Хотите выжить в кризис? Забудьте о прибыли

Нынешний кризис уникален, такого еще не было в новейшей истории России, в 1998 и 2008 годах мы не были отрезаны от рынка западного капитала, где всегда можно было дешево купить необходимую наличность.

Сейчас все по-другому, и это хорошо, потому что это шанс изменить, наконец-то, экономику в масштабах страны, и что, наверное, даже важнее – изменить бизнес в головах предпринимателей.

Как только доллар стал расти, бизнес отреагировал вполне ожидаемо и предсказуемо, так он реагировал в 1998 и 2008 годах – стали расти цены. На первый взгляд, этот шаг был вполне логичен, по крайне мере, с точки зрения обывателя или математика-экономиста: ведь чтобы вернуть уровень прежней выручки необходимо поднять цены, и тогда выручка не упадет.

Вроде бы, все логично, но когда растет доллар и падает, обесцениваясь, рубль, люди не тратят больше, они экономят, и повышение цены еще больше отпугивает их от покупок. Наш бизнес очень эмоционален, он сильно завязан на личности предпринимателя, что в определенном смысле хорошо, но делает такой бизнес уязвимым к эмоциональным реакциям руководителя. Вероятно, кризис и последующее падение продаж многими предпринимателями были восприняты как мощный стресс, выбивающий весь прежний образ жизни из колеи, и, соответственно, реакция на этот стресс была вполне ожидаемая.

При возникновении сильного стресса человек проходит через несколько этапов принятия этого стресса: отрицание, торг, агрессию, депрессию и только после этого принятие. Именно так и реагирует наш бизнес на текущий кризис.

Повышение цен при падении платежеспособности населения – это типичный пример отрицания бизнесом ситуации на рынке. Так не хочется верить, что хорошие времена прошли, что бизнес делает шаги, даже идущие ему во вред, лишь бы они не противоречили сложившейся картинке непрекращающегося благополучия. То есть: я не хочу видеть и знать, что не совпадает с моим представлением. Это очень по-человечески, но совершенно неэффективно. Бизнесу еще очень далеко до принятия этой ситуации, но это то, что позволит либо выжить в кризис, либо погибнуть.

Кстати, очень позитивным сигналом роста уровня предпринимательского сознания стало то, что, впервые за все истории кризисов нашей страны, некоторые компании начали переходить к этапу торга: стали проводить акции и начинать скидки раньше установленного срока. Примером, может служить ЦУМ, который еще летом начал проводить скидки раньше времени, осенью к нему присоединились и другие, в частности, непродовольственные сети, то есть те, на товарах которых потребитель стал экономить в первую очередь.

Сейчас, когда кризис углубляется, к ним присоединились и продуктовые сети. Но в отличие от непродовольственных магазинов, в которых скидки и акции распространялись на весь ассортимент, в продовольственных сетях скидки идут только на некоторые позиции. Таким образом, компании пытались и пытаются выторговать обороты за счет снижения стоимости отдельных товаров, в расчете, что покупатель будет брать и другие товары по прежним и даже по новым высоким ценам. То есть опять попытка не принять ситуацию, а поторговаться и, может быть, переменить ситуацию. Конечно, такая тактика не приносит желаемого результата, так как покупатели покупают товары по акциям, не покупая другую продукцию, и не повышают роста общего оборота. Но все же, этот шаг говорит о большом изменении в сознании нашего бизнеса, но пока эти изменения не столь глубоки, и реального анализа ситуации эти шаги не предполагают, и, соответственно, не предполагают и выработку адекватной стратегии ведения бизнеса в кризис.

Следующим ожидаемым этапом, вероятно, будет агрессия, когда бизнес начнет, не замечая реальности, отказываться от скидок и повышать цены еще больше, при этом также будет проведения «дикая» оптимизация персонала, знакомая нам с 2008 года, когда сети сократили персонал и подняли цены, и покупателям приходилось искать продавца, который им продаст товар. Странное, конечно, поведение бизнеса, если вы хотите поднять продажи.

Вариантом этапа депрессии будет, наконец-то, снижение планов продаж и закрытие нерентабельных точек. Через этот этап прошла, например, компания «Евросеть», которая в 2008 году с 5000 салонов снизила их число до 3500 (цифры не точные, но отражают тенденцию).

