Как построить простую систему учета рабочего времени?

Когда заходит разговор о необходимости учета рабочего времени сотрудников, многие коллеги и подчиненные начинают рассуждать о том, что это приводит к неоправданным трудозатратам, что это каменный век и бюрократия, и т.п.

Однако пользы, получаемой от разумного учета трудозатрат сотрудников, никто не отменял. Особенно актуальным вопрос учета рабочего времени становится в компаниях нематериального производства, где расходы на трудовые ресурсы – являются основной статьей затрат.

Что может дать правильный учет рабочего времени?

Какая польза для менеджера от учета своего и сотрудников рабочего времени?

1. Упрощение планирования рабочего времени, так как появляются сведения об активностях по различным направлениям.

2. Более правильное распределение трудозатрат на различные продукты/проекты компании.

3. Сокращение «пожирающих время» активностей, не несущих требуемого результата.

4. Четкое распределение внутренней себестоимости работ между заказчиками внутри организации.

5. Сокращение (при правильном внедрении) перегрузки работников, переработок и т.п.

Практический опыт автора показывает, что с разумными затратами учет рабочего времени позволяет довольно быстро достичь следующих целей:

  • распределение рабочего времени по брендам/продуктам, что позволяет вести более правильный учет затрат на владение ими;
  • распределение рабочего времени по основным заказчикам. Как правило, рабочее время распределяется по правилу Парето: 20 % заказчиков забирают 80 % временных ресурсов;
  • распределение рабочего времени по основным видам работ, в том числе, таким как совещания, коммуникации с партнерами, документооборот и т.п.

Основные принципы и шаги при внедрении системы учета рабочего времени

При внедрении системы учета рабочего времени в отдельных подразделениях или во всей компании рекомендуется придерживаться следующих принципов.

  • Принцип разумности и достаточности: расходы на получение информации, не должны превышать выгод от ее использования.
  • Доверяйте, но контролируйте. Контроль – одна из основных функций менеджмента.
  • Нетворческих профессий не бывает.

Какие же основные шаги необходимо сделать для построения простой и работающей системы учета рабочего времени?

Определите разумный горизонт планирования и учета

Например, если компания владеет несколькими брендами, учет рабочего времени в обязательном порядке должен быть разделен между ними. Внутри брендов возможно дальнейшее деление по продуктам.

В крупном холдинге горизонт учета рабочего времени может находиться в следующей цепочке:

Стратегическая зона хозяйствования – Бренд – Продукт – Заказчик (в том числе внутренний) – Вид работ.

Глубина учета определяется конечными целями внедрения системы.

Проведите разъяснительную работу с сотрудниками

С самого начала важно донести до сотрудников, что внедрение учета рабочего времени – не способ тотального контроля над ними, а инструмент, помогающий им и менеджменту в более эффективном планировании и в сокращении бессмысленных активностей.

Непонимание работниками конечных целей учета приведет к тому, что в будущем, или даже с самого начала, сотрудники будут подходить формально к подготовке отчетов, а это в конечном итоге исказит данные.

Разъяснительная работа необходима будет постоянно до момента полного внедрения системы, а впоследствии необходимо будет разъяснять цели и задачи учета рабочего времени новым сотрудникам подразделения/компании.

Очевидно, что в процессе внедрения системы многие сотрудники будут говорить о том, что их профессия творческая, что их рабочий день невозможно систематизировать. Однако автор рекомендует придерживаться одного из главных принципов, изложенных в начале статьи – нетворческих профессий не бывает. Любая организация – это система, а работающие в ней люди – элементы системы, какими бы творчески-хаотичными они при этом не являлись. А значит, эти элементы можно проанализировать и учесть.

Сформируйте формат отчета, в последующем дорабатывайте механизмы учета, унифицируйте отчеты

На первоначальном этапе необходимо предложить сотрудникам наиболее простые форматы заполнения отчета. Возможно даже с использованием MS Word. Для начала излишняя полнота отчетов гораздо лучше, чем слишком краткие варианты, так как максимально развернутые отчеты позволят идентифицировать наибольшее количество типовых процессов, которые впоследствии могут быть унифицированы в справочники работ/сервисов.

Однако впоследствии объем и формат отчета необходимо сокращать до разумного минимума.

