любить больше, чем клиентов.
Генеральный директор, Екатеринбург
Юрий Полозов пишет: Точнее говоря, он правду должен любить больше, чем клиентов.
Думаю, что одно другому не мешает. Скорее, предполагает. Врач из ''любви'' не говорит пациенту о том, что обязательно надо ... вырезать, вылечить, прижечь, зашить, помассировать, загипсовать...?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.