Именно после всех этих этапов компании придут, наконец-то к принятию кризиса и пониманию того, что в кризис надо забыть о прибыли.

Кризис – это время для:

  • пересмотра стратегии бизнеса;
  • отказа от неэффективных действий;
  • поиска ошибок и их исправления;
  • повышения собственной компетентности;
  • повышения компетентности персонала;
  • вкладывания в будущее.

Но не время для прибыли – это остановка для качественного прыжка. Когда кризис пройдет, а проходит все, у бизнеса появится шанс реализовать новые возможности.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Управляющий партнер, Москва

Согласен с тем, что кризис это время задуматься о своем бизнесе В свое время Баффет сказал, что кризис это когда становится понятно, кто купался без трусов:))
Я согласен, что это возможность еще раз посмотреть на свою стратегию и многое другое ( в том числе перечисленное автором)
Не согласен только с одним: отказаться от прибыли! В конечном итоге весь пересмотр и начинается ради того, чтобы бизнес снова стал прибыльным И помнить об этом нужно постоянно
Возможно, следует говорить об уровне прибыли или прибыльности бизнеса на время начатых изменений
Если в кризис не будет текущей прибыли, даже минимальной, за счет чего бизнес будет жить: кредиты или новые вливания собственника?
Наверно могут быть очень короткие периоды, когда ликвидность важнее прибыльности, но, повторюсь: помнить о прибыльности нужно всегда

Партнер, Украина

Кризис - это резкое изменение окружающей среды в результате которого наши старые стратегии перестают работать. Поэтому, автор прав в том, что кризис - время пересматривать свои стратегии.
А насчет отказа от прибыли - это полная чушь.
Резкое снижение прибыльности произойдет только на время остановки и перестройки бизнеса.
А потом - новые продукты и новый подъем!
Кризис по-сути создает новый рынок на котором все игроки начинают заново в новых условиях, поэтому кто первый придумает продукт, подходящий новому рынку - тот на нем и растет))
Впрочем, возможно автор имел в виду (хотя прямо не говорит об этом) только очень большие компании, национального масштаба? Реорганизация которых превращается в большое, длительное мероприятие, явно разделяемое на видимые фазы - классификацию которых и предлагает автор?

Консультант, Москва

Кризис - это время наконец умереть для тех, кто забыл, что ''мозги - это орган выживания'' (Альберт Сент-Дьерди)

Коммерческий директор, Москва
''Пересмотреть парадигму бизнеса'' и ''забыть о прибыли'' в логическую цепочку не выстраиваются. Прибыль - один из тех ресурсов за счет которого и производится перевод на новые рельсы. Здесь правильнее выразиться - сместить фокус на другие вещи: 1. Переход к бюджетированию (его в нашем бизнесе либо нет, либо в том виде, в котором есть, оно не имеет права на существование). 2. Повышение эффективности персонала с сопутствующей корректировкой основных процессов (так как повысить квалификацию явно недостаточно - нужно, чтобы ее применяли). 3. Глубокий анализ рынка (Ваши конкуренты в такой же ситуации, если не хуже. Кризис - всегда возможность для атаки. Если же Ваша компания хуже конкурентов - значит Вы чем-то не тем занимаетесь. В таком случае у Вас либо катастрофически сокращается время, как другой стратегический ресурс, на выполнение п.п. 1-2, либо Вы умираете. 4. Ну и конечно контроль за финансовыми показателями. Одна из свойств кризиса - неопределенность во времени и, как следствие, Вы не сможете рассчитать имеющиеся запасы денежного ресурса для тушения пожара (работы в убыток). Как показывает практика, при правильно настроенной технологии и эффективном персонале (и менеджмента в том числе) даже в условиях глубочайшего кризиса можно, как минимум, работать в ноль.
Федор Нестеров пишет: Впрочем, возможно автор имел в виду (хотя прямо не говорит об этом) только очень большие компании, национального масштаба?
В случае с большими компаниями, реакция на кризис у них маркетинговая. Они обладают или могут себе позволить приобрести все ресурсы и технологии, за счет чего они и стали большими. Соответственно, в первую очередь фокус - на потребителя: привлечение, перехват и т.д.
Руководитель проекта, Москва
Александр Тимошин пишет: Не согласен только с одним: отказаться от прибыли! В конечном итоге весь пересмотр и начинается ради того, чтобы бизнес снова стал прибыльным И помнить об этом нужно постоянно Возможно, следует говорить об уровне прибыли или прибыльности бизнеса на время начатых изменений
Александр, именно снижение ''аппетитов'' я и имел ввиду, на время кризиса надо забыть о той неадекватной марже, что привык получать НАШ бизнес. Кризис должен быть отрезвителем, от угара в котором находились многие наши компании не зависимо от их размера. Посыпался уже ''Связной'' как сеть так и как банк, ждем обвала Тинькова и другие примеры бизнеса оторванного от реалий и основанного на неорганическом росте. Кризис время для подумать, не для для нахапать.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Михаил Боднарук пишет: надо забыть о той неадекватной марже, что привык получать НАШ бизнес.
Честно сказать не знаком с теми отраслями бизнеса которые получают ''неадекватную маржу''. 20% сверху это за счастье, и мигом эту наценку сожрут аренда-зарплата-налоги-кредитный процент. А угар это обычно полный обман - кто-то набирает кредитов, сливает их под рекламные и маркетинговые контракты и в итоге сбегает от кредиторов. так что нынешний кризис обязательно похоронит тех кто начнёт работать без прибыли. То есть в убыток. Ибо поставщики товаров и услуг для этого ''предпринимателя'' не станут сходить с ума синхронно с ним.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