Для достижения изложенных нами ранее целей внедрения системы учета целесообразен следующий формат отчета об использовании рабочего времени (Табл. 1)

Таблица 1. Пример сводного отчета об использовании рабочего времени сотрудника

Вид

деяте-

льности

Обще-

хозяйственная

деятельность

Бренд 1

Бренд 2


Продукт

1.1

Продукт

1.2

Продукт

2.1

Продукт

2.2

Итого


Заказчик

1

З-к

2

З-к

1

З-к

2

З-к

1

З-к

2

З-к

1

З-к

2

З-к

1

З-к

2


Сове-

щания

10 ч

-

-

-

-

-

-

-

2 ч

-

12 часов

Коман-дировки

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Работа с доку-

ментами

2 ч

-

2 ч

1 ч

-

3 ч

3 ч

1 ч

2 ч

2 ч

16 часов

Работа с контр-агентами

-

-

5 ч

-

-

-

2 ч

1 ч

-

-

8 часов

Со временем систему нужно дорабатывать, упрощая и унифицируя отчетность. В определенный момент для учета рабочего времени должны появиться закрытые справочники направлений учета: брендов/продуктов/заказчиков/видов работ, изменения в которые с течением времени будут минимальны. Это позволит упростить и работу сотрудников по заполнению отчетов, и последующий анализ отчетов, и построение универсальных аналитик.

Постройте систему выборочного контроля

Сплошной контроль правильности учета – дело настолько трудоемкое, что в корне противоречит изложенному нами в начале статьи принципу разумности и достаточности. Однако выборочный периодический контроль необходим.

Ничто не мешает руководителю раз в неделю взять и проверить вместе с одним из работников его отчет за неделю, обсудив все аспекты отчета и трудозатраты работника на те или иные направления. Это позволит сократить количество ситуаций, когда отчетность заполняется формально, «чтобы отвязались».

Довольно действенным механизмом в российской действительности является правило подписывать отчеты о рабочем времени работниками. Как правило, документ, который требуется подписать, воспринимается сотрудником более серьезно.

Анализируйте отчеты, исследуйте узкие места, находите «пожирателей времени»

В конечном счете, вся система учета рабочего времени строится нами для анализа и поиска проблемных и неэффективных процессов. Поэтом уже на начальном этапе необходимо обращать внимание на «перекосы» в отчетности, большое количество непроизводственных активностей (например, совещания) или нетиповых для того или иного функционала активностей (например, большое количество времени на документооборот у менеджера по продажам). Это может свидетельствовать как о некорректном учете, так и о проблемах по данному направлению в организации.

Контролируйте трудозатраты на учет рабочего времени сотрудников

Обязательно добивайтесь от сотрудников указывать в отчетах в том числе и время, затраченное на учет. Если на начальных этапах оно может составлять до 30-40 минут в день, то через один-два месяца это время для сотрудника не должно превышать одного часа в неделю. Если это не так, значит, система работает неправильно.

Автоматизируйте учет

На рынке есть множество программных продуктов для учета рабочего времени. Изучите их и выберите подходящий вам по цене и функционалу.

Однако, как правило, для простейших систем учета (которую мы и пытаемся построить) достаточно стандартных инструментов MS Office: Excel или Access (см. предложенный выше формат отчета о трудозатратах сотрудника).

Примеры использования результатов учета рабочего времени

Сравнение результатов учета рабочего времени по направлениям/продуктам/проектам/видам работ позволяет зачастую выделить низкорентабельные «пожиратели времени».

Довольно часто, особенно в крупных компаниях, встречается ситуация, когда сотрудник тратит 40-50% своего времени на отчет, который руководитель использует для принятия копеечного решения. Или вообще отчет живет как рудимент прошлого, пользы которого никто не понимает.

Кроме того, учет рабочего времени в разрезе заказчиков (особенно внутренних) позволяет выявить проблемы, связанные с излишней безалаберностью сотрудников, заваливающих подразделение запросами, цель которых не всегда очевидна. Покажите заказчику (а лучше, если это сделают финансисты), что его запросы стоили подразделению Х человеко-часов, а это вылилось в ХХ тыс. рублей расходов организации, которые будут отнесены на внутренний бюджет заказчика.

Это стимулирует внутренних заказчиков (при правильном управленческом учете) перестать загружать подразделения бездумными или бессмысленными «срочными» запросами, обработка которых также становится «пожирателем времени».

Часто случается и такая ситуация, когда сотрудник, самостоятельно анализируя результаты учета своего времени, обнаруживает, что колоссальное количество временного ресурса он тратит на совещания, и решает, например, улучшить свои навыки проведения совещаний.

Учет рабочего времени иногда позволяет также диагностировать системные проблемы организации. Так, например, если по результатам учета менеджеры по продажам или другие, не являющиеся бэк-офисными, сотрудники тратят значительное время на оформление различных документов, то это говорит о проблемах с системой документооборота в организации.

Важно всегда помнить, что в результате внедрения системы учета рабочего времени сотрудники должны начать работать не большее количество времени, а меньшее, т.е. сократить переработки, авральные задачи и т.п. Это и будет основным положительным результатом внедрения.

Очевидно, что учет рабочего времени не панацея и не способ колоссального и взрывного роста эффективности работников. Однако при грамотном и разумном внедрении польза от этого инструмента для менеджера есть. Более того, система учета рабочего времени по основным работам/продуктам/заказчикам может стать впоследствии важным элементом построения системы управления подразделениями компании как внутренними сервисными центрами.

Авторский опыт показывает, что нередки случаи, когда линейные менеджеры, первоначально встречавшие внедрение системы учета рабочего времени в штыки, по прошествии определенного периода времени становились ее адептами.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Системный администратор, Москва

День добрый!
Вы хоть по пропускам СКУД вводите учёт рабочего времени, хоть по жизнедеятельности компьютера ... Есть персонажи - приходят раньше всех уходят позже всех, целый день тупит в планшетнике - так, что под него логи с рабочей станции не подобьёшь, что он целый день в сети торчал :) Так ещё пишет себе каждый месяц переработки :)))
Сугубо моё личное мнение по данному вопросу - должен быть вменяемый начальник, который ставит подчинённым конкретно сформулированные задачи и результат, контролирует ход деятельности на промежуточных этапах, и поощряет исполнительность, а если отдел совершил ''подвиг'' - то выбивает премию всему отделу. И ни какой системы учёта не нужно.
Есть только один вариант применения, это когда например в определённое время начинается обслуживание клиентов в банке, или магазине, или ещё где .... Там очень просто и не дорого к пропускам прикрутить время прихода и ухода :) НО всё ж таки жизнь сложная штука, пробки, личные обстоятельства, в вагон метро/электрички не получилось войти ... работа должна быть организована так, чтобы 1 сотрудник мог перекрыть хотя бы ещё одного своего коллегу.
В моём конкретном случае 1 человек обязан был перекрывать весь отдел, даже если до работы не добирался больше ни кто, обеспечивая беспрерывность деятельности организации :)

зам. генерального директора, Москва
Иван Белоусов пишет: Есть персонажи - приходят раньше всех уходят позже всех, целый день тупит в планшетнике - так, что под него логи с рабочей станции не подобьёшь, что он целый день в сети торчал smile:) Так ещё пишет себе каждый месяц переработки
Иван, практикой доказано, что 10 % сотрудников компании работают хорошо всегда и при любых условиях, 10 % работают плохо всегда и при любых условиях, а 80 % работают так, как ими управляют. Описываемый Вами типаж относится ко вторым 10 %. И задача менеджера активно выявлять таких людей и заменять, чтобы они не успели наносить больше вреда компании, чем это допустимо. При этом процентное отношение их все равно останется примерно таким же. И это не имеет никакого отношения к учету рабочего времени :) Я не сторонник учета ради контроля за сотрудниками. И данным материалом пытаюсь донести свою мысль, что учет хорош именно для того, чтобы найти ''пожирателей времени'' сотрудника. Если конечно у обоих сторон есть такое желание. А если желания нет ни у сотрудника, ни у менеджера, то и браться за это не стоит, ибо получится трудоемкая фикция.
Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

Несколько лет назад в организацию пришел новый руководитель (зам. гд по совершенствованию процессов) и начал вводить практику отчетов всеми руководителями от директоров, до начальников групп и бюро.. т.е. каждый руководитель должен писать недельный и месячный отчет о своей работе...кроме негатива и отвращения это не вызывало ничего...Кому и для чего нужна эта информация - самый главный вопрос..
цель получения подобной информации явно не в построении простого учета рабочего времени, это скорее прикрытие для другой, кому- то очень нужной информации конкретных людей. Марать всю организацию отчетами блажь.