''в 1998 и 2008 годах мы не были отрезаны от рынка западного капитала, где всегда можно было дешево купить необходимую наличность.

Сейчас все по-другому, и это хорошо,''

Фраза (прошу прощения что вырвал из контекста частично) с моей точки зрения звучит так: ''в этот раз в отличие от прошлых мы тонем в условиях когда нет спасательных кругов. И это хорошо - так мы научимся плавать''. Успеем?

Генеральный директор, Москва

Не согласен с автором по нескольким причинам. 1. Если в 2008 кризис был мировым, то сейчас кризис в первую очередь чисто российское изделие, связанное с кризисом в головах нашего правительства и ''капитанов индустрии'', являющихся добросовестными учениками западной либеральной бизнес-школы и завязанных на спекулятивных показателей сырьевых и валютных бирж, не являющихся реальным показателем состояния экономики. Такое твердое ощущение, что кризис искусственно создан и активно раскручивается с политическими целями. 2. Примеры, приведенные автором, в первую очередь касаются розничных структур (спекулятивных в своей основе), а не реального сектора экономики.
Сейчас нет рецептов стандартного лечения кризиса. Предлагаемая правительством ''антикризисная'' программа 60 пунктов по сути является очередным вкачиванием денег в банковскую сферу и гос. компании. Мы опять пытаемся лечить последствия, а не первопричину. Поручить лечение тому доктору, который своим незнанием, безграмотностью заразил пациента - вот что мы пытаемся сейчас сделать. Лечение может быть только кардинальное. Замена докторов на докторов не из ''западных систем бизнес-ценностей''. Создание не ''антикризисной'' программы, а ''программы развития''. Вкладывание денег не в банки и т.н. ''народные достояния'', а те сектора, которые позволят дать наполнение полок отечественным товаром и обеспечат работой наших сограждан. Надо запустить механизм рота покупательной способности населения в первую очередь!Надо смотреть правде в глаза. Кризис создан в т.ч. и санкциями запада. Раз есть санкции - значит есть форс-мажор по возврату заимствований в западных финансовых структурах. Вы его породили (кризис) - платите. Прекратить привязку рубля и нефти к спекуляциям на бирже. Перевод контрактов по сырью в рублевую зону. Хватит либерального нытья о том, что мы часть мировой экономики и западных ценностей. И реальная либеризация частного среднего и мелкого бизнеса. Хватит кормить гос.монополии, которые по сути есть частные. если гос - национализировать их к чертовой бабушке. Лечить не последствия - а причину!

Менеджер по маркетингу, Москва

Мне кажется, что если исключить прибыль, как цель, то все остальные пункты не получится осуществить. Её может быть не совсем получится иметь, но видеть её перед собой и помнить о ней - это точно нужно.

Генеральный директор, Москва

Бизнес без прибыли не может существовать априори. Тогда он превращается в благотворительность или инвестиционную деятельность. Как правильно говорилось не однократно выше, вопрос в норме прибыли и периоде уменьшения этой нормы по сравнению с необходимой.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.