зам. генерального директора, Москва
Виталий Эйнула пишет: Марать всю организацию отчетами блажь.
Виталий, марать - действительно блажь. А вот строить простую и прозрачную систему отчетности - весьма полезно. Мы на практике построили систему еженедельной отчетности для топ-менеджмента, в которой каждый еженедельно заполняет три раздела: достижения, в работе и проблемы. На каждый раздел не более 500 символов. Эффект был положительным, а отчеты не такие уж трудоемкие и тратится на них 5-15 минут в неделю. Правда предварительно всем объясняли, для чего это необходимо. А задавал ли кто вопросы Вашему руководителю? может идея-то благая, а реализация хромает?
Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль
Игорь Селиванов пишет: А вот строить простую и прозрачную систему отчетности - весьма полезно.
а материал предназначен для любой штатной численности?
зам. генерального директора, Москва
Виталий Эйнула пишет: а материал предназначен для любой штатной численности?
Виталий, в основу предлагаемого мной подхода заложен, как ключевой, принцип разумности и достаточности. Поэтому однозначного ответа с конкретными количественными параметрами дать невозможно. Каждый должен решить для себя, и взвесить плюсы и минусы. Если минусы для системы перевешивают плюсы,или затраты на ее внедрение велики, очевидно, что овчинка выделки не стоит. Опять же, понятно, что в стартапе совершенно бессмысленно вводить подобный учет, там и без этого есть над чем работать, а вот в организации, перешедшей на этап жизни, связанный с упорядочением всех процессов, это может оказаться полезным. Мой практический опыт касается компаний с численностью более 1000 человек и для подразделений в этих компаниях с численностью от 10 сотрудников и выше.
Александр Абрамов +935 Александр Абрамов Управляющий директор, Самара
Игорю Селиванову. Прошу вас, ответьте развернуто (если это нетрудно :) ) на ряд вопросов о еженедельной отчетности топ-менеджеров о расходовании фонда рабочего времени, в описанной вами компании из 1000 человек. (1) Причины введения такой отчетности (2) Перечень должностей топов, охваченных этой отчетностью (3) В чем конкретно выражался положительный эффект (4) Как и кем был подтвержден положительный эффект Спасибо.
зам. генерального директора, Москва
Александр, я в своем комментарии писал не об отчетности топ-менеджеров о расходовании фонда рабочего времени. Тут, похоже, возникло наслоение одного комментария на другой.
Мы на практике построили систему еженедельной отчетности для топ-менеджмента, в которой каждый еженедельно заполняет три раздела: достижения, в работе и проблемы. На каждый раздел не более 500 символов.
И компания, в которой ее построили имеет численность более 2500 человек и довольно разветвленную структуру. 1. Причины: а) быстро разросшаяся структура и отстающие от нее отчетные системы привели к тому, что у генерального руководства была несколько искаженная картина мира, относительно происходящего в подразделениях компании. б) смежные подразделения не всегда понимали чем занимаются соседи (на что в том числе жаловались их руководители). в) руководители структурных подразделений жаловались на отсутствие инструмента быстрого информирования топ-менеджмента о проблемах, требующих вмешательства генерального руководства. по сути все проблемы - недостаточная конвергенция быстро разросшейся организации. Все проблемы и причины были сформулированы по итогам анкетирования структурных руководителей и генерального руководства (которое проходило в рамках комплексного исследования уровня управляемости компании, о котором материал за моим авторством вышел в другом управленческом издании). 2. Все руководители структурных подразделений и отдельных бизнес-единиц группы компаний (более 40 человек) + заместители руководителя холдинга. Список должностей довольно большой для выкладывания. :) 3-4. Проблемы диагностированные по итогам анкетирования (п.1) оказались снятыми, что подтвердило следующее контрольное исследование.
Менеджер по логистике, Кострома

А надо ли вообще контролировать работу сотрудников. Ответ очевиден - надо. Сейчас каждый собственник бизнеса стремиться получить максимальный ДДР. И поэтому его ставленники -директора фирм -пытаются законными и другими способами достичь поставленных результатов. На помощь им приходят [FONT=Impact=Impact]системы учета рабочего времени и контроля персонала[/FONT]. По результатам которых можно ''подправить'' штат или направить сотрудников на достижение более высокой трудопроизводительности. А какая из ниже перечисленных программ является наиболее эффективной: сrосotiме, yаwаre, miрko, offiсе-mеtriка, bitcop security, lаnаgеnt и .т.п. Предложите своё видение вопроса и опыт использования.

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Сейчас для автоматизации учета времени создано много программных продуктов. У нас на работе учет времени мы ведем с помощью Time Tracking primaERP. Когда на руках оказывается собранная статистика, всплывают интересные вещи о том, кто, как и на что тратит свое время.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.